الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

О достоинстве совершения хаджа

Кто может совершать хадж?

1. Мусульманин, достигший совершеннолетия и находящийся в здравом уме.

2. Кто обладает достаточным количеством денег, чтобы оплатить свою поездку и пропитание вплоть до возвращения домой, а также для обеспечения своей семьи во время его отсутствия. При этом деньги должны быть заработаны законным, по шариату, путем («халяль») — т.е. не никоим образом, даже косвенно, не связанным с производством и продажей алкоголя, свинины, с азартными играми, шоу-бизнесом, ростовщичеством и пр., способами, запрещенным в исламе. Лозунг «цель оправдывает средства» в исламе неприменим. Деньги для хаджа также нельзя брать в долг. Вот еще один пример того, что ислам — легкая религия, (как сказал пророк Мухаммад (САС): «Я дал вам легкую религию»), в исламе не накладывается на человека таких обязательств, которые были бы ему не под силу.

3. Если ребенок совершил хадж вместе с родственником — независимо от того, сознавал он это или нет — хадж считается совершенным, однако это не освобождает его от обязанности совершения хаджа в зрелом возрасте.

4. Большинство богословов считает, что для женщины существует еще одно условие — сопровождение ее близким родственником мужского пола (махрамом), за которого она не может выйти замуж.

5. Старый, немощный человек, либо тяжело больной, должен поручить кому-либо совершить хадж за себя и предоставить средства на это, при условии, что человек, совершающий хадж за кого-то, уже совершил его за себя.

Пророк (САС) также указал на необходимость торопиться с выполнением этого долга: «Кто пожелал совершить хадж, пусть поторопится, ибо он может заболеть, верблюдица может заблудиться, либо возникнет какая-либо другая забота». Другими словами, человек не знает, что может случиться с ним в будущем: здоровый может заболеть, богатый — разориться.

Что отличает обряд хадж от других столпов Ислама?

Хадж — это величайший ежегодный конгресс мусульман, где собираются верующие со всех концов света, люди разных национальностей и цвета кожи, богатые и бедные, все они облачаются в одинаковую одежду - ихрам; и вместе, плечом к плечу, совершают один обряд поклонения. В хадже вы не отличите министра от простого продавца, алима (ученого богослова) от только что принявшего Ислам. Это еще раз подчеркивает равенство всех людей пред Всевышним, ведь, согласно Исламу, люди отличаются друг от друга только своей богобоязненностью, и ничем иным.

Ислам — религия коллективная, религия единения, это заложено в самом духе этой религии и во всех ее предписаниях, где нет места личному местоимению «я», а постоянно подчеркивается «мы»: «Тебе поклоняемся и Тебя просим помочь. Веди нас по прямому пути» (1: 4-5). В Коране Всевышний Аллах постоянно обращается ко всем верующим, и никогда — к одному: «О те, которые уверовали!» Обязательная пятничная молитва, собирающая всех мусульман своего округа раз в неделю; за каждую молитву, совершенную совместно — награда в 25 раз больше. Единство времени совершения обязательных предписаний Ислама — в одно и то же время все мусульмане встают на утреннюю молитву, в одно время совершают и все остальные (различие заключается лишь в разнице часовых поясов); в одно и то же время соблюдают пост и разговляются. В хадже это единение мусульман проявляется особенно ярко, это обряд особого рода, характеризующийся не только единством времени, но и единством места его совершения. В отличие от хаджа, молиться, соблюдать пост, выплачивать закят можно в том месте, где ты живешь.

В чем смыл совершения хаджа?

«И возвести людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины.» (сура «Аль-Хадж»:27). Эти слова были обращены к пророку Аврааму (мир ему). Таким образом, хадж, как обряд поклонения Единому Всевышнему Богу, был предписан людям еще со времен Авраама (в Исламе — Ибрагиму, мир ему). Впоследствии люди утратили единобожие, однако обряд хаджа сохранился среди жителей Аравии, дойдя до времен нашего Пророка Мухаамада (САС) в совершенно искаженном виде, со всеми чертами и атрибутами многобожия. Однако некоторые традиции древнего хаджа — например, почетная обязанность правителей Мекки раздавать бесплатную еду и питье паломникам — сохранились до наших дней. Обязанность совершения хаджа для мусульман была предписана нашему пророку Мухаммаду (САС) в 6 г.Х. (некоторые ученые считают, что в 9 г.Х.).

Пророк Мухаммад (САС) сказал: «Тот, кто совершил хадж, и не сквернословил, и не распутствовал — тот очищается от грехов своих словно в день, когда был рожден своей матерью». И еще он говорил: «За благочестивый хадж нет иной награды, кроме рая».

