الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

ОБЩЕСТВО

Хадж в годы Великой Отечественной войны














Вера во Всевышнего помогает человеку пережить любую беду или несчастье. А Великая Отечественная война 1941-1945 годов стала самым страшным испытанием ХХ века. Десятки миллионов погибших и замученных в лагерях, разрушенные города и сожженные деревни…

Но даже в такое страшное время, именно иман - вера во Всевышнего, помогала людям выжить и не потерять человеческие качества. В первые два самых тяжёлых года Великой Отечественной войны отношение к религии в СССР стало меняться. Политика воинствующего атеизма сменилась религиозной терпимостью. Именно на этот период приходится возрождение Ислама в стране.

Проследить за тем, как это происходило, поможет список литературы «Религия в годы Великой Отечественной войны», подготовленный сотрудниками Национальной библиотеки КБР к 70-летию Победы советского народа в той кровавой войне. Со слов главного библиографа Азизы Махиевой, в него вошли разные источники, в том числе газетные публикации, журналы и книги тех времен и современные публикации. Но самые интересные факты касаются организации хаджа в годы войны.

«В числе предлагаемых источников статья А.В.Кобзева «Мусульманское духовенство СССР в 1940-80-х годах», опубликованная в первом номере журнала «Вопросы истории» за 2014 год, трёхтомное издание «Ислам и советское государство», изданное в Москве в 2010 году.

Но мне хотелось бы заострить ваше внимание на исследовании Вячеслава Ахмадуллина «Деятельность Советского государства по организации хаджа советских мусульман в 1944 году», опубликованном в 6-м номере журнала «Власть» за 2013 год. Автор отмечает, что поток мусульман, желающих совершить хадж, постепенно снижался, а в самом начале 30-х годов вовсе прекратился.

Но в 1944 году паломничество возобновилось. Так в Мекку из Узбекистана отправились 4 человека, из Таджикистана и Казахстана по одному мусульманину. «Будет иметь положительное значение внутри СССР, повысит престиж Советского Союза на Ближнем Востоке, докажет сомневающимся, что в СССР царит полная свобода совести…», - написал Председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан в своем ходатайстве о возобновлении хаджа на имя председателя совета по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров Ивана Полянского.

Паломникам разрешили выезд и 7 ноября 1944 года шесть человек отправились из Ташкента в Мекку. За время паломничества они посетили Тегеран, Багдад, Мекку и Медину.

Особенностью этого выезда стали нестандартные сроки – более трех месяцев. Но немаловажным обстоятельством, повлиявшим на решение советской власти разрешить паломничество в Мекку, стали патриотизм и героизм, проявленный мусульманами на фронтах войны и в тылу», - рассказывает Азиза Махиева.

Удивительно, но Великая Отечественная война парадоксальным образом способствовала оживлению религиозной жизни в СССР. Хотя нацисты делали ставку на многонациональность России и разнообразие религий, намереваясь столкнуть народы. Но советские мусульмане, объявившие еще в 1942 году священную войну – джихад – германскому фашизму, совершали подвиги, проявляли патриотизм и свято хранили исламские традиции.

Фатима ТИКАЕВА.  

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"