Копилка исламских детских игр

Копилка исламских детских игр

Попробуйте спросить своего или знакомого вам ребёнка, предоставленного самому себе:

– Что ты делаешь?

– Я играю.

Это типичный ответ маленького ребёнка, обозначающий самые разнообразные его занятия: насыпание песка в ведёрко, бросание мяча, возню с приятелем, приготовление кукольного обеда и пр.

Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.

Давайте будем прилагать все усилия, чтобы наши дети строили свой собственный мир в рамках нашей религии и посредством игры получали исламские знания. Ведь игра служит прекрасным способом для наилучшего запоминания всякого рода информации, причём не только для детей, но и для взрослых.

Это не противоречит сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), так как хорошо известно, что он придавал значение играм детей и, когда было время, с удовольствием играл с ними. Он говорил, наставляя мусульман: «Тот, у кого есть дети, пусть обязательно играется с ними, как ребёнок», – и советовал им любить, веселить и радовать детей, заниматься с ними бегом, борьбой, поощрял к этому своих внуков и других детей.

Именно поэтому в цикле статей «Копилка детских исламских игр» мне хотелось бы поделиться со всеми читателями своими задумками в области игр для детей и взрослых, которые можно применять как в кругу семьи, так и на различных массовых мероприятиях. Не забывайте обсуждать игры и полученные или закрепляемые в них знания. Итак, приступим…

Съедобное-несъедобное, халяль и харам

  1. Игроки садятся рядом друг с дружкой.
  2. Ведущий по очереди кидает мяч игрокам, произнося слова.
  3. Если произнесённое слово означает съедобный предмет (например: конфета, апельсин), то игрок должен поймать мяч. Если он его не ловит, то становится ведущим.
  4. Если произнесённое слово означает несъедобный предмет (например: стул, карандаш), то игрок не должен прикасаться к мячу руками (чтобы не было споров). Если он его ловит или просто прикасается руками, то становится ведущим.
  5. Обязательно, играя в эту игру, называйте то, что явно нельзя мусульманам (свинина, пиво, вино и т. п.), и то, что очень рекомендуется (Зам-зам, тмин, мёд, молоко и т. п.).
  6. Как вариант игры можно сыграть в игру «Напитки: можно и нельзя».
  7. Не забудьте обсудить с ребёнком результаты игры.

 

Составляем рассказ о…

  1. Участники игры садятся в круг и начинают передавать мяч (или любой другой приятный предмет) из рук в руки. Притом при каждом передвижении мяча от одного участника к другому необходимо добавлять одно предложение по заданной теме.

Например, тема «История Пророка Адама (мир ему)».

1 участник: Пророк Адам (мир ему) – первый пророк.

2 участник: Его создал Аллах.

3 участник: Аллах научил его всем словам.

И т. д.

Таким образом, составляется рассказ по заданной теме.

Тему можно выбрать совершенно любую:

– Составляем рассказ о столпах Ислама.

– Составляем рассказ о столпах имана.

– Составляем рассказ о жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

– Составляем рассказ о ниспосылании Корана.

– Составляем рассказ о жизни сподвижника (любого).

– И т. д.

Совет! Если просить участников не просто добавлять одно предложение, а повторять предложения предыдущих участников, тогда это прекрасно разовьёт у детей память, и рассказ по теме запомнится намного быстрее.

Море волнуется раз…

  1. Выбирается ведущий.
  2. Ведущий отворачивается от остальных игроков и произносит считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются):

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура – на месте замри!

  1. Игроки замирают, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой – игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего – отгадать, что это за фигура.
  2. Если игрок изображает непохоже, он становится ведущим на следующий этап.
  3. Можно ввести усложнение к правилам: если какой-нибудь игрок шевелится или смеётся во время «выступления» другого, то он становится ведущим.
  4. Для игры можно выбирать самые разные темы для отгадывания:

…Фигура намаза – на месте замри.

…Фигура омовения – на месте замри.

…Фигура столпа Ислама – на месте замри.

…Фигура столпа имана – на месте замри.

…и др.

Я знаю пять имён…

  1. Игроки становятся в круг.
  2. Первый игрок ладонью бьёт об землю мяч. При каждом ударе произносит очередное слово: «Я знаю пять имён мальчиков: Амир – раз, Карим – два, Ринат – три, Ахмет – четыре, Али – пять. Я знаю пять имён девочек: Амина – раз, Айша – два, Зайнаб – три, Рукият – четыре, Насима – пять. Я знаю пять имён мальчиков…». Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к следующему. Когда мяч сделает круг, возвращается к первому участнику, игра для него возобновляется с того места, где он прервался, и так происходит со всеми игроками. Также можно называть имена по очереди.
  3. Играя в эту игру, предложите ребёнку называть:

– 5 названий намазов;

– 5 имён Всевышнего Аллаха;

– 5 сур Священного Корана;

– 5 имён пророков;

– 5 имён сподвижников;

– 5 столпов Ислама;

– 6 столпов имана;

– 5 имён детей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение);

– 5 харфов (букв) арабского алфавита;

– и другое.

ВНИМАНИЕ! Мяч лучше не ударять о землю, проявляя уважение ко Всевышнему и Его творениям, а кидать его, например, вверх.

Пантомима по-мусульмански (или крокодил)

  1. Заранее подготовьте список религиозных предписаний, каждый из которых написан на отдельном листе-записочке.
  2. Записочки складываются в банку.
  3. Один из игроков наугад берёт любую записку. Далее он только движениями должен показать остальным участникам игры, то что написано.
  4. Игроки должны угадать, что именно показывает ведущий.
  5. Первый отгадавший становится ведущим.
  6. Помимо положений можно загадывать столпы Ислама, столпы имана, пророков и т. д.

Пример написанного:

«Не гневайся!»

«Начинай есть с именем Аллаха»

«Ешь правой рукой»

И т. д.

1–2 ас-саляму алейкум

  1. Играют все игроки по цепочке. Надо считать по порядку от одного до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить «Ас-саляму алейкум». Т. е. первый игрок говорит «один», второй – «два», третий – «Ас-саляму алейкум», четвёртый – «четыре», пятый – «пять», шестой – «Ас-саляму алейкум», и т. д. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, пока не останется один победитель.
  2. В эту игру хорошо играть в детских группах, лагерях при начале или окончании занятий (так называемый этап «Приветствие» или этап «Прощание»). Она разовьёт внимание детей, а также поспособствует их сплочению.
  3. Поговорите с детьми о мусульманском этикете приветствия и прощания.

11 вопросов

  1. Ведущий загадывает одного из пророков Всевышнего Аллаха.
  2. Играющие задают 11 вопросов. На них ведущий может давать ответы «да» или «нет».
  3. После этого игроки с трёх попыток должны назвать загаданного человека. Отгадавший становится ведущим.

Юлия Замалетдинова