الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Намаз и здоровье

Взявшись за написание этого труда, я даже удивился, почему мне раньше не пришла в голову такая идея, ибо, уже шестой год, изучая медицину, я до сих пор всерьез не задумывался над вопросом оздоровительной силы намаза, хотя совершаю это великое поклонение Всевышнему Аллаху вот уже одиннадцать лет. А началось все с того, что в руки мне попалась совершенно удивительная книга Ибн Мирзакарима аль-Карнаки «Как встать на утренний намаз. Встречайте утро с радостью». Написанная понятным и красивым языком, она еще больше вдохновила меня на пути духовного становления. Но в этой книге есть очень примечательная глава - «Исцеление намазом», в которой в виде рисунков приведены позы намаза, а под рисунками кратко описывается польза от выполнения каждой позы. Прежде всего, вдохновившись от прочитанного, а во-вторых, найдя много ошибок в изложении физиологических изменений, происходящих в организме при принятии той или иной позы (что неудивительно, ведь автор не врач), я пришел к выводу о совершенной необходимости анализа богослужения с точки зрения медицины. Это необходимо, прежде всего, для самих верующих, вера которых только окрепнет от знания той благодати, которую Всевышний Аллах по бескрайней Мудрости Своей вложил в намаз. Также это необходимо и для людей, находящихся в поиске Света Божьего.

Постараюсь кратко, не вдаваясь в научные подробности, и понятно объяснить ту пользу для организма, которую получает молящийся при правильном исполнении молитвы. Мы с вами будем рассматривать отдельные позы намаза и краткое описание состояния органов и систем организма в эти периоды времени. Къиям. Молящийся, встав на намаз, занимает стоячее положение -къиям. В период стояния спина выпрямлена, т.е. напряжена одна из самых больших мышц нашего тела - мышца, выпрямляющая позвоночник. Каждый может прощупать эту мышцу в виде валиков по обе стороны от позвоночника. Умеренно напряжены мышцы бедра и голени и многие другие мышцы. Плечи расправлены. Человек предстает перед Господом своим не в сгорбленном и косом положении, а, выпрямившись, словно натянутая струна. В йоге есть подобная поза - тадасана (поза горы).

Правильно выполняемый къиям способствует формированию хорошей осанки, что особенно актуально в детском возрасте. Вот почему молиться рекомендуют детям с семи лет, ибо после пубертата (полового созревания) гораздо труднее сформировать осанку. Во время молитвенного стояния нагрузка на позвоночник распределяется более равномерно, ибо мы не можем себе позволить сутулиться. Во время стояния уменьшается венозный возврат к сердцу, давление в венах нижних конечностей повышается, они наполнены кровью. Артериальное кровообращение в нижних конечностях., тазовых органах усиливается.

Рукугъ. Удивительная поза. При ее принятии туловище под собственной тяжестью опускается. Однако мышца, выпрямляющая позвоночник, находится в напряжении, ибо спину необходимо держать прямой. Осанку мы все равно сохраняем. Совершается движение в тазобедренных суставах. Мужчины принимают положение прямоугольного треугольника, где катетами являются ноги и позвоночник, а гипотенузой -взгляд, направленный на пальцы ног.

Растягиваются задние мышцы ног, и их кровоснабжение улучшается. Осевая нагрузка на позвоночник практически отсутствует, что способствует улучшению кровоснабжения межпозвонковых дисков, что весьма благоприятно при лечении и профилактике остеохондроза. Согласитесь, что далеко не каждый человек пять раз в день выполняет своеобразную тренировку дисков позвоночника. Большинство не совершающих намаз людей проводят день всего лишь в двух положениях: стоячем и сидячем. Естественно, что питание дисков уменьшено, ведь они все время сдавлены. Во время намаза периоды сдавления дисков чередуются с периодами отсутствия сдавления, что благотворно влияет и на их структуру. Во время рукугъ улучшается питание и корешков спинного мозга. Сердце смещается в сторону передней стенки грудной клетки. Нагрузка на правый желудочек несколько увеличивается, ибо растет венозный возврат к нему. Это значит, что усиливается артериальное кровоснабжение лёгких и океигенация (обогащение кислородом) крови. Приток крови к головному мозгу усиливается. Вывод из этого очевиден.

Кишечник смещается в сторону передней брюшной стенки, что способствует улучшению его перистальтики. Отток венозной крови от кишок облегчается, благодаря значительному ослаблению влияния гравитации, что способствует более полному выведению токсинов. Во время рукугъ улучшается кровоснабжение всех органов брюшной полости и полости таза. Улучшается работа почек и печени. Кто дольше задерживается в позе рукугъ, сможет полнее ощутить благотворное влияние ее.

Короткое стояние, во время которого мы прославляем Господа. Все органы, подвергшиеся смещению в позе рукугъ, теперь принимают прежнее положение. Это также способствует улучшению перистальтики кишечника. Межпозвонковые диски снова испытывают осевую нагрузку. Эта поза служит как бы подготовкой к еще более удивительной позе - суджуд.

Суджуд. Суджуд - падение ниц пред Аллахом Всевышним. Итак, при совершении суджуда человек вначале приседает, а затем, наклонившись вперед, опускает колени и ладони на землю, прикасается лбом к молитвенному коврику, принимая положение глубокого земного поклона и несколько секунд удерживает себя в этой позе (пока восславляет имя Божье).

