الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

ОБЩЕСТВО

Мадина Шляпина: «Москва – это легкий город для соблюдения Ислама»




















Ценность знаний в исламской религии общеизвестна: сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что человек должен получать знания от колыбели до могилы и призывал верующих устремляться за знаниями даже в Китай. Особенно в Исламе ценятся религиозные знания, поскольку благодаря им человек может правильно исполнять свои религиозные обязанности.

Именно для того, чтобы московские мусульманки могли получать религиозные знания, при Исторической мечети Москвы уже четыре года работает женское медресе, где мусульманки Москвы могут получить знания по основам ислама и научиться читать Коран. Помогает им в этом преподавательница медресе - русская мусульманка Мадина Шляпина.

Мадина приняла Ислам в 2009 году, училась сначала в Махачкале в Дагестанском исламском институте (ДИУ), в прошлом году она с отличием окончила Московский исламский институт (МИУ).

По ее словам, за эти четыре года через ее медресе прошло примерно 800 человек. Особенностью ее медресе является то, что она занимается индивидуально с каждым учеником – занятия ведутся не в групповой форме, когда преподаватель объясняет какой-то материал всем ученикам сразу, она уделяет время каждому ученику в отдельности (которые приходят к ней по очереди, в течение целого дня). К ней также приходят и немусульмане, которые интересуются Исламом – около десяти девушек уже приняли Ислам, посещая занятия в медресе.

От автора (Муслима Кобулова): Свидетелем одного такого обращения я сама стала лично во время общения с Мадиной. Русская девушка по имени Алина пришла в мечеть во время нашего разговора и сказала, что хочет принять Ислам. Мадина объяснила ей, как правильно произнести свидетельство веры (шахаду) и в чем ее смысл. Повторяя шахаду за Мадиной, Алина расплакалась от радости – как она сказала, это самый важный день в ее жизни, второй ее день рождения.

Сегодня Мадина рассказала нам о том, как простая русская девушка из маленького городка на юге России уже четыре года преподает в московском медресе. Также она поведала нам о своем пути в ислам, о своей нелегкой – хотя и полезной работе, и о том, легко ли жить в Москве мусульманам.

Мадина, первый вопрос будет такой: расскажи нам немного о себе – откуда ты родом, как начался твой путь в Ислам?

Родом я из маленького городка под Пятигорском (это Ставропольский край). Хотя я очень любила своих маму и папу, я все равно все детство чувствовала, что мне чего-то не хватает – в духовном плане, какой-то духовной пищи. Семья была нерелигиозная, но мама все-таки научила нас с сестрами молитве «Отче наш», которую она советовала нам читать каждый раз перед выходом из дома. Вся религиозная жизнь у нас сводилась к тому, чтобы иногда в церкви поставить свечку за здравие или за упокой кого-то из родных. Из христианских праздников мы справляли Пасху и Рождество, но скорее, не как религиозные праздники, а как дань традиции. Мы знали, что на Пасху принято яйца красить, допустим, или куличи печь.

Через некоторое время после окончания школы я пришла работать на автозаправку оператором, там управляющим работал молодой человек – лезгин, у него жена была русская девушка, которая приняла Ислам. Это было моей первой встречей с мусульманами, поэтому мне было очень необычно наблюдать, как на практике выглядит жизнь соблюдающих мусульман. К примеру, несколько раз в день они совершали намаз – и мне было интересно, что это такое, зачем нужно и т.д.

То есть, ты ничего не знала об Исламе к этому времени?

Нет, абсолютно ничего не знала. Слышала про Ислам примерно то же, что и все: что есть какие-то нехорошие люди, которые кого-то взрывают и убивают.

И когда коллеги по работе рассказывали, в чем заключается исламская религия, зачем нужно молиться, мне это сразу очень понравилось, я как-то потянулась к этой религии. Я почувствовала, что та самая духовная жажда, которую я чувствовала все детство, начинала потихоньку утоляться, что Ислам – это то самое, что я искала всю жизнь. Я даже сначала не очень понимала этого, скорее, больше чувствовала, что это то, что мне нужно.

У меня однажды даже было своеобразное видение: эта девушка ходила в платке, в закрытой одежде, а я, разумеется, нет. И мне вдруг на мгновение представилось, что я сижу рядом с ней тоже в платке. В тот момент я подумала – «что это? вздор какой-то». Но не прошло и месяца после этого случая, как я действительно приняла Ислам.

Значит, сколько времени прошло с того момента, как ты познакомилась с этими мусульманами, до того, как ты приняла Ислам?

Месяца два, наверное. Это быстро довольно произошло. Когда наши сотрудники почувствовали мой интерес, они стали мне предлагать принять Ислам. Но меня тогда это предложение очень пугало: я понимала, что мне придется резко изменить всю мою жизнь. Хотя я чувствовала, что это мое, но меня пугали возможные изменения в жизни и реакция моих родителей.

