الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Пластические операции с точки зрения Шариата

С развитием научного прогресса меняется наша жизнь, а следовательно возникает масса вопросов, на которые нет ответа в книгах средневековых ученых. Один из таких вопросов – пластические операции, которые сегодня стали очень модным явлением среди молодежи, да и не только. Насколько позволительны эти операции с точки зрения Шариата, какого мнение современных ученых в этом вопросе, об этом рассуждает бывший преподаватель Кабардино-Балкарского Исламского Университета Шаукъи Балаг.

Пластические операции - явление, которого не было ни во времена Пророка (САС), ни во времена сподвижников и их последователей. Пластическая хирургия появилась, совсем недавно, благодаря развитию новых научных технологий и стала весьма популярной среди людей. В этой небольшой статье я попытался осветить мнение некоторых современных ученых относительно этого вопроса.

Пластические операции условно можно разделить на два вида:

- Крайне необходимые;

- Операции, в которых нет необходимости;

К первой категории относятся операции, целью которых является удаление (исправление) врожденных или приобретенных дефектов (уродств) на лице и в других частях человеческого тела.

В качестве примера, можно привести случаи хирургического вмешательства для исправления такого врожденного дефекта на лице, как заячья губа, искривление носа, которое затрудняет дыхание, исправление других подобных врожденных дефектов и уродств на лице и теле. Сюда можно отнести и исправление, путем пластических операций, приобретенных (во время несчастных случаев, пожаров, аварии и др.) дефектов на лице и теле человека.

Все современные ученые этот вид пластических операций не относят к категории запрещенных действий, наоборот они относятся к одобренным действиям, благодаря которым человеку возвращают прежний облик. В ряде случаев такие операции становятся необходимыми, когда человек из-за врожденных или приобретенных дефектов теряет ряд жизненно важных функций. И для удаления этих дефектов необходимо хирургическое вмешательство.

В оправдание своего мнения ученые приводят хадис Пророка (САС), в котором рассказывается о том, что Фаджа бен Ас’ад сломал нос (переносицу), и Пророк (САС) повелел ему вставить золотую пластину для исправления формы носа.

Что касается второго вида пластических операций, то они не являются для человека столь необходимыми. Целью таких операций не является удаление (исправление) каких-либо дефектов врожденных или приобретенных. Люди, которые ложатся под нож пластического хирурга, в этом случае желают улучшить свои внешние данные и качества. Примеров относящихся к этому виду много, это и операции по сглаживанию морщин, увеличение (уменьшение) размеров бюста, уменьшение размеров носа, губ, стягивание мышц живота, шеи и др.

Современные ученые единогласно относят эти операции в категорию запрещенных Шариатом, потому что все эти действия подпадают под статью «изменение творений Аллаха» следуя наущениям Шайтана.

Однако следует отметить, что некоторые ученые выводят в отдельную статью ряд вопросов, относительно которых мнения богословов разделились. Для полного освещения этих вопросов необходимо привести несколько примеров, а уже на их основе разобрать причины разногласия ученых.

Пример 1. Размеры носа, губ и бюста или других частей тела настолько велики, что препятствуют нормальному функционированию этих органов. В этом вопросе ученые также едины, и относят операции по их исправлению в категорию необходимых, т.е. разрешенных.

Пример 2. Размеры носа, губ, бюста или других органов не столь велики (не обязательно размеры это может быть любой порок), но больше естественных размеров. Их обладатель считает, большой размер своего носа, губ или грудей уродством. По этой причине чувствует душевный дискомфорт, что становится причиной психических расстройств. Разрешается ли при помощи хирургической операции уменьшить их размеры?

В этом случае мнения ученых разделились:

Первая группа считает, что такие операции запрещены, так как отсутствует причина – устранение физического недуга (дефекта), а следовательно эти операции подпадают под статью «изменение творений Аллаха». К числу этих ученых относится Мухаммад Салех ибну аль-Усаймин.

Вторая группа ученых, в которую входит д-р Юсуф Кардави напротив, считает, что психологический недуг, также как и физический причиняет боль человеку, и удаление причин этой боли (проблемы) является необходимостью, если это возможно. Следовательно, ссылаясь на богословское правило «необходимость отменяет запрет», пластические операции в данном случае разрешены. Однако следует отметить, что в этом вопросе много сомнительных моментов, и следует относиться к ним с особой осторожностью, чтобы не попасть в поле запрещенных действий.

Отдельного рассмотрения требует такой вопрос, как высасывание излишних жировых накоплений (отложений) на отдельных участках тела(липосакция), чтобы восстановить нормальное, естественное функционирование жировых клеток организма. Медики считают такие операции необходимостью, так как они вызваны необходимостью восстановления дисбаланса в работе организма, в данном случае жировых клеток. Ссылаясь на мнение врачей большинство современных ученных, в том числе и д-р Юсуф Кардави, считают такого рода операции допустимыми, но при соблюдении следующих условий:

- существование необходимости (заключение врача о необходимости проведения процедуры липосакции);

- отсутствие альтернативного метода лечения;

- отсутствие риска, что операция может вызвать вред (порок) организму пациента.

Что касается таких процедур, как выравнивание, шлифование, отбеливание зубов, то мнение средневековых ученых и их предшественников в этом вопросе харам т.е. запрет, потому что они считали эти процедуры «изменением творений Аллаха». Современные ученые считают эти процедуры допустимыми, если они вызваны необходимостью (удалением или исправлением дефектов или уродств).

И в заключении хотелось бы напомнить читателям, чтобы они остерегались сомнительных вещей, так как они могут человека заставить перейти границы, установленные Создателем.

Шауки Балаг

Автор перевода Хасим Аккаев

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"