الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Погребальные обряды по Исламу





















Знание мусульманских обрядов и ритуалов дает ключ к пониманию многих обычаев и традиций народов, исповедующих Ислам. Обряды Ислама являются неотъемлемой частью быта и сознания верующих.

Согласно учению Ислама, все сущее в мире создано Аллахом и движется в соответствии Его предопределению и происходит по Его воле. Вся жизнь мусульманина от рождения до смерти регулируется Шариатом - систематизированным сводом мусульманских законов, который предлагает целую систему правил по переселению мусульман в загробный мир. Шариат предписывает, чтобы мусульманин уже в земной жизни готовился к переходу в загробный мир. Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Каждый человек вкусит смерть... Каждая душа вкусит смерть, потом она (душа) будет возвращена к Богу» (29:56).

Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить умирающего на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему (так, чтобы он слышал), читают «калимат-аш-шахада» – формулу Единобожия (Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха), дают ему глоток холодной воды, который облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать.

После смерти покойному подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). Затем тело покойного омывают.

ОМОВЕНИЕ ПОКОЙНОГО

Как правило, умершего купают три раза водой (сунна). Тело кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кибле. В ритуале омовения покойника участвуют не менее 4-х человек. Желательно, чтобы купальщиком (гъассалом) и его помощником, который поливает тело водой, были близкие родственники. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе омывания. Мужчины не омывают женщин, а женщины не омывают мужчин. Разрешается купать маленьких детей. Жена может омывать тело своего мужа (при необходимости). В случае если умерший мужчина, а среди окружающих его были одни женщины (и наоборот), то производится только таяммум.

САВАН – КАФАН

Согласно требованиям Шариата, покойника после омывания окутывают саваном. Саван изготавливается из белого полотна или ситца и состоит: для мужчин из трех частей:

1. Лифафы - ткани, покрывающей покойного с головы до ног (при этом с обеих сторон остается запас, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон);

2. Изара - куска ткани для окутывания нижней части тела, разрешается, чтобы было от головы до ног;

3. Камиса – рубахи от плеч до ног (разрешается до колен).

Для женщин из пяти частей:

1. Лифафы - ткани любого вида и хорошего сорта, покрывающей покойную с головы до ног;

2. Изара - куска ткани для окутывания нижней части тела (желательно с головы до ног);

3. Камиса - рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы, открывается на оба плеча;

4. Химара - платка для покрывания головы и волос женщины, шириной 60 см, длиной 2 м;

5. Хирки - куска ткани для покрывания груди - длиной 1,5 м, шириной 60 см.

Для умерших младенцев и новорожденных достаточно только лифафы. Для мальчиков, не достигших 8-ми или 9-ти лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван готовили для умершей жены - муж, для умершего мужа - жена, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи.

ОКУТЫВАНИЕ

Перед окутыванием борода и волосы не стригутся, не расчесываются. Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифафа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благовониями типа розового масла. Поверх лифафы расстилают изар. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изаром окутывают, начиная с левой стороны, затем - правую. Лифафу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем правую, и завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу. Порядок окутывания женщин идентичен мужскому, однако разница в том, что перед надеванием камиса, груди покойной закрываются хиркой. Надевается камис, и волосы опускаются на него. Лицо покрывается платком - химаром, подложенным под голову. Различие только в этом.

ОПЛАКИВАНИЕ УМЕРШЕГО

Шариат не одобряет оплакивания умершего, хотя и не запрещает этого. Запрещается только делать это громко с причитаниями. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело или наносили своему телу другие повреждения, рвали волосы, одежду. Ислам запрещает и профессию плакальщиц по мертвым.

Мусульманская традиция хранит следующее предание. Халиф Омар наказал сестру первого халифа Абу Бакра за то, что она плакала по умершему брату. Внук Пророка Хусейн, раненый посланными сирийским наместником Язидом ибн Муавией солдатами, сказал своей сестре: «Я заклинаю тебя, чтобы ты ради меня не раздирала бы своих одежд и не царапала бы свое лицо и не заводила бы плача». Сообщают также, что двоюродный брат Мухаммада Ибн Аббас затыкал себе уши, когда слышал плач по умершим. А завоеватель Египта арабский полководец Амр ибн аль-Ас говорил: «Когда я умру, то не плачьте по мне, не отмечайте моей могилы ни деревом, ни камнем. Когда вы меня похороните, посидите у моей могилы, пока не убьют верблюда и не раздадут его мясо, чтобы я мог еще столько времени насладиться вашим обществом».

Запрещение оплакивать умерших связано в Исламе с мусульманским учением о душе. Французский исследователь Ламенс писал, что в доисламскую эпоху арабы допускали, что смерть не влечет за собой немедленного отделения души от тела. «Они представляли себе умершего сладко спящим в своем сумрачном обиталище и обладающим еще в течение некоторого времени неким полусознанием. Своими песнопениями и пронзительными выкриками женщины как бы хотят удержать душу, стремящуюся скорее освободиться от своей смертной оболочки». Обычай препятствовать отделению души от тела при помощи магических выкриков и воплей у доисламских арабов говорит об отсутствии у них представления о том, что душа принадлежит Единому Богу. Учение же Ислама направлено на то, чтобы способствовать приближению душ умерших к Аллаху. Поэтому Ислам запрещает громко оплакивать покойников.

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ НОСИЛКИ - ТАБУТ

В большинстве мест табут обычно имеется при мечети и на кладбище и представляет собой носилки. На носилки стелиться одеяло, на которое кладут покойного. По некоторым обычаям сверху кладется одежда покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят, - мужчину или женщину.

ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА - ДЖАНАЗА

Особое значение в Исламе придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим, также желательным является, чтобы молитвой руководил знающий порядок ее совершения ближайший родственник. Носилки устанавливают в направлении Киблы. Ближе всех к табуту стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся. Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совершаются ни поясной поклон (руку), ни земной поклон (сажда). Заупокойная молитва состоит из четырех такбиров (Аллаху Акбар) и приветствия (вправо и влево), и обращения к Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости покойному. Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед началом молитвы имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам покойного с вопросом, есть ли за ним долги, не выплаченные им при жизни (или, наоборот, остался ли ему кто-то должен), или был в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным, похороны считаются недействительными.

Если умер ребенок или новорожденный, имевший жизненные признаки, то молитва также обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва не совершается.

ПОХОРОНЫ

Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего. Хоронить умершего желательно на ближайшем кладбище. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Киблы. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван. В могилу бросают горсть земли, говоря на арабском языке айят из Корана (2:156), в переводе означает:

«Все мы принадлежим Аллаху и возвращаемся к Нему».

Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца.

Могила сооружается по-разному, в зависимости от рельефа местности, в которой живут мусульмане.

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"