الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Из всех дозволенных действий развод более всего ненавистен Аллаху


















Всевышний Аллах связал жизнь людей различными узами. Одним из них является никях (бракосочетание). И, к сожалению, не все брачные отношения длятся до тех пор, пока смерть не разлучит супругов. Ни все семейные пары закрывают глаза на житейские проблемы, стремясь к довольству Творца и преодолевая, тем самым, преграды на своем пути. Поэтому Наимудрейший Создатель установил в безупречном Шариате, как законы никяха, так и возможность талака (развода).

Прежде, когда мы касались супружеских отношений, старались затрагивать в основном вопросы, касающиеся никяха, стараясь побудить наших братьев и сестер к этому. А аспекты, связанные с талаком пытались сгладить, запрятать, мол, пусть этот вопрос не касается наших семей. Но, к сожалению, хотим мы этого или нет, молодые люди (в основном), как женятся, так и разрывают семейные узы. И мы всегда удивляемся, почему так происходит, почему горячо любящая друг друга пара расходится? Отчего, заворожившая молодые головы и души, любовь затухает и превращается в нестерпимую ненависть, которая еще быстрее отдаляет любящие когда-то друг друга сердца?

Если поразмыслить, то можно привести большое количество причин, но сейчас мы попытаемся разобраться в некоторых из них.

ПРИЧИНЫ РАЗВОДА

Если зреть в корень данной проблемы, то все начинается с родительского воспитания, когда отец и мать не придерживаются законов Всевышнего и не обучают им своих детей. Как следует не объясняют своей очаровательной дочке, какой почет она должна оказывать мужу, насколько уважать и почитать его родителей, на что проявлять терпение и закрывать глаза и т.д. Также, они не учат сына тому, чтобы он окутал свою избранницу всеобъемлющей любовью и создал наилучшие условия в новом для нее доме. Ведь она покинула тепло родного очага, любящих ее родных и теперь не должна чувствовать себя чужой в кругу новых родственников. Увы, реалии нашей жизни таковы, что родители постоянно оправдывают своих детей и винят во всем зятя или невестку.

Еще одной бедой нашего общества является подмена семейных ролей, а, следовательно, искажается представление о том, кто должен быть главным во вновь образовавшейся семье, за кем должно остаться последнее слово. Всевышний Аллах в Коране говорит:

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества…» (4:34).

В хадисе Посланника Аллаха Мухаммада (мир и благословение ему) передается:

«Если бы я повелел кому-либо сделать саджда (земной поклон) перед кем-либо [помимо Аллаха], то велел бы жене сделать саджда перед ее мужем из-за его великого права на нее» (Ибн Мджа).

Обучаем ли мы этим руководствам своих дочерей? Вмещает ли она их в своем сердце, мыслях и чувствах, когда отправляется в дом своего будущего супруга? Когда она слышит замечание от мужа или его родственников, ею овладевает эгоизм или довольство Всевышнего Творца? Это касается и мужа, он вперед обязан выдвигать не свое «Я», «Я мужчина», а «так будет справедливо», «угодно Аллаху».

Как только эти семейные ценности перестают практиковать, исчезает взаимоуважение, высокая нравственность между супругами. Поэтому это тоже является поводом для развода.

Пророк Мухаммад (мир и благословение ему) сказал:

«Наиболее совершенной верой обладает тот, кто обладает совершенным нравом, а лучший среди вас — тот, кто лучше относится к своим женам» (ат-Тирмизи, ибн Хиббан).

Посланник Аллаха (САС) выводит золотое правило-добродетель: стремящийся к довольству Аллаха – это тот, кто обладает хорошим нравом, а им обладает тот, кто хорошо относится к своим женщинам (мать, жена, сестра…).

Нет бараката в тех семьях, где нет взаимоуважения. А это, свою очередь, проявляется в том, что супруги не уделяют достаточного внимания друг другу, занижают или недооценивают качества друг друга. Т.е когда мужчина смотрит на жену только как на объект удовлетворения своих инстинктивных потребностей (а после женщина ни в чем не нуждается, ты так думаешь, и не оказываешь ей честь, почет, уважение, не проявляешь любовь и т.д.). Аналогично, когда женщина обращается с мужем как со слугой, смотрит на него, как на объект выполнения каких-либо обязанностей (пойди туда принеси то, иди туда отнеси это).

Разность характеров, натур тоже является причиной, ведущей к талаку. Каждый из нас уникален, у каждого человека свой характер: кто-то с тихой, мягкой природой, любящий спокойствие, а другой с буйным нравом, постоянно в движении. Даже будучи оба положительными людьми, но с разными характерами не всегда удается сохранить семью. Однако, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветсвует), посланный милостью для миров, в этом случае призывает к терпению, если помимо этого нет других существенных изъянов:

«Верующий не сторонится брата своего . Если ему не нраится одно из его качеств, то он находит другое, за что может любить его».

