الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Сура «Покаяние», 1-6 аяты

"Господь и Его Посланник отрекаются от тех многобожников (язычников), с кем вы [мусульмане] заключили союз [мирный дого¬вор о ненападении, а они злостно нарушили его]"(1).

"[Безбожники, язычники!] Странствуйте же по земле четыре месяца [свободно, без опасений передвигайтесь] и знайте, что вы не ослабите Бога [ничего не сможете противопоставить Его воле; Не уйдете, никуда не спрячетесь от Его наказания]. [Знайте] что Он опозорит безбожников [и многобожников, они получат сполна за бесстыдство и незнание границ порядочности]" (2).

"И объявит Господь и Его Посланник людям в день великого па-ломничества о том, что Господь отрекается от многобожников, а так-же Его Посланник [отрекается от них]. Если вы покаетесь, то это - наилучшее для вас. Если же отвратитесь [от Бога], то знайте, что вы не ослабите Его [Божья кара рано или поздно настигнет вас]. "Обра¬дуй" же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием"(3).

"Кроме тех многобожников [эта жесткая реакция противодействия не относится к тем из числа язычников], с которыми вы заключили союз [а потому не смеете его нарушать], если они ни в чем пред нами его не нарушили и никому не помогали против вас. Доведите же до конца договор с ними [выполните все взятые на себя обязательства, ведь с их стороны не было ни вероломства, ни предательства]. Поистине, Всевышний любит богобоязненных [кто не ни словах, а на деле сохраняет трепет пред Богом, не выплескивая эмоции, а думая головой и сердцем; кто придерживается данных им слов и обещаний]" (4).

"И когда закончатся запретные месяцы, то убивайте многобожников [нарушивших в одностороннем порядке заключенный с вами ранее договор о ненападении] там, где их найдете, захватывай-те их, осаждайте и ведите против них разведывательные маневры, дайте им серьезный отпор, соответствующий их подлому поступ¬ку]. А если покаются они, начнут совершать молитву и выплачивать закят (обязательную милостыню в пользу неимущих), то освободи¬те им дорогу [более не трогайте их, оставьте]. Ведь Господь - Про¬щающий, Милостивый [и каждый, пока жив, может воспользовать¬ся проявлением Божьей милости]" (5).

"А если кто-то из многобожников (язычников) [людей иной культуры, веры] просит у тебя [у верующего] убежища [просит быть твоим соседом], то приюти его, пока не услышит он Слово Господне. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они - люди, не знающие [Истины. Все люди разные, и каждый имеет право на свое мнение. Если ты открыл для себя что-то вы¬сокое, то постарайся без принуждения и назойливости поделиться этим с другим. Будь надежен, излучай безопасность, но если кто-то поступил по отношению к тебе или другим вероломно, он заслужи¬вает достойного отпора в рамках местных канонов и законов]" (6).

Приверженцы крайних политических взглядов, относящие себя к числу мусульман и якобы выступающие от имени Ислама, часто пытаются оправдать и обосновать свои агрессивные действия против немусульман ссылками на Божественное Откровение. Часто ими используется девятая сура Священного Корана "ат-Тауба" (Покаяние) и именно первые шесть ее аятов, причем в узкой, "тесной" интерпретации.

Чтобы сделать канонически правильные выводы при рассмотрении данных аятов, необходимо сопоставить их между собой и также принять во внимание время их ниспос-лания и соотноше¬ние с другими аятами и хадисами.

В первом и втором аятах под отречением подразумевается отказ от гарантии безо-пасности со стороны мусульман в отношении многобожников, возносивших земных истуканов па уровень Едино¬го и Единственного Господи.

Почему же верующие, которые должны быть примером миролюбия для окру-жающих людей, вдруг перестают быть таковыми и проявляют враждебность? Ведь, к примеру, в одном из достоверных хадисов сказано: "Мусульманин [покорный Господу и законам Его] – это тот, от вреда руки и языка которого защищены дру¬гие мусульмане"'. А в другом хадисе говорится: "Истинно верующий [му' мин, уверовавший в Господа серд-цем] - тот, с кем люди [незави¬симо от того, верующие они или безбожники] чувствуют себя спокойно и безопасно".