В это же время мой начальник (владелец этой автозаправки) – это был мой будущий муж, - узнав, что я проявляю интерес к Исламу, взял меня под свою опеку, поскольку в нашей местности много мусульман, относящихся к заблудшим течениям, и он опасался, что я могу попасть под их влияние. Он мне начал давать книги по религии, диски для просмотра и т.д.

Одной из первых книг, которую я прочитала, была «История пророков». И что удивительно, когда я читала историю пророка Юсуфа, мир ему, мне почему-то казалось, что это уже где-то слышала или откуда-то знаю. Не знаю, конечно, возможно, я видела что-то об этом по телевизору, но мне тогда было странно, откуда я могла это знать.

Как я уже сказала, само предложение принять Ислам меня вначале пугало. Но когда мой будущий муж сказал мне то же самое, что мне пора как-то решиться на этот шаг, как-то определиться, я поняла, что он прав, и наконец решилась сделать этот выбор.

Ислам я приняла 1 ноября 2009 года. Был серый дождливый день, но на сердце было светло и радостно.

Как быстро ты начала соблюдать религию после этого события?

Первые месяца четыре я почти ничего не соблюдала, - пыталась читать намаз по книжкам, но меня некому было проверить, правильно ли я делаю. Хотя со мной работали мусульмане, но наше общение ограничивалось работой, где у нас не было лишнего времени – к нам приезжали люди, нужно было принимать деньги, выдавать сдачу – работа ответственная, так что отвлекаться было некогда. Тем более, я как-то сразу не могла переварить эту перемену в моей жизни, мне нужно было ее осмыслить, разложить по полочкам у себя в голове.

Первое, что я сделала, - это надела длинную юбку. Моим родным это не понравилось: они спрашивали, зачем это я нарядилась, как цыганка? В нашей местности цыганок много, а они все носят длинные юбки. Возможно, мои родные уже что-то почувствовали – что со мной происходит что-то.

Мой начальник как раз в то время стал проявлять ко мне уже мужской интерес, говорить, что ему нужна жена и т.д. Мы скоро поженились (в том же месяце, в конце ноября), и уже тогда я смогла более осознанно и спокойно начать соблюдать религию.

Я думаю, что Всевышний специально послал мне этого человека, чтобы я смогла укрепиться в вере – в тот момент мне была очень необходима чья-то поддержка. И чтобы я нашла правильный путь в исламе.

Как отреагировали родственники?

Папа мой особенно бурно отреагировал на то, что я вышла замуж за мусульманина. Для родителей это был настоящий шок, так что я даже боялась сразу им сообщить, что я тоже приняла Ислам. Сначала я начала носить закрытую одежду и платок (который сначала повязывала назад), объясняя это тем, что муж просит меня одеваться скромнее. А когда они немного смирились с моим выбором супруга, уже сообщила им про принятие Ислама.

Как скоро ты поехала учиться после принятия Ислама?

В сентябре 2010 года я поехала учиться в Махачкалу в Дагестанский исламский университет. Муж хотел, чтобы я научилась правильному совершению намаза, правильному чтению Корана, другим основам Ислама. Я думала, что смогу остаться там только на несколько месяцев, но в итоге отучилась там три года.

Учиться мне там было поначалу очень сложно – именно в смысле непривычной обстановки, поскольку я не только училась, но и жила в общежитии при университете. Девушки там учились, в основном, из сел, поэтому были простодушные, непосредственные – к примеру, я там была единственной русской, и на меня прибегали посмотреть, показывали пальцем («Смотри, вон русская мусульманка!»).

А как ты оказалась в Москве?

В Москве много живет дагестанцев, земляков моего мужа. И они рассказывали, что тут не хватает женщин-преподавательниц, в медресе при мечетях чаще преподают мужчины (обычно, имамы мечетей), из-за этого многие женщины стесняются идти к ним учиться. Тем более, московские преподаватели обучают по ханафитскому мазхабу, а жители, к примеру, Дагестана или Чечни следуют шафиитскому мазхабу, так что нужен человек, который будет обучать их в соответствии с правилами этого мазхаба.

Так что как только я окончила ДИУ, муж меня сразу привез в Москву с целью преподавания. Поскольку он работает в Отделе просвещения Духовного управления Дагестана, и меня послали сюда преподавать от Духовного управления Дагестана. Когда я приехала в Москву, был 2013 год. Так что, уже четыре года как я в Москве.

По приезде в Москву я сразу поступила в Московский исламский институт (который в 2016 году окончила), чтобы узнать больше о ханафитском мазхабе, которому следуют в Москве. Многие мои ученики соблюдают религию в соответствии с ханафитским мазхабом, а меня обучали только правилам шафиитского мазхаба.

Было ли тяжело начать преподавать, в чем была основная сложность?

Мне сказали, что я должна организовать учебный процесс, собрать какое-то количество девушек, чтобы наше медресе посещали женщины. И вот это было самым сложным – уговорить женщин приходить ко мне, иногда приходилось прямо-таки вытаскивать их на занятия. Каждый раз перед занятием нужно было всех обзвонить, лишний раз напомнить, что завтра урок. Также к каждому человеку нужен индивидуальный подход, женщины – народ непростой, с ними нужно общаться ласково, осторожно, без резкости, чуть-чуть надавишь на кого-то, и человек обижается и сразу перестает ходить к тебе. Видимо, людям хватает давления, строгости на работе, так что здесь им хочется расслабиться и провести время более приятно.

