الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

ОБЩЕСТВО

Аллах Всемогущий не создает болезни, не создав лекарства от них

Может ли мусульманин пользоваться услугами системы здравоохранения в стране проживания, жертвовать своей кровью или органом ради спасения другого человека? Обо всем этом в беседе с «Ислам в Евразии» рассказывает известный религиозный деятель – выпускник международного исламского университета Аль-Азхар Хасим хаджи Аккаев.




















- Хасим хаджи, думаю, будет правильно начать наш разговор с разъяснения, как мусульманину предписано относиться к своему организму, здоровью?

- Здоровье – это дар Всевышнего Аллаха. Соответственно, человек должен относиться к нему бережно. В Коране Аллаху, Свят Он и Велик, говорит: «…и не обрекайте себя на гибель» (2:195). То есть Ислам обязывает быть бережными, внимательными к своему организму, не подвергать его рискам, не жертвовать им.

Если же говорить о лечении, абсолютное большинство мусульманских ученых высказывают мнение, что мусульманину разрешается получать медицинскую помощь. То есть, если человек заболел, он должен предпринять все меры к тому, чтобы вылечить свой организм.

В подтверждение своим словам хочу привести слова нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Абу Дарда, мир ему, передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не посылает болезнь, если не посылает также и лекарство от нее». В другом хадисе сказано: «Лечитесь, но не лечитесь запрещенным». Также передается, что к Мухаммаду (мир ему и благословение) пришел бедуин и спросил разрешения лечиться от недуга. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Лечитесь, потому что Аллах Всемогущий не создает болезни, не создав лекарства от них». Следовательно, лечиться можно, даже нужно, но при этом методы лечения и состав препаратов не должны противоречить нормам Шариата.

Среди ученых есть такие, которые считают, что болезнь – это испытание, и если проявить стойкость и терпение, мусульманин будет вознагражден. Но большинство алимов в таком отношении к своему организму усматривают пренебрежение к дару Всевышнего. Если есть возможность излечиться, спасти свой организм от недуга, этим надо воспользоваться.

- Вы упомянули, что лечиться надо разрешенными Шариатом методами. Россия светская страна. Может ли мусульманин воспользоваться системой здравоохранения в стране? Или необходимо искать именно исламские методы?

- Системы здравоохранения сформированы как в мусульманских, так и в светских государствах. В них используются выработанные веками традиции лечения, направленные на защиту здоровья своих граждан. Безусловно, мусульманин может воспользоваться ими, только если в медицинских учреждениях не используются методы, прямо противоречащие Шариату и принципам Ислама. В частности, лечение алкогольными напитками, лекарствами, содержащими компоненты запрещенных к употреблению животных.

Наряду с официальной медициной существуют и народные (не традиционные) методы лечения. Они отмечены и в медицине Пророка (мир и благословение ему). Это хиджама (кровопускание), лечение черным тмином, медом и другое. Можно воспользоваться ими, при условии, что они принесут нужный эффект. Но перед лечением необходимо проконсультироваться со специалистом, который знает физиологию человека, разбирается в диагностике, лечении.

















- Донорство становится неотъемлемой частью нашей жизни. К сожалению, из-за частых аварий, несчастных случаев крови для переливания требуется все больше и больше. Но как Ислам относится к тому, чтобы отдавать свою кровь для спасения человека?

- Опять же хочу сослаться на мнение мусульманских ученых, большая часть которых на проблему переливания крови смотрят положительно. Конечно, если она используется для спасения жизни человека. Но главное условие при этом, запрещено продавать, брать какую-либо плату за сдачу крови. Другое дело, если вылечившийся сам захотел поблагодарить своего спасителя.

Другими словами это садакъа. Жертвовать своей кровью ради жизни другого человека – это милость. К примеру, больному может помочь только срочная операция, а группа крови у него редкая. Став донором для него, мусульманин спасает жизнь человека.

- Как относится религия к пересадке органов? Безусловно, такие операции не проходят бесследно. Человек, который получил, к примеру, сердце погибшего, не может не испытывать психологического давления.

