А.Биттиров: Только просвещением можно остановить волну радикализма

Эта встреча произвела на меня самое яркое впечатление в жизни — встреча ни с каким-нибудь мусульманским лидером или ученым, известным политиком или деятелем культуры, а с молодым незрячим мусульманином из Нальчика, студентом Чеченского государственного университета, журналистом Азаматом Биттировым.

Она произвела на меня такое впечатление не потому, что Азамат, по воле Всевышнего, не может видеть, а потому что его жизнь намного насыщенней и интересней, чем у многих здоровых, полных физических сил молодых мусульман. В Азамате я увидела стремление не просто жить, а творить и созидать ради Всевышнего, учиться, не жалея сил, безмерный оптимизм и железную волю.

Наша беседа состоялась в начале октября в стенах Соборной мечети Пятигорска, куда Азамата позвали для участия в первом Конкурсе чтецов Корана Ставрополья. Азамат читал Коран по системе Луи Бралья, которую он освоил в Казани на специальных курсах для незрячих при мечети «Сулейман». На конкурсе чтецов Корана Азамат получил второе место, и этот результат является очень высоким, учитывая то, что среди других участников были хафизы и чтецы Корана, закончившие всемирно известные исламские вузы.

По окончании конкурса Азамат Биттиров дал нашему порталу интервью, в котором рассказал о том, как он начал изучать религию, обучаться чтению Корана, заниматься журналистикой, а также поделился дальнейшими своими планами. Кроме этого, мы поговорили с ним об исламском просвещении и других проблемах развития уммы.

Азамат, расскажите, о том, как началось твое знакомство с Исламом? Наверное, Вам прививали религиозные ценности еще с детства.

Мои родные веруют во Всевышнего, но нельзя сказать, что они обладают исламскими знаниями. Религию я начал изучать, еще учась в школе. Чтение Корана по системе Луи Брайля я освоил в Казани, проучившись там месяц на курсах для незрячих при мечети «Сулейман». Я взял основы этой методики, а потом уже, вернувшись в Нальчик, начал с помощью учителей и духовных наставников углубленно изучать Коран.

Трудно было освоить методику чтения Корана по системе Луи Брайля?

Это зависит от определенной подготовки. Кто-то с детства осваивает методику чтения по системе Луи Брайля, читая кириллицу. Ведь любой язык можно изучить по данной методике. Я начал изучать кириллицу с 15 лет, поэтому мне не трудно было обучаться на курсах. Читать Коран я научился в 17 лет.

Потом сам начал изучать углубленно религию, поступил в Чеченский государственный университет на факультет востоковедения. Сейчас я студент второго курса. Мы изучаем арабский язык, историю религий, культуру восточных стран. Я с детства интересовался Востоком. Я хочу получить не только светское, но и религиозное образование.

То есть, Вы думаете о втором высшем образовании?

Я намереваюсь поехать получать религиозное образование в одном из вузов Турции. Я хочу углубленно изучать тафсир Корана и хадисы.

Будете успевать обучаться одновременно в двух вузах, тем более, на таких серьезных факультетах?

Я надеюсь. Такое желание есть. В Грозном я обучаюсь заочно, а в Турции буду учиться очно.

Много сур знаете наизусть?

Я выучил почти весь «Джуз амма» Корана.

Кого из чтецов Корана вы предпочитаете слушать?

Слушаю Абдулбасита Абдулсамада, Мишари Рашида, других известных чтецов Корана.

Есть ли еще на Вашей родине, в Нальчике, незрячие, изучающие Ислам и Коран? Насколько мне известно, в Грозном, где Вы учитесь, есть община незрячих мусульман.

У меня есть два ученика в Нальчике, которых я обучаю чтению Корана. В Грозном у нас целая община. Нас около 30 уже. Мы занимаемся при одной из мечетей города. Нам выделили специальное помещение для этого. Я преподаю там азы Корана, а мой друг – арабский язык.

Нет ли желания открыть какую-то организацию незрячих мусульман в Грозном?

Глава Чечни Рамзан Кадыров обещал построить нам отдельное медресе. Мы ждем с нетерпением.

Чем, по-Вашему, отличается жизнь мусульман в Кабардино-Балкарии и Чеченской республике?

В Чечне люди с детства ощущают себя мусульманами, а в Кабардино-Балкарии многие приходят к Исламу, будучи уже в сознательном возрасте.

Азамат, я знаю, Вы еще и занимаетесь журналистской работой и всегда в курсе важных событий уммы. Откуда и как вы черпаете информацию?

В интернете есть специальная программа для незрячих, которое озвучивает содержание статей на том или ином сайте. Например, сегодня я открывал «Ислам.Ру» и читал материалы.

И что Вы прочитали?

Выступление Мухаммада Карачая, новости российские и мировые. Я каждый день читаю ваш сайт. Я слежу за всеми публикациями в интернете, имеющими отношение к Исламу. Сам я также пробую заниматься журналистикой.

Вы сами уже пишете статьи. У Вас есть публикации в СМИ? На какие темы?

Мною написаны статьи про жизнь выдающихся мусульманских просветителей, про незрячих мусульман Чечни. Мои материалы опубликованы в газете и «Ислам в Евразии», издаваемой в Нальчике, также на сайтах «Ислам в Евразии» и «Ислам.Ру». Мне очень нравится заниматься журналистикой.

Что бы Вы пожелали другим мусульманам, которых Аллах в этом мире лишил зрения?

Терпения, надежды на милость Аллаха. Если не в этом мире, то в ахирате обязательно Аллах воздаст за посланное Им испытание.

Труды каких исламских ученых Вы любите читать?

Читаю труды Юсуфа Карадави, имама Аль-Газали. Также мне нравятся мысли Саида Нурси, других известных мусульманских богословов.

А Вы знаете, что книги Саида Нурси запрещают в нашей стране?

Да. Я в курсе. Я против запрета исламских книг. Запрещают, мне кажется, самые хорошие книги, от которых много пользы.

Как, по-Вашему, нужно бороться с радикализмом, имеющим место среди молодежи Северного Кавказа?

С радикализмом надо бороться просвещением. Нужно доносить до людей истину, разъяснять основные исламские понятия молодым людям. Только просвещением можно остановить волну радикализма.

Беседовала Ася Капаева