То есть, сложен не сам учебный процесс, но трудно найти подход к каждой ученице. Поскольку многие рассматривают медресе не сколько как место получения знаний, а как своеобразное место для общения, как клуб, где можно пообщаться с другими женщинами, обсудить какие-то свои проблемы, чем-то поделиться. В перерыве между занятиями и после уроков мы пьем чай, общаемся, справляем вместе праздники. Со многими постоянными ученицами мы за эти годы подружились, так что общаемся уже помимо учебного времени.

Сколько к тебе в среднем в день приходит учеников и сколько за эти годы вообще у тебя было учеников?

В среднем приходит в день человек 10-15. В выходные дни больше, может прийти и 20, и 25. Вообще за эти годы у меня было, наверное, около 1000 учеников – мой телефон за эти годы пополнился больше, чем на 800 контактов (не считая людей, которые приходили один или два раза, таких я не записывала даже).

Мы знаем, что ты обучаешь людей не целой группой, но каждого человека индивидуально, как это происходит?

Так получилось с самого начала: люди приходили с разным уровнем знаний; за это время кто-то приходил, кто-то уходил – мы не набираем учеников конкретно к такому-то сроку, человек может начать обучение в любой день. Тем более, что мне хочется обучить каждого человека как следует, чтобы я была уверена, что эта женщина меня поняла, что она усвоила материал. Поэтому получилось, что необходимо заниматься с каждым человеком индивидуально. Как это достигается практически – каждый день я прихожу в мечеть к определенному времени. Та женщина, которая хочет прийти сегодня заниматься, обычно предупреждает заранее, так что я говорю, в какое время лучше прийти, чтобы ей не пришлось долго ждать (хотя если учеников много, конечно, приходится ждать своей очереди около часа). На каждого ученика уходит примерно 15-20 минут. Иногда получается, что собирается какое-то количество учениц примерно одного уровня знаний, тогда я объясняю им всем какое-то правило одновременно.

Преподавала в медресе сначала я одна, но потом мне прислали несколько девушек в помощь – вот сейчас со мной вместе работает еще одна девушка, которая недавно закончила исламский институт. Тем более, что несколько активных учениц, которые сильно продвинулись в знаниях за эти годы, помогают мне заниматься с новенькими. Если учеников приходит много, то я прошу их помочь мне, чтобы людям не пришлось долго ждать урока.

Каким предметам ты обучаешь?

Обучаем основам религии – основам вероучения, совершению омовения, намаза, чтению Корана. Вначале были планы, что я буду обучать еще более сложным предметам – основам арабской грамматики, допустим, но оказалось, что столько людей нуждается в самых элементарных знаниях, что обучать чему-то более сложному уже нет времени.

Как тебе вообще живется в Москве – по сравнению с твоим родным городом?

Когда я в прошлом году заканчивала Московский исламский институт, тема моей дипломной работы была «Ислам в Москве». И во время защиты диплома меня спросили: какие ваши основные выводы из дипломной работы? Я ответила – в Москве гораздо легче соблюдать Ислам, чем, допустим, было у меня на родине. Я практически не испытываю негатива по отношению к себе – возможно, потому, что сама стараюсь держаться приветливо и дружелюбно по отношению к людям, не быть мрачной или высокомерной, не показывать людям, что я какая-то особенная, лучше их.

В родном городе я чувствую себя очень скованно, зажато – там многие меня знают, там мои одноклассники, знакомые. И почти все они при встрече со мной выражают недовольство, осуждают меня – по их мнению, я сделала какую-то невозможную глупость, что приняла Ислам, что одеваюсь таким образом, хожу в хиджабе. И самое главное – я вижу, что и родители не до конца смирились с моим выбором, им все равно тяжело это все видеть. Особенно, когда я приезжаю во время Рамадана – им кажется, что я наношу себе вред, что держу пост. Хотя папа мой как-то недавно сказал: «Как хорошо, что твой муж мусульманин» - видимо, потому что не пьет, не курит, обеспечивает меня, я живу довольно неплохо. Я там стараюсь из дома редко выходить. Так что, когда я прилетаю обратно в Москву, я просто облегчение чувствую – как рыба, которую в море выпустили.

Благодарим Мадину за интересный разговор.

Всем, кто хочет прийти к нам учиться, напоминаем, что мы находимся по адресу:

Историческая мечеть г. Москвы: Большая Татарская ул., д.28 (м. Новокузнецкая, Павелецкая или Третьяковская). Занятия проходят с 13.00 по 17.00 каждый день, кроме пятницы.

Телефон преподавателя 8 (916)-360-40-15 (Мадина) – лучше позвоните заранее, перед тем, кто прийти на занятие.

Беседу провела Муслима (Аня) Кобулова

Источник annisa-today.ru

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"