الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

ОБЩЕСТВО

Шарафуттин Чочаев: опыт мультикультурализма Азербайджана и Узбекистана важен для нашего региона
















В Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои в октябре состоялась международная конференция «Исламская солидарность: на примере Узбекистана и Азербайджана». В мероприятии приняли участие известные государственные и общественные деятели Узбекистана, Азербайджана, России, Германии, Турции, Казахстана, Кыргызстана, Украины, главы международных организаций, ученые-богословы, представители правительств и парламентов Узбекистана и Азербайджана. В числе делегатов форума оказались муфтий Кабардино-Балкарии Хазратали Дзасежев и ректор Северо-Кавказского исламского университета имени имама Абу Ханифа Шарафуттин Чочаев. Большое внимание участники конференции уделили вопросам исламской солидарности и сохранению традиций мультикультурализма, межкультурного диалога. О чем говорили, к каким выводам пришли и как встретил делегатов Ташкент наша беседа с ректором вуза Шарафуттином Чочаевым.

- Шарафуттин хаджи, какие впечатления у вас остались от форума?

- После долгого перерыва мне удалось вновь оказаться в Ташкенте. На конференцию собрались известные богословы из Узбекистана, Азербайджана, других стран СНГ. А в период моей учебы в Бухаре и Ташкенте с 1977 по 1987 годы мы сталкивались в стенах университета. Сейчас было интересно узнать их как исламских ученых.

Узбекистан долгие годы после развала Советского союза был закрыт, мероприятия с участием представителей других государств не проводились. В какой-то степени даже был наложен заперт на открытую пропаганду религии. Изменения произошли с приходом к власти Шавката Мирзиёева. Поэтому мне было особенно любопытно увидеть обновленную страну.

Узбеки, как известно, приверженцы школы имама Абу Ханифы. Отрадно, что в умме нет разлада, перекосов, ненужных течений. Можно даже позавидовать тому, насколько народ прислушивается к своим богословам, выполняет их предписания.

Если же вернуться к вопросу о форуме, 22-23 ноября в Санкт-Петербурге пройдет следующая часть конференции, она уже будет называться «Исламская солидарность: на примере России и Азербайджана». Затем завершающие мероприятия состоятся уже в конце года в Баку.
















- В каких секциях участвовали вы и удалось ли выступить?

- Мне как ректору вуза всегда интересно обсуждение вопросов образования. А на таких собраниях всегда можно услышать новое, что потом можно применить на практике. В секциях официальных докладов, выступлений не было, состоялся свободный разговор.

Раньше на весь Советский союз были один исламский университет и одно медресе, располагались они в Узбекистане. В этой стране накопился хороший опыт в развитии исламского образования. Сегодня в России 6 исламских вузов и 30 медресе, и нам пришлось начинать процесс обучения почти с нуля. Только сейчас, спустя почти 30 лет, мы смогли перейти на трёхуровневую программу подготовки: начальная, средняя, высшая – до бакалавриата.

В этом году открылась Булгарская академия в Татарстане, где можно продолжить учебу в магистратуре и получить научные степени. А в Узбекистане традиции обучения в исламских вузах имеют глубокие корни, им не пришлось сталкиваться с проблемой подбора учебников, авторов.

- На конференции обсуждались проблемы межрелигиозного сотрудничества, были приглашены представители разных конфессий. Я могу ошибаться, но разве есть проблемы в отношениях между представителями разных религий? Насколько назрела необходимость обсудить вопросы взаимодействия внутри Ислама?

- Хвала Всевышнему, ни на Кавказе, ни в России, ни в странах СНГ проблем в отношениях представителей разных религий нет. В этом велика заслуга богословов. На таких форумах часто спрашивают, почему мы поднимаем проблемы взаимоотношения разных религий? Я убежден, все вопросы надо обсуждать до появления противоречий, потом будет поздно.

Что же касается отношений внутри Ислама, споры существовали даже во времена Пророка Мухаммада, мир и благословение Аллаха ему. Было сказано, что в Исламе появится более 70 течений, и все они будут считать себя самыми праведными. Но из них только одна будет на истинном пути. Хотя в верности, истинности четырех основных исламских богословско-правовых школ (ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский) никто не сомневается.

- Речь шла о двух государствах – Азербайджане и Узбекистане. По вашему мнению, насколько их опыт применим в нашем регионе?

- Может показаться, что Узбекистан более религиозная страна, чем, скажем, Россия. Да, мы живем в светском государстве, но у нас свобода вероисповедания. А это понятие очень широкое, в государстве нет ограничений на исполнение религиозных традиций, ритуалов.

