Есть ли в Исламе нормы, регулирующие вопросы детского труда?

ВОПРОС: Многие дети в странах мусульманского мира работают. Наблюдающему со стороны человеку кажется, что Ислам не гарантирует детям их права. Разъясните пожалуйста, есть ли в Исламе нормы, регулирующие вопросы детского труда?

Фатима

ОТВЕТ: С Именем Аллаха Милостивого Милосердного! Возносим хвалу Аллаху Всемогущему, мир и благословение его посланнику и пророку Мухаммаду (САС).

Спасибо Вам, уважаемая сестра, за Ваше стремление к познанию истины и усердие узнать, что дозволено и, что запрещено в Исламе! Детство, в действительности – это период, когда дети получают удовольствие, играя и развлекаясь. Также это период, когда они получают первые навыки и уроки, необходимые им в дальнейшей взрослой жизни. Нет запрета в том, чтобы дети выполняли некоторые виды работ, которые им по силам, в соответствии с их возрастом, физическим и умственным потенциалом.

Отвечая на этот вопрос, известный мусульманский богослов, д-р шариатских наук шейх Юсуф аль-Кардави сказал: «Одно из основных прав ребенка, гарантированных Всевышним Творцом – это право на счастливое детство. Они никак не могут нести ответственности взрослых по материальному обеспечению семьи, особенно, когда слишком молоды. Это будет иметь самые негативные последствия для них, лишив их возможности получить удовольствие от важного жизненного периода их жизни — детства. Дети должны играть и развлекаться, а процесс их воспитания должен иметь развлекательно-игровой характер. Особое внимание в воспитательном процессе детей должно уделяться выявлению и развитию у них талантов и навыков, уважая их выбор и правильно направляя их интересы.

Незаконно лишать детей права на обучение и получение достойного образования, апеллируя на существование определенных материальных проблем в семье и на необходимость того, что они (дети) вынуждены работать, чтобы заработать себе на кусок хлеба и поддержать родителей обеспечить материальный достаток в семье. Поиск путей решения данной проблемы привел нас к идее создания общества, покровительствующего развитию талантов в среде детей.

Дети могут помогать родителям, и это дозволено, в ведении домашнего хозяйства и семейного бизнеса, при одном условии, что работа, возлагаемая на них не должна быть тяжелой и утомительной. К примеру, ребенок может помогать отцу, ухаживать за садом, огородом или даже полем, точно также как дети могут помогать родителям в магазине или торговой лавке и т.д.

Другая уважительная и законная причина, по которой детям разрешено работать – это, когда семья очень бедная, а родители не в состоянии обеспечить семью всем необходимым. В такой ситуации дети могут работать, но при условии, что работа соответствует возрасту ребенка и его физическим способностям. Другими словами, ребенка нельзя загружать работой, которая выше его возможностей.

Со своей стороны, профессор университета аль-Азхар в Каире, д-р сравнительной юриспруденции (фикъх аль-мукъарин) на факультете Шариата и юриспруденции, Абдель Фатах Идрис добавил следующее: «Труд человека легализован в Исламе, независимо от особенностей рабочего. Тому много свидетельств в Шариате. К примеру, в суре «Покаяние» в аяте №105 Всевышний Аллах говорит:

«Скажи: «Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали» (9:105).

Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Тому, кто [придет домой вечером] ляжет спать чрезвычайно утомленный физическим трудом [за целый день], Аллах простит грехи».

Необходимо отметить, что физический труд должен быть соразмерным с возможностями человека.

Что же касается детского труда, то для детей до 13 лет он не должен быть выше их физической возможности, иначе это может оставить негативный отпечаток в их здоровье и развитии, что запрещено Шариатом. Дети работали и во времена Пророка Мухаммада (САС), даже были и такие, которые помогали собирать закят в разных районах исламского государства.

Таким образом, если ребенок выполняет работу, которая ему по силам, и при этом не утомляется и не нагружается сверх возможностей, то такая работа не запрещена. Более того, иногда некоторые дети лучше взрослых справляются и выполняют отдельные виды работ.

Самое главное – незаконно и недозволенно, с точки зрения Шариата, привлекать детей для выполнения изнурительной и трудной работы, которая выше их физических возможностей. Также нельзя детей занимать работой на целый день, запрещая им играть со сверстниками и развлекаться. В этом случае попирается их главное право — быть детьми, играть и развлекаться.

Аллах Всемогущий знает лучше!

Хасим ЧЕГЕМЛИ, по материалам Onislam.net