В акте приседания принимают участие многие мышцы нижней конечности. Кровь, скопившаяся в венах ног, при приседании «выдавливается» из глубоких вен. Это имеет очень важное значение, ибо, как известно, давление крови в венах крайне мало. Такое малое давление (измеряемое в миллиметрах водного столба) с трудом может преодолеть силу гравитации, двигая столб крови вверх к правому сердцу. В движении крови по венам нижних конечностей большое участие принимают мышцы, которые, сокращаясь и давя на вены, как бы «выжимают» кровь из них, которая направляется выше, а вены при расслаблении мускулатуры наполняются новой порцией. Если человек не работает нижними конечностями, то венозный кровоток значительно замедляется (имеется в виду в глубоких венах), кровь застаивается в нижних конечностях. В таких условиях кровь из глубоких вен пытается найти «обходной» путь и поступает в поверхностные вены, которые через некоторое время начинают варикозно расширяться. Из-за застоя крови и малой скорости ее движения начинают образовываться тромбы, которые могут оторваться и, направившись в правый желудочек, а оттуда в легочную артерию, привести к тромбоэмболии последней, что приводит, в свою очередь, к инфаркту легкого и, очень часто, к смерти. Теперь подумайте: человек, совершающий хотя бы намазы-фарзы, в день выполняет 17 ракагъатов, т.е. 17 приседаний и 34 земных поклона! Это есть профилактика застоя крови в ногах, а значит и тромбозов, и эмболии, и... ранней смерти. А представьте, выполняющий намазы суннаты в сутки совершает 40 ракагъатов, т.е. 40 приседаний, 40 поясных поклонов, 80 (!) земных поклонов. Эти цифры красноречиво говорят сами за себя.

Во время земного поклона кровь устремляется в верхнюю часть туловища и в головной мозг. Давление в мозговых сосудах растет, и они начинают суживаться, приспосабливаясь к новым условиям. Питание головного мозга и обменные процессы в нем усиливаются, что весьма благоприятно отражается на мыслительной и познавательной способности человека. Кроме того, находясь в суджуде, мы вынуждаем наши мозговые артерии и артериолы сокращаться, усиливаем их тонус. Все перечисленные физиологические изменения в мозге способствуют профилактике атеросклеротического поражения его сосудов, а значит и профилактике инсультов и слабоумия. Гипертонические кризы у молящихся реже осложняются инсультом.

Желудок, петли тонкого кишечника, и толстая кишка смещаются при суджуде вниз и кпереди. Их содержимое тоже испытывает подобное смещение, что не может не отразиться на пищеварении, которое улучшается, облегчается продвижение кишечного содержимого. Кровенаполнение сосудов кишечника повышается. Жёлчь в желчном пузыре перемешивается и, соответственно, выполняя суджуды, мы не даём выпадать осадку в желчи, т.е. занимаемся профилактикой желчнокаменной болезни.

В суджуде большое значение имеет работа диафрагмы, которая является мышечной перегородкой между грудной и брюшной полостями. Ее сокращения играют главную роль в акте дыхания. В суджуде диафрагма, сокращаясь, выполняет своеобразный «массаж» органов брюшной полости. Вы сами сможете это ощутить, если будете находиться в этом положении на протяжении нескольких вдохов и выдохов.

Следующая поза - къагъда (къугъуд). Из положения суджуд молящийся переходит в сидячее положение. В это время снижается внутричерепное давление, сосуды головного мозга расширяются, приспосабливаясь к новому давлению. Вот эта своеобразная «тренировка» сосудов головного мозга имеет большое значение в профилактике атероеклеротического их поражения, инсультов.

Подвижные органы брюшной полости совершают смещение в исходное положение (как при къияме); смещается и их содержимое. Этот момент важен в восстановлении функций этих органов. Улучшаются функции желудка и кишечника, нормализуется пищеварение.

Затем следует еще один суджуд с теми же благоприятными изменениями. После второго суджуда молящийся вновь встает (къиям), завершая ракагъат.

Во время намаза задействуются голеностопные, коленные, тазобедренные, плечевые, локтевые, лучезапястные суставы, мелкие суставы кистей и стоп. Известно, что ежедневно современный человек выполняет лишь относительно небольшой объем движений в суставах, что неблагоприятно сказывается на последних. Намаз без существенной нагрузки расширяет объем движений в наших суставах, благодаря чему улучшается их питание, а значит, ведется профилактика остеоартроза. В конце намаза мы поворачиваем голову вправо, затем влево, приветствуя ангелов и всех верующих. Эти повороты головы являются своеобразной профилактикой остеохондроза шейного отдела позвоночника.

Верующий человек в намазе общается с Господом своим, получает духовное и физическое удовольствие, успокаивается, отдаляется от мирской суеты, от тревог и волнений этой жизни, кроме того у него улучшается мозговое кровообращение. На основании этого можно говорить о чрезвычайно благоприятном действии намаза на психическое состояние человека. Намаз - это профилактика неврозов. Намаз также можно включать в комплексное лечение многих психических заболеваний.

Дорогие братья и сестры! Все перечисленное мною здесь является лишь некоторой частью всей благодати намаза. Я хотел только обратить внимание читателей на то обстоятельство, что все нормы богослужения предписаны свыше Тем, кто в совершенстве знает пользу и вред для своих творений. Поистине безгранична мудрость Всевышнего! Хвала и слава Великому Творцу! Да благословит Аллах и приветствует миром Пророка Мухаммада(С.А.С.)его и сподвижников.

Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение.

Аппаев Шамиль

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"