Для сравнения, лет 10 назад в Узбекистане имамы не имели права обучать детей Исламу в мечетях, их работа ограничивалась проведением пятикратного намаза. А в России свобода вероисповедания, к примеру, в Кабардино-Балкарии несколькими годами ранее религиозные деятели даже получали зарплату, а те, кто обучали детей в воскресных школах, поощрялись более высокой оплатой.

Я говорил выше, Узбекистан изменился, люди стали более уверенными в завтрашнем дне, даже глаза, кажется, блестят по-особому. Сегодня в стране вместе в мире живут представители 130 народов и наций, представители 16 конфессий сосуществуют в условиях стабильности и мира. Поэтому их опыт мультикультурализма, взаимодействия очень важен.

- Вы упомянули, что будет продолжение форума уже в России и Азербайджане. Значит ли это, что Азербайджан претендует на некое лидерство в СНГ в плане развития религии?

- Нет, я сейчас все объясню. Президент Республики Азербайджан Ильхам Алиев объявил 2017 - Годом исламской солидарности. Эта конференция проходила в его рамках. А месяцем ранее подобный форум состоялся в Турции, в конце года будет крупная международная конференция – завершающий этап всех этих встреч.

Что же касается лидерства, сегодня Азербайджан развивающаяся страна, есть финансовые ресурсы, кроме того глава государства сам проявляет инициативу в сторону развития отношений внутри исламского мира.

- Сегодня все еще сохраняется тенденция, когда любое зло, совершенное этническим мусульманином, даже если он не является практикующим, переносится на всю религию. На конференции особое место заняло обсуждение вопросов противодействия экстремизму и терроризму…

- Я, как и многие мусульманские деятели, убежден, основное лекарство от эпидемии экстремизма – образование. Если человек растет в исламской среде, знает истинную религию, что разрешено и запрещено шариатом, его будет тяжело свернуть с выбранного им пути.

Сейчас часто говорят, у человека такая сильная вера, поэтому он уехал защищать Ислам с оружием в руках. Но если проанализировать, в ряды радикалов в основном попадают люди фанатично верующие, но, у которых отсутствуют глубокие знания истинного Ислама.

- Завершился форум принятием итогового документа. В чем его практическая значимость?

- Документы, которые принимаются на конференциях, должны быть внедрены в жизнь. В частности, после таких форумов собираемся всем педагогическим составом, обсуждаем предложения, принимаем их к сведению, применяем в обучении.

Кому нужна резолюция, которая останется только на бумаге в закрытой папке? Какой тогда смысл от всех этих длинных встреч и разговоров, если они проводятся только для того, чтобы увидеться друг с другом? Самое легкое – принять документ, но довести его до людей, внедрить в жизнь, разъяснить все его нюансы – вот главная задача.
















- Планируете какие-либо конференции на базе вашего вуза?

- Проведение недельных курсов повышения квалификации имамов стало уже традицией. В начале ноября состоялись очередные недельные курсы на тему «Воспитание гражданской идентичности и гражданского самосознания российских мусульман», рассчитаны они были на 50 человек. Провели мы их совместно с нашим вузом партнером Пятигорским государственным университетом. К сожалению, финансирование немного уменьшено, поэтому число слушателей пришлось сократить.

Такое обучение для наших имамов актуально, проблема дефицита кадров в республике еще не решена. У наших аксакалов, к сожалению, нет высшего религиозного образования, а такие встречи дают им возможность пополнить свой багаж знаний.

- В начале беседы вы упомянули, что учились в Узбекистане. Ташкент, Бухара – колыбель российского Ислама. Как сегодня вас принял город, появилась ностальгия о прошлом?

- Первое медресе в Советском союзе открыли в Бухаре после войны – в 1946 году. Там получили образование наши старшие Махмуд Геккиев, Зулкарний Тилов, чуть позже - Шафиг Пшихачев, Тахир Жабелов. С 1946 до конца 80-х годов единственным местом, где советские мусульмане могли получить религиозное образование, было медресе в Бухаре. А учились там одновременно не больше 70 студентов, его выпускники стали духовными лидерами, учеными в странах СНГ. Да, Узбекистан был колыбелью российского исламского образования.

Восприятие Узбекистана каждый раз новое. Мы смогли побывать в медресе, которое окончили 30-40 лет назад. Там каждый камень, кирпичик родной!

Узбеки очень вежливый, уважительный, щедрый народ. Их базары, с радушием и гостеприимством продавцов, уже стали легендой. Узбеки знают, как мусульмане должны между собой обращаться, у них из поколения в поколение передаются традиции взаимоотношения в исламском обществе. Хотя, к сожалению, западная культура начала проникать и в эту страну.

Беседовала Фатима Тикаева.


 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"