Но вспомним предысторию ниспослания данных аятов.

Анализируя этапы пророческой миссии Мухаммада (да благо¬словит его Всевыш-ний и приветствует), мы видим, что столь реши¬тельный шаг, как военные действия, был предпринят лишь после того, как многобожники, изначально притеснявшие мусульман, на¬рушили мирный договор, заключенный между ними. Договор о пе¬ремирии был подпи-сан не из-за слабости мусульман, а, напротив, в момент, когда у них были власть, сила и организованное войско. Подписали они его с теми, кто с первых дней пророческой миссии Мухаммада подвергал мусульман физическим расправам, притеснял и унижал их честь и достоинство, изгонял из домов, вынуждал оста¬вить имущество и переселиться; с теми, кто не просто желал, но пы¬тался и на деле расправиться с Пророком (хотя этому плану не суж¬дено было увенчаться успехом). Именно с этими людьми мусульма¬не, имеющие все права для отмщения и возмездия, заключили мир¬ный договор, условиями которого были безопасность и неприкос¬новенность обеих сторон.

Однако когда Пророк Мухаммад(САС) со своими сподвижниками готовился к оче-редной битве с враждебными племенами (битве при Табуке), многобожники нарушили договор, объединившись с врагами мусульман в надежде общими усилиями покончить с веру¬ющими, чья сила и авторитет росли с каждым днем, нанося смер¬тельный удар по их языческим убеждениям. Многобожники хоро¬шо понимали, что если Истина придет во всем своем величии, то для лжи не останется места (см. Св. Коран, 17:81).

В любом обществе предательство сурово карается и зачастую - смертной казнью, тем более, если оно происходит в условиях во¬енного времени. Однако Ислам есть всеобъ-емлющее учение Госпо¬да, Который как справедлив в наказании, так и милостив. Заметьте, насколько велико проявление Его милости в вышеописанной ситуации: многобожникам, заключившим мирный договор с мусульманами и после нарушившим его, дается четыре месяца, свободного передвижения как на своих территориях, так и на территориях мусульман. То есть после столь пагубного шага торговцы и путники из числа язычников могут быть абсолютно спокойны за свою жизнь в тече¬ние четырех месяцев (данный комментарий дают ат-Табари и дру¬гие авторитетные толкователи Священного Корана).

Пятый аят гласит:

"И когда закончатся запретные месяцы, то убивайте много-божников, нарушивших в одностороннем порядке заключенный с вами ранее дого-вор о ненападении, там, где их найдете, захватывайте, осаждайте и ведите против них разведывательные маневры [дайте им серьезный отпор, соответствующий их подлому поступку]. А если покаются они, начнут совер¬шать, молитву и выплачи-вать закят (обязательную милостыню в пользу неимущих), то освободите им дорогу [более не трогайте их, оставьте]. Ведь Господь Прощающий, Милостивый [и каждый, пока жив, может воспользоватъся Божьей милостью]».

Из итого следует. что мусульманам но истечении четырех месяцев предоставляется так называемое jus talionis (право возмездия) - уничтожать многобожников повсеместно! Пощада может быть только в случае покаяния и уверования в Единого Господа с под-тверж¬дением веры фактическими действиями - совершением обязатель¬ной молитвы и вы-платой налога в пользу неимущих (закята).

Не жестоко ли это? Не противоречит ли утвержденному в Свя¬щенном Коране принципу свободы вероисповедания: "Нет принуж¬дения в религии (в вопросах веры)..." (см. Св. Коран, 2:256). Не противоречит ли это приказу о том, что к пути Господа нужно призывать мудро и добрым увещеванием: "Призывай к пути Господа с му¬дростью и хо-рошим (добрым, убедительным) увещеванием. И спорь с ними [с безбожниками и много-божниками, с людьми иных куль¬тур и религий] посредством того, что является наилуч-шим [с точ¬ки зрения морали, нравственности, благородства]" (см. Св. Коран, 16:125). Раз-ве убийство и насилие могут быть наилучшим методом доказательства своей правоты?