- Этот вопрос тоже был предметом обсуждения мусульманских ученых на протяжении многих десятилетий. Одна их часть высказывались категорически против трансплантации. Но все же абсолютное большинство алимов не видят противоречия с религией в пересадке органов, при соблюдении ряда условий. Одни из них даже относят это к садакъа джария (непрерывная милостыня, добро от которой человек получает и после смерти). Спасение жизни одного человека Ислам расценивает как спасение всего человечества, также как и убийство одного человека не по праву подобно убийству всего человечества. В Коране Аллах сказал: «Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (5:32).

Чтобы подробно разъяснить этот вопрос, отметим, что трансплантация подразумевает два вида: трансплантация органа живого человека и трансплантация органа мертвого.

В свою очередь, трансплантация органов живого человека подразумевает пересадку частей тела - кожи, хряща, кровеносного сосуда и т. д., одного человека в другую часть его же тела, или переливание его же крови из одного места в другое. Естественно в этом нет никакого запрета и таково рода операции разрешены, даже жизненно необходимы при ожогах, переломах и т. д. Другой вид этой операции: пересадка органа одного живого человека другому человеку. Надо подчеркнуть, что орган бывает жизненно необходимым, как сердце, печень, желудок и т. д. Естественно пересадка таких органов из одного живого человека к другому, запрещена Шариатом, потому что это влечет смерть донора, а Ислам не требует таких жертв. Что касается пересадки одного из парных органов, как почки, легкие, то здесь необходимо обратить внимание на то, что оба эти органа должны быть здоровыми, чтобы отдав один из этих органов, донор не остался сам с больным органом. Также нельзя пересаживать больной орган, это также запрещено Шариатом.

Что же касается случая пересадки органов мертвого человека к живому человеку, то этот вид трансплантации разрешен, при соблюдении ряда условий:

Во-первых, операция должна иметь жизненно важный характер. Во-вторых, должно быть завещание, полученное от донора-мертвеца при жизни, а при его отсутствии – разрешение его близких родственников. Если умерший не имел родственников, тогда требуется разрешение представителя власти мусульман. В-третьих, факт наступления физической смерти должны подтвердить как минимум три квалифицированных врача. Клиническая смерть не может быть основанием для подобной операции, ведь в таком случае мозг человека жив и человек в любой момент может прийти в себя. В-четвертых, как и кровь, органы не могут быть предметом купли-продажи.

Пересадка органа должна принести пользу, а не наносить большего вреда, чем сама болезнь, как сказал наш Пророк (мир ему и благословение): «Не навреди ни себе ни другому».

В последнее время люди стали более ответственны по отношению к обществу. Случаи, когда человек завещает свои органы для лечения других уже не воспринимаются как нечто необычное.

- Подобные операции могут быть только между мусульманами?

- Готовясь к нашей беседе, я просматривал мнение ученых, юридически-богословские заключения (фетвы) по данному вопросу. В них нет однозначного утверждения, что пересаживать органы можно только между мусульманами.

- Вы долгое время жили в арабской стране. Насколько операции по пересадке органов в них практикуются?

- Я учился в международном университете Аль-Азхар, в Каире. В те времена только начинались дискуссии по данному вопросу. Некоторые ученые даже критиковали Аль-Азхар в том, что вуз, как один из самых древних и авторитетных религиозных учреждений в мусульманском мире, не участвует активно в обсуждении, не выражает своего мнения по этой проблеме.

Но могу сказать, что в Саудовской Аравии трансплантология давно продвинулась вперед. Там приняты фетвы, касающиеся трансплантологии, в том числе Комитет по фетвам королевства принял соответствующие религиозные решения.

На сегодня уже смело можно сказать, что и в Египте, и в Саудовской Аравии, и во всем исламском мире авторитетные религиозные институты, которые компетентны издавать фетвы, как, Аль-Азхар, Египетский дом фетвы, Комитет ученых богословов Саудовской Аравии, муфтияты Иордании, Кувейта, Алжира и других стран выступают за разрешение трансплантологии, поскольку в них есть острая необходимость.

Международная академия исламского богословия и права при организации Исламская Конференция, базирующаяся в Джидде, созвала конференцию в 1988 году. Результатом стал издание фетвы, в которой было разрешено донорство и трансплантация органов. Такое же религиозное заключение выпустил и Европейский совет по фетвам. Эта организация является уважаемой в исламском мире, в нее входят около десятки ученых – профессора и академики в области исламского права. Надо отметить, что есть ученые, которые выступают против подобных операций, но они в меньшинстве.