У каждого человека есть положительные и отрицательные стороны, поэтому мы должны стараться не замечать плохие черты у второй половины, но обязаны себя связывать с лучшими проявлениями характера, ибо ни мы, ни наши жены, не являемся ангелами, спустившиеся с небес, которые лишены отрицательных качеств.

Еще одним поводом для разрыва брачных уз является изначально неправильный подход при выборе спутника жизни. Мы, мужья, когда выбираем себе супругу, на каких ее данных более всего акцентируем наше внимание: на красоте, богатстве или на чем-то другом? Порой, обсуждая данную проблему, пытаемся обходить некоторые пикантные моменты, но, отметим, когда делаем судьбоносный выбор, следует признать, большинство из нас стремится потушить любовь-огонь, бурлящий лавой в своем сердце, думаем лишь о ночной стороне семейной жизни. О других нюансах начинаем размышлять позже, после того как, чуть остыли, когда жизнь вернулась в свою обыденную колею. Только тогда голову забивают вопросы: будет ли она способствовать укреплению моей религии своим иманом, поведением, благим нравом, будет ли растить моих детей на праведном пути и т.д. Поэтому, когда делаешь предпочтение, если даже девушка не особо привлекательна внешне, но религиозна и с хорошим нравом, то она твоя. Внешняя красота через некоторое время станет привычным, а ужасный характер ежедневно будет тебя раздражать, огорчать, а, следовательно, жизнь превратится в невыносимые муки.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в хадисе рекомендует:

«Если к вам придет свататься тот, чьей религией и нравом вы довольны, то выдавайте за него замуж. Иначе на земле распространится смута и нечестие». (taglikat arradiy.)

Почему? Потому что родители на первое место выдвигают богатство, социальное положение жениха. Но найдет ли душевный покой твоя дочь среди этой роскоши, проживет ли свою жизнь, стремясь к довольству Всевышнего Творца? В первую очередь нужно об этом задуматься. Если даже претендент на руку вашей дочери несостоятельный, не определён в завтрашнем дне, но набожен, воспитан и обладает благим нравом, то лучше выдать за него. Тем самым ты взыщешь довольство Аллаха, что значит, их жизнь обернется баракатом, умиротворенностью. Здесь приведем в качестве примера историю Сагида ибн Мусеира, одного из известных ученых поколения табиинов. Однажды к Сагиду ибн Мусеиру пришел халиф, прося руки его дочери для своего сына. В завтрашней перспективе жених – будущий халиф, дунья распростерлась под его ногами, все подданные его слуги.… Но Сагид ибн Мусеир отказал правителю. Спустя некоторое время после этого случая, один из учеников (сохта) Сагида ибн Мусеира перестает посещать его уроки. Через несколько дней, вновь увидев ученика у себя, Сагид ибн Мусеир поинтересовался причиной его отсутствия: - Почему ты не посещал занятия?

- У меня умерла супруга, – ответил ученик.

- Не хочешь ли ты вновь жениться?

- Хочу, но у меня руки пусты (т.е. на махр нечего дать).

- Дай свое согласие, я хочу выдать свою дочь за тебя. Радостный ученик уходит домой. Вечером слышит стук в дверь, открывает и видит перед собой своего шейха. В его голову приходят мысли, что вот он передумал выдавать свою дочь и пришел с отговорками, однако, присмотревшись, заметил за спиной учителя тень девушки. «Почему ты оставил свою жену на улице, пусть она войдет в твое жилище», - сказал Сагид ибн Мусеир и проводил ее в дом. Тотчас же жених побежал по соседям: «Только что Сагид ибн Мусеир выдал за меня свою дочь, а мне нечем ее угостить». Незамедлительно собрались соседи, приготовили угощения и таким образом отпраздновали свадьбу.

Сагид ибн Мусеир, отказав правителю огромного Халифата, выдал дочь за своего бедного ученика, потому что знал его как религиозного, порядочного человека.

Наутро он встал и стал куда-то собираться. Жена спросила:

- Куда идешь?

- На урок к твоему отцу, - ответил он.

- Можешь теперь не беспокоиться насчет этого, знания отца у меня. Он с раннего детства обучал меня всему что знает.

Представьте себе! Если бы к одному из нас пришли с таким предложением, то ни на секунду не задумываясь, отдали бы и две, и три дочери, и еще сестру в придачу, только бы взял. Почему? Потому что гонимся за богатством, мы погружены душой и телом в мирское существование. Воистину, наше общество взыщет довольство Господа миров в том случае, когда достигнет такой степени, если сможет взять пример с тех людей. Когда сможем выбирать для своих детей праведного, воспитанного, не потерявшего честь спутника жизни.

