الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Час сожалений

Всевышний Творец так устроил природу человека, что, совершив какую-нибудь ошибку или проступок он со временем начинает анализировать его и сожалеть о содеянном. Пророк Мухаммад (САС) сказал: «Сожаление- это покаяние» (Ибн Маджа).

Когда человек сожалеет о совершенном грехе, то это есть первый шаг к покаянию (тауба). Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили. Их воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!» (3:135-136).

Состояние сожаления включает в себя разные виды и, касаясь некоторых из них, отметим, что к таковым относится момент, когда правоверный мусульманин сожалеет об упущенной возможности совершить благие дела. К примеру, по завершении священного месяца Рамадан, наблюдая за тем, как люди, собравшиеся на праздничный намаз в мечети, поздравляют друг друга, вы осознаете, что многое могли еще совершить в этот месяц и получить больше вознаграждения от Всевышнего, но, не сделали этого. Вы сожалеете, что могли бы больше времени провести в мечети, но делали этого, могли больше читать Коран, но не читали, больше милостыни раздать, но не раздали…

В этом примером для нас, в первую очередь, является Посланник Аллаха (САС) и его сподвижники, которые не упускали ни малейшей возможности принести пользу на пути Аллаха, а если не могли, то глубоко сожалели об этом.

Известный случай, о котором повествует Священный Коран, когда некоторые из сподвижников, будучи материально необеспеченными, но страстно желая принять участие в битве при Табуке, пришли к Пророку Мухаммаду (САС) с просьбой обеспечить их необходимым снаряжением для военного похода, но Посланник (САС) не в состоянии был сделать это:

«Также нет греха на тех, которым, когда они пришли к тебе, чтобы ты обеспечил их верховыми животными, ты сказал: «Я не могу найти животных для вас». Они вернулись с глазами, полными слез от огорчения тем, что они не нашли средств на пожертвования» (9:192).

Такое происходит в жизни постоянно, после Рамадана приходит следующий месяц, после прожитого дня наступает очередной для совершения благих дел, но человек продолжает откладывать все на потом. Ну а если человек уверен в вознаграждении от Всевышнего за содеянное, заранее чувствует, что будет сожалеть, если упустит возможность, и совершает с трепетом благодеяние, то это действительно истинный правоверный.

Следующая ситуация, обволакивающая сердце и разум человека сожалением, касается момента, когда он находится на предсмертном одре. Когда он осознает, что беспомощен и не может встать с постели, силы его покинули и говорит самому себе: «Уже не смогу ходить на намаз в мечеть, уже не смогу давать милостыню, уже не смогу поститься, поехать в хадж, не смогу восполнить упущенные благие дела, вот я чувствую за спиной дыхание ангела смерти…». Касательно такого состояния Всевышний Аллах в Коране говорит:

«Но нет! Когда она (душа) достигнет ключицы, будет сказано: «Кто же прочтет заклинание?» Он (умирающий) поймет, что наступило расставание. Голень сойдется с голенью (тяготы мирской жизни объединятся с тяготами последней жизни или голени человека будут сложены вместе в саване), и в тот день его пригонят к твоему Господу» (75:26-30).

Назад уже дороги нет, смерть подкралась к горлу, и ты глубоко сожалеешь… твоя душа издает ужасающий крик. Аллах описывает данную ситуацию таким образом:

«Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно, быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил» (23:99). Душа кричит, умоляет вернуть обратно, чтобы восполнить упущенное. Но на это Справедливейший Творец отвечает:

«Но нет! Это – всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены» (23:100).

Он говорит это от безысходности, нет правды в его словах, потому что если бы он говорил правду, то совершал бы благие дела при жизни. А после смерти его ждет долгая мучительная могильная жизнь. Да убережет нас Милостивый Создатель от этого.

Муаз ибн Джабаль (РА) перед своей кончиной говорил: «Предостерегаюсь именем Аллаха с ночи, чтобы на рассвете не оказаться в адском огне». Он просил Всевышнего спасти его от случая, когда пережив болезненную ночь, попадешь в адский огонь. Дальше он продолжал: «О, мой Господь, я прожил жизнь, устрашаясь твоего наказания, а теперь я надеюсь на твою бесконечную милость». Передается также, что увидев плачущего Абу Хурайру (РА), люди спросили о причине, и тогда он ответил: «Плачу я из-за того, что отправлюсь скоро в дальнюю дорогу, а из запасов у меня мало чего и, когда буду перебираться через мост ас-сират, боюсь упасть в адский огонь». Подумайте, это говорит Абу Хурайра (РА), который ходил по стопам самого Посланника Аллаха (САС), как тень, тщательно запоминая услышанное и увиденное от него.