В дополнение к сказаннмому необходимо напомнить, что в суре «Аль-Мумтахана" говорится: "Быть может, Господь установит меж вами [мусульмане] и теми из них [из без-божников, многобожников], с кем вы враждуете, любовь. Поистине, Господь Всесилен. И Он - Прощающий, Всемилостивый! Здесь мы считаем уместным обратиться к пояснению Сайида Кутба1. Комментируя упомянутый аят, он пишет следующее: "Из контекста аята ясно видно, что призыв к убийству не является об¬щим в отношении всех многобожников и неверующих, а касается именно тех, кто воевал с мусульманами, затем заключил согла-ше¬ние о перемирии и через какое-то время нарушил его. Данный аят никак не ограничи-вает и не аннулирует такие основополагающие постулаты, как отсутствие принуждения в религии (см. Св. Коран, 2:256), необходимость мудрого проповедования (см. Св. Коран, 16:125), призыв к ведению спора наилучшими (по рациональнос¬ти, гуманности и справедливости) методами (см. Св. Коран, 29:46; 16:125) и т. д. В суре "ат-Тауба" говорится: "...Пока они прямы [спра¬ведливы] по отношению к вам, будьте и вы прямы [справедливы] к ним, ведь Аллах любит богобоязненных [благородных в делах и поступках, причем со всеми и всегда]" (см. Св. Коран, 9:7)"2. Надо отметить, что данное толкование полностью соответствует подлин¬но исламскому пониманию этого вопроса.

Не запрещает вам Всевышний [как можно было бы понять из других аятов] благо-детельствовать и быть справедливыми к тем, кто не воюет с вами из-за религии и не изго-няет вас из ваших жилищ" (см. Св. Коран, 60:7, 8).

Хорошо известен принцип: что не запрещено, то разрешено. А благородство и справедливость не только разрешены, но и поо¬щряемы и Исламе, ибо могут вызвать стремление других к широко¬му анализу происходящего вокруг. Из достоверного хадиса мы хорошо знаем о том, что если мусульманин станет причиной того, что человек обретет веру в Бога, Единственного Творца всего сущего, то вознаграждение, даруемое этому му-сульманину Господом, будет более ценно, чем все земные богатства.

В то же время, "запрещает вам Господь брать в близкие друзья тех, кто воюет с ва-ми из-за религии и выгоняет вас из ваших домов или помогает изгнанию вас. Кто возьмет их в близкие друзья (в ближайшие соратники), те - нечестивцы" (см. Св. Коран, 60:9).

Далее. О том, не указывает ли следующая фраза из пятого аята на насильственное принуждение человека уверовать: "А если покаются они, начнут совершать молитву и выплачивать закят (обязатель¬ную милостыню в пользу неимущих), то освободите им дорогу [более не трогайте их, оставьте]. Ведь Господь - Прощающий, Милостивый [и каж¬дый, пока жив, может воспользоваться проявлением Божьей милости]?

При внимательном изучении аята становится понятно, что дан¬ное положение гово-рит не о принуждении, а, наоборот, о проявле¬нии милости и снисходительности Творца.

В чем это проявляется? Давайте задумаемся: возможно ли, чтобы преступник, ко-торому вынесен смертный приговор за очень тяжкие преступления перед обществом и государством, вдруг был помилован на основе своего покаяния? Это невозможно по кодексу человеческих законов, однако возможно по Божьим законам! Те, кто нарушил мирное соглашение и в очередной раз предпринял агрессию, имели еще один шанс быть прощенными после искреннего покаяния и подтверждения истинности своих намерений благочестивым поведением. Если бы многобожники не были нарушителями ими же подписанного соглашения, то, возможно, было бы достаточно лишь устного покаяния. Но в силу непредсказуемости их действий на этот раз они могли получить помилование, только подтвердив свою искренность совершением молитвы и выплатой милостыни, тем самым гарантируя безопасность со своей стороны в будущем.