По тем или иным причинам разводясь, задумываемся ли мы, молодые люди, о том, на какой шаг осмелились, понимаем ли мы, на какую участь обрекли свою жену, а иногда и жену, и детей? Отправляя ее в родительский дом, вновь с поднятой головой начинаем новую жизнь. Опять принимаемся присматривать очередную «жертву». Подумаешь ли, одна уйдет, на ее место придет вторая, третья, ведь повторно можно же жениться. А бедная разведенная женщина из кожи вон лезет, чтоб как-то прокормить себя и детей. Так не должно быть, но реалии нашей жизни таковы, к большому сожалению. Прежде чем дать развод задумываемся ли мы, на что наши дети будут существовать, что будут кушать, одевать, каковы наши обязанности перед ними и их матерью?

РАЗВОД - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ

Уважаемые братья, если бы вы только знали, какая огромная ответственность возложена на нас в этом вопросе! Поэтому, у мужа, планирующего развод со своей женой должна быть «большая смелость», он должен быть весьма уверен в себе, иначе не осмелился бы на такой шаг. Потому, перед тем как дать талак, истинный мужчина-мусульманин обязан знать, что это является крайним, последним шагом. Очень важно осторожно подходить к этой процедуре и, ни в коем случае, не принимать поспешных решений. Если не разведусь, то жене и детям учиню зульм (притеснение), несправедливость, подвергну их жизнь опасности. Только в этом случае допускается развод, когда нет иного пути. А то у нас привыкли, что дескать «разошлись мнения – развод», «не сошлись характерами – развод»…. И тут напрашивается резонный вопрос: «А что ты сделал, чтобы это исправить?» На крайний случай, разве пытался преодолеть раскол так, как говорит Наимудрейший Аллах в Коране:

«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (4:35).

Допустим, развод был неизбежен. Но надо помнить, что точно так же, как ты ответственен был за них в своем доме, так же ответственным остаешься за них и после. Всевышний Аллах не освободил тебя от этого. Ты должен обеспечить своих детей и жильем, и знаниями, и воспитанием, и средствами к нормальному существованию.

Если обо всем этом как следует задуматься, то перед тем как выговорить из уст слово «талак», мужчина должен десятки, сотни раз все взвесить. Даже если по Шариату необходимо будет расстаться (если имам или судья вынесет такое решение), то осознающий всю ответственность человек, осведомленный о тяжестях и проблемах, которые обрушатся на его плечи после развода, не захочет согласиться на развод. Но, в случае, если в расторжении брака блага будет больше, нежели в его сохранении (например, если муж будет несправедливо относиться к жене и детям, будет притеснять), то суду придется такого мужа заставить развестись. Исходя из всего этого, пока мы не будем искать знания в вопросах семейного благополучия и счастья, то до тех пор будем воспринимать развод как освобождение от проблем, приобретение свободы. Но нет, если рассмотреть все в рамках Шариата, как сказали выше, развод подразумевает большие неприятности и сложности (не только в материальном плане) в дальнейшей жизни экс-супругов, особенно у мужчин. А кто не уделяет этому нужного внимания и не испытывает трепет, то он не стремится к довольству Творца, а, наоборот, лишается данной великой милости. Я прошу у Всевышнего Аллаха, чтоб он отдалил от нас подобные проблемы.

ДОЗВОЛЕНО ЛИ ВОРОВАТЬ НЕВЕСТУ?

На сегодняшний день среди тех, кто хочет жениться порой возникают вопросы о том, что родители и другие родственники не хотят отдавать за него свою дочь, как быть? Бывают такие случаи, несмотря на полученный отказ, юноши путем воровства или других разных ухищрений привозят девушку домой. После, прожив некоторое время, по различным обстоятельствам дело доходит до развода. В этот момент ты можешь представить состояние девушки? Не будем уточнять, как она отвечала тогда уговорам своих родителей, но просто скажем, что вышла замуж без их согласия. Когда она, отвергнутая мужем, вернется к порогу отцовского дома, где будут ее честь и достоинство? Об этом ты подумал?

Поэтому, без согласия родителей девушки не нужно приводить ее в дом и заключать с ней никах. Такой союз позитивно не заканчивается. Если даже из ста одной паре повезет, без благословения отца и матери, в нем не будет бараката. Пусть даже родители не будут правы, да, мы выше отмечали, что Пророк (САС) рекомендовал выдать дочь замуж, если придет просить порядочный человек. Но прав ли ты, укравший чужую дочь без согласия отца и матери!? Здесь встает вопрос: на весах Всевышнего, чья правота тяжелее? Если даже родители ошиблись в своем выборе, это будет их грех, перед Аллахом. Они родили этого ребенка и имеют право решать подобные вопросы. А у нас распоряжаться судьбой чужого ребенка, нет никакого права. Не мы проводили рядом с ней бессонные ночи напролет, когда она была маленькой. Не мы вместо родителей прилагали неимоверные усилия для ее благополучия в детские и юношеские годы. Да, мы можем просить руки чьей-то дочери, искать разрешения родителей, но если не получается, то разговор нужно считать оконченным.

Давайте стремиться к довольству и милости Всевышнего Аллаха. Пусть Господь миров укрепит нас на правильном и праведном пути, наделив крепким иманом и терпением.

Хаким БОЗИЕВ, имам с. Герпегеж, КБР.  

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"