الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

МОЗАИКА

Лекарственные травы и деревья в Исламе

7.10.2015

История применения растений в качестве лечебных средств начинается с глубокой древности. Из трех основных орудий врача, признанных еще Авиценной, – слов, травы и ножа, – лечение растениями было наиболее распространенным. Опыт применения лекарственных растений говорит о том, что весь комплекс соединений, находящихся в них, оказывает более разностороннее воздействие, чем отдельные компоненты. Растительные препараты мягче по своему воздействию на организм, легче переносятся и редко вызывают аллергические реакции.

Тысячи исторических документов по медицине и фармацевтике свидетельствует о существенной роли лекарственных трав в медицинской и лечебной области.

В этой статье мы хотим рассказать читателю о полезных свойствах трех деревьев (аксал – тамариск, халлиладж – миробалан, сандал – сандаловое дерево) и трех растений (вашма – листья индиго, марзанджуш – майоран, бакалат аль – хамка – портулак), которые малоизвестны россиянам.




















1. Аксал – тамариск. Тамариск (в России его называют гребенщик, тамарикс, божье дерево, гребенчук, бисерник, жидовильник и астраханская сирень, а в Средней Азии — дженгил, лат. Tаmarix) — род растений семейства Тамарисковые (Tamaricaceae), небольшие деревья и кустарники. Представители рода встречаются в пустынях, полупустынях и степях на юге Европы, в Африке и Азии, где являются характерными, часто господствующими растениями. Обычны в тугайных лесах Центральной Азии, где встречается около 15 видов. Произрастают, преимущественно, вдоль рек в тугайных лесах, на солонцах и солончаках, по краям такыров, а иногда и на барханных песках. В горах Средней Азии поднимаются до 2000м над уровнем моря, на Кавказе — до 600 м. Кора содержит 0,6—10,8 % таннидов, ветви и листья — 3—3,5 %. Молодые ветви охотно поедаются скотом, осенью они имеют сильное слабительное свойство. Используется как декоративное растение в озеленении в группах и одиночных посадках, а также в живых стриженых изгородях, вечнозеленые виды которых интересны и для культуры в комнатах. Широко используются для закрепления подвижных песков и в лесопосадках в зонах пустынь и полупустынь, особенно на засоленных почвах. В Китае используется в качестве основного посадочного материала при строительстве ветрозаградительной зелёной стены, вместе с тополями и другими засухоустойчивыми растениями (солянка, анабазис, полынь, бессмертник). Древесина растений желтовато-белая или желтовато-серая, с хорошо различимыми годичными кольцами, без разделения на ядро и заболонь, кольцесосудистая, сосуды с простыми перфорациями, межсосудистая поровость очерёдная. Древесина тамариксов плотная, с довольно красивым рисунком, но из-за редкости крупных деревьев, пригодно только как материал для небольших поделок, токарных и резных работ. Порослевые, четырёх и семилетние растения используются на топливо. Тонкие стебли в большом количестве используют на стеллажи, при плетении снегозадерживающих щитов, рыболовных снастей и других вещей. По мнению Джалал Абд – Дин 'Абд ар – Рахман ас – Суйути (далее ас – Суйути), тамариск является вяжущим и кровоостанавливающим средством для желудка и мусульманские врачи давно ее используют. О нем упоминает Всемогущий Аллах в Священном Коране: «… И взамен двух садов [прежних] дали две купы [зарослей] с кустами горькими, тамариском да деревьями лотосовыми кое – где» (34: 15).




















2. Халлиладж – миробалан. Миробалан (имеет синонимы амла, амалаки, индийский крыжовник, эмблик, миробалан серый, филлантус эмблика) – плодовое дерево, один из видов рода Филлантус. Родина миробалана — Юго – Восточная Азия. В настоящее время растение культивируется в Южном Китае, Пакистане, Таиланде, Малайзии, Индии, Бангладеш и Шри – Ланке. По мнению ас – Суйути, существует только три сорта миробалана: желтый, миробалан из Афганистана и Индии, остальные все – подвиды этих трех. Если использовать его в виде настоев или отваров, то желтый миробалан вызывает протекание желчи, афганский – флегмы, а индийский – черной желчи. Семена миробалана используются в сиропах, а желтые семена охлаждают обожженный рот. Если афганский миробалан смешать с медом и приготовить сироп, то он увеличивает выработку семени и улучшает внешний вид седых волос. Он хорош для пожилых людей, а также стимулирует сексуальную энергию. Считается, что миробалан является одним из деревьев Рая. Его используют, как лекарство от 70 болезней, а также в аюрведической медицине (одна из видов альтернативной медицины), для приготовлении лекарств «чаванпраш», «трифала». Природный источник витамина С.




















3. Сандал – сандаловое дерево. По мнению ас – Суйути, он хорош для век. Вдыхание аромата сандалового дерева, уксуса и розы излечивает головные боли. Питье его настоя укрепляет печень и утоляет жажду. Оно также используется в горьких настоях. Наилучшее сандаловое дерево произрастает в Макассаре (Индонезия).




