Смерть твоя спутница, о, дорогой брат и дорогая сестра! Что в этой жизни приготовишь для вечности, то и заполнит твою могилу.

Чувство сожаления о потраченных впустую днях охватит людей, когда раздастся глас и лежащие в могилах выйдут из них. В Коране сказано:

«Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает» (14:27).

Здесь Создатель говорит о том, когда закончится жизнь в барзахе, и люди соберутся перед Аллахом для отчета. В уста Своих преданных рабов, искренне поклонявшихся Ему в земной жизни, Всевышний вложит правильные слова в День Суда.

Великий Творец в Священном Писании говорит о непокорных Ему людях:

«Они скажут: «О горе нам! Кто поднял нас с места, где мы спали?» (36:52).

Пресвят Аллах и Велик, они не хотят отрываться от могильных мучений потому, что осознают, что их впереди ждет наиболее суровое наказание. А правоверные рабы Аллаха восстанут из могил со словами:

«Это – то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду» (36:52).

Еще один момент, когда люди будут сожалеть о своих грехах и несовершенных благих делах, наступит, когда они услышат рев Геенны огненной, увидят место грядущего ужасающего наказания, место вечных мук. Аллах Всемогущий говорит:

«Но они считают ложью Час, а для тех, кто считает ложью Час, Мы приготовили Пламя. Когда оно завидит их издалека, они услышат его яростное шипение и рев» (25:11-12).

Они увидят, как огонь Ада страстно желает поглотить своих обитателей, как он рвется к ним, подобно хищнику, который нападает на свою беспомощную жертву.

Человека охватит чувство глубокого сожаления и тогда, он задумается над тем, с кем он дружил, за кем следовал, какой образ жизни вел. Он скажет: «Вот если бы была возможность вернуться назад и все изменить».

Также человек будет сожалеть в момент, когда предстанет перед Всевышним в Судный день с благими деяними с размером в огромную гору, но Справедливейший Судья превратит их в пыль. В Коране передается:

«В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, сатана оставляет человека без поддержки. Посланник сказал: «Господи! Мой народ забросил этот Коран» (25:27-30).

Это будут мусульмане, которые совершали намаз, посещали мечети, постились, однако вместе с тем, занимались злословием, сплетничали, притесняли людей, водились с грешными друзьями, оправдывали их, лжесвидетельствовали. Эти скверные поступки, накапливаясь помаленьку за прожитую земную жизнь, затмили его все благие дела. И когда его, схваченного по рукам, беспомощного, потащат в адский огонь, он начнет проклинать своих друзей, будет сильно сожалеть, почему не последовал за Посланником Аллаха Мухаммадом (САС), почему не был вместе с правоверными мусульманами, почему связался с плохими людьми.

После того как закончится Справедливый суд, благие дела превратятся в пыль, человека охватит еще большее сожаление. Всевышний Аллах велит:

«Схватите его и закуйте, потом бросьте его в Ад и нанизьте его на цепь длиной в семьдесят локтей!» (69:30-32).

До последнего он надеялся, что Господь миров простит ему грехи, но когда услышит эти слова, о чем он подумает? Какая степень сожаления охватит такого человека? Да убережет нас Всевышний от этого.

И понесут грешника над огненной пропастью, но не пронесут его на другую сторону, а бросят в самое пекло. Аллах говорит:

«Они скажут: «Господи! Наше злосчастие одолело нас, и мы оказались заблудшими людьми. Господи! Выведи нас отсюда. И если мы вернемся к грехам, то действительно будем беззаконниками» (23:106-107).

Однажды, после погребения покойного, великий ученый-табиин Хасан аль-Басри (РА) спросил своего друга: «Как ты думаешь, что он сделал бы, если Всевышний вернул его обратно в земную жизнь?» На что друг ответил: «Он бы совершил два ракя’ата намаза, не поднимая голову из сажда всю оставшуюся жизнь». Тогда Хасан аль-Басри пояснил: «Он уже не сможет совершить эти два ракя’ата, а ты сможешь, так что не упускай ни малейшей возможности».

Уважаемые читатели, мы веруем, пытаемся словами передать те испытания, которые могут постичь любого из нас, как будем горько сожалеть потом, но будет поздно. Так давайте готовиться к вечной жизни, пока смерть не подступила к горлу. Пусть Всевышний дарует нам возможность совершать как можно больше благих дел.

Хаким БОЗИЕВ

, имам с. Герпегеж, КБР.
 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"