Аллах указывает в приведенном выше аяте на необходимость совершения благочестивого дела. Это — оставить свой дом и посетить Дом Божий, оставить на время свои мирские дела, отрешиться от суеты и забот, чтобы очистить все свои мысли и посвятить себя только поклонению, чтобы понять и почувствовать себя пылинкой, ничтожеством пред мощью и волей Всевышнего, чтобы отрешиться от себя, любимого, и почувствовать единение и свою общность со всеми мусульманами.

Ведь сказано: «За благочестивый хадж», то есть совершенный должным образом.

В исламе существует также понятие «хадж мабрур», то есть безупречный, ибо только такой хадж будет принят Всевышним. Не только совершенный безупречно, но после которого вера паломника усилится, и, вернувшись домой, он изменится, и будет совершать только благие дела. Принят ли его хадж — об этом паломник узнает только в Судный День. Страшной ошибкой является представление, что вот, совершил хадж, все предшествующие грехи «обнунились», и можно грешить дальше, ведь раз совершил хадж — все равно рай. Вовсе не так! Хадж — это не индульгенция с отпущением грехов.

Хадж — это обряд — испытание, не столько физическое, сколько душевное, психологическое, которое далеко не каждому оказывается по силам пройти достойно.

Призыв Аллаха, посланный к человеку, это призыв к его совести, и приходят в возбуждения все чувства паломника, волнуется сердце, и не может он не откликнуться на зов Господа своего. И каждый паломник возвышает свой голос: «Вот я пред Тобой, Господи! Вот я пред Тобой! Нет равного Тебе, слава и милость Тебе! Вся власть принадлежит Тебе! Нет равного Тебе» (это называется слова тальбийи). И паломник должен понимать, что для него этот призыв является честью, выше и священнее которой ничего нет.

Хадж начинается с намерения его совершить, затем следует вхождение в ихрам. Ихрам это не только и не столько особая одежда паломника, сколько некое особое психологическое состояние. Человек не может изменить себя мгновенно, переключиться нажатием кнопки. Поэтому и место вхождения в ихрам — микат — отдалено от Священной Мекки, именно там паломник произносит первый раз слова тальбийи. Микат — граница, за которой начинается Заповедная, Священная Земля, и в течении всего времени пребывания там паломник обязан контролировать не только свои поступки, но и все свои мысли, эмоции. Его мысли должны соответствовать святости места, в пределы которого он вступил.

Паломник должен подготовить себя, свою совесть, внутренне собраться, проникнуться мыслью о величии предстоящего ему дела, ибо он идет к Господину Дома, а не просто в дом. Направившийся туда с намерением приближения к Аллаху удостаивается чести чувствовать величие своего Господа. Но если он осквернил святыни, к которым его призвал Аллах, то на его голову падет позор и наказание может настичь его уже в этой жизни. В Коране сказано: «И если кто пожелает там отступничества по несправедливости, Мы дадим ему скусить наказание болезненное». (сура «Аль Хадж»:26). Обычно Всевышний Аллах наказывает только за совершенные прегрешения. Нет кары просто за намерение и желание. Однако Господь объявил нам о святости и неприкосновенности Своего Дома и о том, что наказанию подлежит даже желание совершить грех, если оно появилось в Доме Его. Нельзя, чтобы душа человека в присутствии Аллаха была бы занята чем-либо другим, кроме Аллаха. И если ты думаешь о другом, а не о том, что угодно Аллаху, то ты отдаляешься от Него. А это проступок, за который совершивший его подвергнется тяжкому наказанию. Так что на паломнике лежит еще и огромная ответственность.

Обряды хаджа

Паломничество в Мекку бывает большим – (араб. «хадж», букв. «твердое намерение») и малым (араб. «умра», букв. «посещение). Во время малого паломничества полагается вступить в ихрам, совершить обход вокруг Каабы (таваф), совершить пробежку между холмами ас-Сафа и аль-Марва (са’и), а затем побрить голову (для женщин -отстричь прядь волос). Во время большого паломничества, хаджа, к указанным обрядам добавляется пребывание в долине Мина, стояние на горе Арафат на 9й день месяца зуль-хиджа, ночевка в долине Муздалифа, возвращение в долину Мина, «джамарат», или побивание шайтана камнями, заклание жертвенного животного на 10й, праздничный, день месяца зуль-хиджа, совершение тавафа аль- ифада,или праздничного тавафа. Существует несколько видов хаджа,которые отличаются длительностью пребывания паломника в состоянии ихрама, а также очередностью выполнения некоторых обрядов.

Источник islamnaneve

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"