Приведем пример из новой истории. Незадолго до Второй ми¬ровой войны между Германией и Советским Союзом было подпи¬сано соглашение о мире и ненападении. Со стороны Германии дан¬ный договор был нарушен, и Советский Союз был вынужден всту-пить в войну. Точно так же и в Исламе: военное разрешение ситуа¬ции допустимо только в случае, когда исчерпаны все иные методы.

В шестом аяте говорится:

"А если кто-то из многобожников (язычников) [людей иной культуры, веры] просит у тебя [у верующего] убежища [просит быть твоим соседом], то приюти его, пока не услышит он Слово Господне. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они - люди, не знающие [Ис¬тины. Все люди разные, и каждый имеет право на свое мнение. Если ты открыл для себя что-то высокое, то постарайся без принуждения и назой¬ливости поделиться этим с другим. Будь надежен, излучай безопасность, но если кто-то поступил по отношению к тебе или другим вероломно, он за¬служивает достойного отпора в рамках местных канонов и законов] ".

Разрешение проблемы военным способом допустимо в отно¬шении тех, кто объявил войну мусульманам. Тому же, кто не испы¬тывает к мусульманам ненависти или вражды, не являет собой оче¬видной опасности, мусульмане гарантируют безопасность на сво¬их территориях. Господь приказывает посланнику Своему при¬ютить их, пока не услышат они Слово Божье - Священный Коран - и пока не постигнут суть призыва. После этого мусульманам по¬велевается сопровождать этих многобожников или безбожников в безопасное для них место. Представьте себе: уверовавшие в Еди¬ного Бога мусульмане берут на себя ответственность за многобожников (!) и обеспечивают им безопасное передвижение по своей территории!

Из истории мы знаем о существовании многих империй и го¬сударств, где под раз-ными предлогами репрессировали и уничто¬жали инакомыслящих. В Исламе нет места таким методам. Напри¬мер, в эпоху становления Исламского халифата, центром которого при жизни Пророка Мухаммада(САС) была сначала Медина, затем Мек¬ка, рядом с му-сульманами жили и христиане, и иудеи, и язычники. Ни один из них не был притесняем. Если в каком-либо из краев го¬сударства был зафиксирован случай привилегированного отноше-мни к мусульманину и ущемления прав и свобод немусульманина, то как только данная весть доходила до халифа (президента), правитель (губернатор) этого края сразу лишался должности. Во время присоединения новых территорий, на которых жили пред-ставители других религий, мусульмане не уничтожали храмы, а стро¬или рядом с ними мечети, дабы дать людям возможность выбора. Позже, и период Кордовского халифата, именно в мусульманской Испании находили приют и безопасное убежище преследуемые и в Европе евреи.

Что касается случаев, являющихся исключением из этих правил, то нарушение за-кона было во все времена, среди всех народов и представителей различных религий.

Мусульманин должен соизмерять свои знания и опыт с той ответственностью (се-мейной ли, общественной или государствен¬ной), которую он берет на себя пред Богом, особенно когда высту¬пает от имени Ислама и миллиардов мусульман, таких разных, но представляющих собой одну общность.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что филосо¬фия Ислама выраже-на в вечных заповедях Коранического Откровения и великом примере государственной деятельности Пророка Мухаммада (САС), кото¬рый па практике показал подлинно ислам-ский подход к решению в том числе и политических вопросов. Мусульманин обязан вни-мательно изучить религиозный, философский, общественный и иные аспекты Исламского вероучения, ибо только недостаток знаний по¬рождает "исламский экстремизм", который есть прежде всего экс¬тремизм по отношению к самому Исламу.

Ш. Аляутдинов. Священный Коран. Смыслы

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"