Под запрет мусульманских ученых попали операции по пересадке органов репродуктивной системы человека, потому что в результате таково рода операций вместе с пересаженным органом передается и генная информация донора, а это харам.

- Сейчас стало очень модно «перекраивать» свою внешность. Не для того, чтобы стать здоровее, а выглядеть красивее: увеличение губ, коррекция носа, другие подобные процедуры. Что о них говорит Ислам?

- Аллах, Свят Он и Велик, сотворил человека и придал ему красивый облик, возвысил его среди остальных творений. Он сказал в Коране: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4). В каждом человеке есть стремление к красоте, любовь ко всему красивому. Все мы стремимся быть красивыми, выглядеть красиво, соответствовать общим принципам понятия «красоты». Но многие, в основном представители прекрасной половины человечества, идут на большие жертвы, чтобы выглядеть еще красивее, соответствовать последним тенденциям. В этом им на помощь приходит пластическая хирургия.

Пластическую хирургию можно разделить на два вида: добровольная и вынужденная. К вынужденной относятся операции, в которых есть острая необходимость. К примеру, человек попал в аварию, получил увечья на лице или получил ожоги. При помощи пластической хирургии он может исправить эти увечья и восстановить свой прежний облик. Также к этой форме операций можно отнести корректировку изъянов и увечий, с которыми человек родился на свет. Это как заячья губа, сильное искривление носа, обросшие пальцы и т. д. Этот вид пластических операций разрешен и никакого запрета на их проведение со стороны Шариата нет.

Другой вид пластической хирургии – добровольный, т. е., в которой нет необходимости. К таким видам можно отнести операции по корректировке разреза глаз, носа, сглаживание морщин, увеличение губ, бюста, скул и т. д. Люди к таким операциям прибегают, не для проекции увечий или вылечиться от каких то недугов, а, чтобы выглядеть еще красивее, моложе…

Это вид пластической хирургии – харам, потому что таким образом человек искажает внешность, которую дал ему Всевышний.

Хочу оговориться, еще один момент – корректировка (выщипывание) бровей. Есть хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором говорится: «Да проклянет Аллах того, кто делает татуировки или тот, кому их делают, кто выщипывает брови или тот, кто выпиливает промежутки между зубами» (Бухари). Мусульманские правоведы запретили выщипывать (или еще как-то менять форму бровей) женщинам на основании этого хадиса. Поэтому, если брови у женщины растут нормально, ей не дозволено их выщипывать, подрезать или еще как-то менять их форму. В случае если ее брови ненормально большие или густые, или срастаются на переносице (и мешают зрению), ей разрешается их выщипывать до нормального (обычного) размера.

- Иногда от заболевшего человека приходится слышать, за что мне такое наказание, почему именно я, ведь ничего предосудительного не делал… Но как мусульманин должен принимать болезнь?

- Недуг, потеря родственника, любые душевные переживания расцениваются как испытание от Всевышнего. В хадисе Посланника говорится: «Чтобы ни постигло мусульманина, будь это утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Бухари). В Коране Аллах говорит: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся» (2:155-156).

Наш Создатель подвергает испытаниям тех, кого больше любит. История жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) является примером стойкости. Он самый любимый Аллахом человек, а сколько испытаний выпало на него. Еще в утробе матери остался без отца, в 4 года потерял мать, в 8 лет умер дедушка, который был его опекуном. Рос он круглой сиротой. У Посланника Аллаха (мир ему и благословение) было семеро детей, он похоронил всех, кроме дочери Фатимы. Смерть детей для отца тоже великое испытание, если бы Всевышний не любил Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), не подвергал бы его таким мучениям.

Если бы жизнь и отношение Бога к нам оценивались материальными мерками, социальным статусом, детьми, богатством, этими вещами в первую очередь были бы вознаграждены пророки. Но, как известно, Аллах подвергал их испытаниям. Притом такими, которые, простому человеку сложно даже представить.

Пример этому жизнь пророка Аюба, мир ему, который потерял детей, все имущество, статус. А в конце жизни он еще заболел. Но он вынес все испытания, и Всевышний вознаградил его.

Фатима Тикаева.





 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"