الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Обряды хаджа до и после Ислама

Дословный перевод слова хадж с арабского языка означает путешествовать, посещать какое-либо место. В терминологии богословия оно значит: ежегодное паломничество мусульман в священный город Мекку, с намерением совершить определенные религиозные ритуалы, предписанные Аллахом(хвала Ему!), которые на практике были разъяснены людям Пророком Мухаммадом(САС).

Впервые в истории человечества Хадж и его ритуалы были предопределены Всевышним Творцом во времена Пророка Ибрахима-Авраама(АС). Он был тот, кому Бог предписал построить Каабу – Дом Аллаха в Мекке, вместе с его старшим сыном Исмаилом(АС).

«Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц»

- говорит Всевышний Аллах о Каабе в суре Хадж.

После завершения строительства Каабы, пророк Ибрагим(АС) ежегодно совершал хадж-паломничество в Мекку каждый год. После его смерти эту практику продолжил его сын Исмаил(АС). Прошло время, ритуалы и цель хаджа были изменены людьми. Были включены элементы идолопоклонничества, которая распространилась по всему Аравийскому полуострову. Кааба потеряла свою первоначальную ритуальную чистоту. Внутри и вокруг него стояли каменные идолы различных языческих богов, количество которых достигало почти четыре сотни. Стены Святилища украшали стихи и касыды поэтов, а также разного рода произведения живописи.

В период хаджа сакральная территория вокруг Каабы напоминало больше арену цирковых представлений, нежели место поклонения. Мужчины и женщины в обнаженном виде совершали круги вокруг Святыни, аргументируя это тем, что выставляют себя перед Богом в первозданном виде. Их поклонения были лишены всякой искренности и поминания Аллаха и представляли последовательные хлопанья в ладоши, свист и звуки рога. Искажены были даже слова «талбии»(напева, который пилигримы скандируют, когда они отправляются в хадж). Взамен слов: «Вот я перед Тобой, мой Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой о Аллах, и нет у тебя сотоварища, вот я перед Тобой! Поистине, хвала Тебе! И милость принадлежит Тебе и владычество! Нет у Тебя сотоварища!» язычники говорили следующие слова: «нет у Тебя партнера, кроме того, кого Ты приблизил к Себе. Ты хозяин его и всего чем обладаешь!»

Жертвоприношения совершались с именем Аллаха(хвала Ему!), однако кровью жертвенного животного «омывали» стены Каабы, мясо вешали на жертвенные столбы, которые в большом количестве были установлены вокруг Святыни. Идолопоклонники были убеждены, что Аллах(хвала Ему!) нуждается в мясе и крови жертвенного животного.

Пения, танцы, пьянство, акты прелюбодеяния и другие безнравственные действия совершались паломниками. Поэтические конкурсы, в которых стихотворцы соревновались в красноречии и искусном воспевании таких качеств, как храбрость и щедрость своих соплеменников, и наоборот порицали трусость и скупость других племен, были составной частью ежегодного хаджа арабов доисламского периода. Одним из основных элементов языческого паломничества было «соревнование» в щедрости. Этот обряд представлял собой следующее: Вождь каждого племени забивал большое количество скота, ставил огромный котел и устраивал пышное угощение паломников с единственной целью прославиться своей щедростью и великодушием.

Арабы максимально были далеки от учений своего далекого предка и лидера Ибрахима(АС). Дом, который изначально был построен для поклонения только Единому Аллаху, был полностью осквернен язычниками, а ритуалы и обряды единобожия, установленные им, были уничтожены или сведены до минимума. Такое положение дел продолжалось около двух с половиной или трех тысяч лет. Затем наступило время, когда мольбе Ибрахима(АС) суждено было исполниться.

Человек по имени Мухаммад сын Абдаллаха, не случайно, появился на свет в том городе, где пророк Ибрахим(АС) обратился к Творцу Вселенной несколько веков назад со следующими словами:

«Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (С 2:129).

В течение двадцати трех лет Мухаммад(САС) распространил послание Единобожия – религию Ибрахима и всех пророков Аллаха(мир им) и установил Закон Аллаха на Земле. Посланник божий Мухаммад(САС) приложил все свои усилия чтобы возвысить Слово Всевышнего и чтобы раз и навсегда покончить с невежеством язычества, очистить Священную Каабу от идолов и вновь превратить Мекку в мировой центр Единобожия.

Пророк Мухаммад(САС) не только очистил территорию Каабы от примесей идолопоклонства, он также восстановил чистые обряды хаджа, которые были изначально утверждены пророком Ибрахимом(АС) с дозволения Всевышнего Бога. Вот как Коран предписывает порядок поведения пилигрима, разоблачая неприличность и позорность элементов, привнесенных в обряды хаджа людьми доисламского периода, и накладывает строжайший запрет на такие действия:

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа»(С 2:197).

Соревнования поэтов, которые страстно воспевали своих славных предков и соплеменников, устраиваемые ежегодно в сезон хаджа также были прекращены. Вместо этого Аллах повелевает паломникам:

«Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того. Среди людей есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас в этом мире!» Но нет им доли в Последней жизни»(С 2:200).

Наложен был запрет и на конкуренцию среди вождей племен в «щедрости». Да, кормление бедных и нуждающихся паломников во время хаджа поощряется, но только в тех рамках, которые были установлены Ибрахимом(АС). Убиение домашних животных, которые предназначены для пропитания человека должно нести характер приближения к Аллаху(хвала Ему!), а никак не преследовать цель возвышения среди людей и достижение похвалы. Вот что говорит про это Всевышний в Коране:

«Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны»(С 22:36).

Следующим аятом Аллах запретил ужасный обычай «омовения» стен Каабы кровью жертвенных животных и вывешивания их мяса на жертвенных столбах вокруг Святыни:

«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (С 22:37).

Через Мухаммада(САС), Создатель окончательно покончил с позорным обрядом как обход вокруг Священной Каабы нагишом и с аргументами язычников, которые они приводили в оправдание:

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». (С 7:32).

В доисламский период некоторые из людей, намерившихся совершить хадж, выходили в путь без каких либо припасов на дорогу. Таким образом, они подчеркивали свою глубокую преданность Богу и упование Ему во всем и считали это проявлением благочестия и богобоязненности. Этот обычай также был запрещен. Коран гласит:

«Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!»(С 2:197).

Таким образом, можно заключить, что практиковавшиеся в доисламские времена обряды и ритуалы, основанные на невежестве, были аннулированы. Сегодня ритуалы хаджа – это совокупность чистоты веры, богобоязненности, благочестия, простоты и строгости. Обряды его лишены шаловливости и легкомыслия, присущие людям эпохи невежества. Каждый шаг, каждый ритуал пилигрима сопровождается воздаянием хвалы Господу и поминанием Его, и каждая принесенная жертва посвящена только Единому Аллаху(!) Несомненно, только такой хадж более достоин вознаграждения Раем, о котором Пророк Мухаммад сказал:

«За благочестивый хадж нет иной награды, кроме Рая».

Да поможет Аллах всем желающим совершить паломничество в святые места!

Хасим Аккаев

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"