4. Вашма – листья индиго. Индигофера красильная или индиго (лат. Indigofera tinctoria) — растение семейства Бобовых, происходящее из Индии и культивируемое во многих тропических странах для получения синей краски. Порошок листьев индигоферы красильной, смешанный с хной, даёт чёрную краску для волос, называемую басмой. Листья растения также считаются лекарственными. Во Вьетнаме их применяют для лечения фурункулов и различных кожных заболеваний. В Индии они применяются внутрь при заболеваниях печени. Существует множество хадисов от Пророка (САС) касательно этого растения. Ибн Аббас рассказывал, что однажды некий человек, волосы которого были окрашены хной, прошел мимо Пророка (САС), и он (САС) сказал: «До чего же это хорошо». Затем мимо прошел другого мужчины, волосы которого были окрашены хной и индиго. Пророк (САС) сказал:

«А это даже еще лучше». Затем мимо прошел еще один человек, его волосы были окрашены желтой краской. И Пророк (САС) сказал: «Вот этот человек лучше всех». Ибн Сирин сказал: «Ибн Зейд принес голову аль – Хасана в шатер, и она выглядела почти так же, как и голова Пророка (САС), окрашенная индиго». Рассказывают что Пророк (САС) однажды высказался относительно седых волос Абу Кахафа: «Смени их цвет – и этим ты избавишься от чувства печали».




















5. Марзанджуш – майоран. Майоран (лат. Organum majorna) — вид многолетних травянистых растений из рода Душицы (Origanum) семейства Яснотковых. На Ближнем Востоке более известен под названием «бардакуш, мардакуш». Вся надземная часть майорана содержит 0,3—0,5% эфирного масла на сырую и 0,7—3,5 % на сухую массу цветущих растений. Молодые побеги майорана богаты рутином (до 0,13 %), содержат аскорбиновую кислоту (до 0,45) и каротин (до 0,006). Кроме того, в растении содержатся дубильные и пектиновые вещества, пентозаны. Эфирное масло обладает специфическим запахом кардамона и подобным тимьяну, но более тонким и сладким, характерным для данного растения, острым пряным вкусом. Наибольшее содержание эфирного масла наблюдается в период массового цветения. В состав эфирного масла входят терпинен, пинен, сабинен, -терпинеол, борнеол, фенолы. Вещество — носитель чрезвычайно сильного аромата растения — до сих пор неизвестно. На Ближнем Востоке он используется в качестве приправы, при этом смешивается с солью и кунжутом. В Древнем Египте, Элладе и Риме растение ценилось как пряное, лекарственное и декоративное (для венков). В XXI веке майоран используют в основном как пряность, его добавляют к салатам, супам, рыбным и овощным блюдам в свежем или сушёном виде и при консервировании. Растение употребляют также для приготовления пудингов, колбас, ароматизации уксуса и чая. Из надземной части цветущего растения добывают эфирное масло. Порошок из сухих листьев входит в состав перечных смесей. Майоран улучшает пищеварение, показан при метеоризме, оказывает мочегонное и седативное действие. В медицине некоторых стран растение применяют при заболеваниях дыхательных путей и органов пищеварения. Использование майорана рекомендуют при диетическом питании желудочных больных. В народной медицине он известен как желудочное, тонизирующее, противокатаральное и ранозаживляющее средство. Совместно с другими лекарствами майоран применяли при параличах, неврастении, бронхиальной астме и насморке. Растение использовали внутрь в форме настоя и наружно — для ванн и примочек как ранозаживляющее. Ценный медонос, особенно во второй половине лета, когда при наступлении сухой жаркой погоды жухнут другие растения. Анас (РА) сказал: «Пророк (САС) однажды сказал:

«Вы можете использовать сладкий майоран, поскольку он является наилучшим средством при потере обоняния»».




















6. Бакалат аль–хамка – портулак. Портулак огородный (лат. Portlaca olercea) - растение семейства Портулаковые, вид рода Портулак. Родина неизвестна, происходит из тропических областей Восточного полушария. В настоящее время распространилось во многих регионах земного шара с тёплым климатом. На территории России произрастает в европейской части, на Кавказе и Дальнем Востоке. Растёт на влажных песчаных местах, по берегам рек, в садах, на огородах, полях, около жилья. Надземная часть портулака содержит белки, сахар, микроэлементы (цинк, медь, марганец, никель, железо), макроэлементы (кальций, магний, натрий, калий), органические кислоты, алкалоиды, сапонины и другие гликозиды. Также растение содержит норадреналин, значительное количество витаминов (каротин, токоферол, аскорбиновая кислота (до 0,3 %), никотиновой кислоты и филлохинона, слизистые и смолистые вещества. В семенах портулака много жирного масла, включая линолевую, олеиновую, пальмитиновую и другие жирные кислоты. В кулинарии молодые листья и стебли портулака используются в пищу сырыми и вареными. Из них готовят острые салаты, супы, пюре, приправы к мясным блюдам. На зиму солят и маринуют, используя в качестве заменителя каперсов. Особой популярностью зелень портулака пользуется с давних пор у населения Закавказья, Средней Азии, в странах Средиземноморья. Как лекарственное растение портулак известен со времен Гиппократа. Ещё в древности считали, что его семена «очищают организм». Листья портулака употребляли в медицине прошлого века как ранозаживляющее, мочегонное средство, в составе смеси для лечения импотенции, как антитоксическое средство при укусах ядовитых змей и насекомых, при трихомонадном кольпите, бессоннице, метеоризме, болезнях печени и почек, при цинге и других авитаминозах, дизентерии; семена — при чешуйчатом лишае. Экспериментальными исследованиями показано, что внутривенное введение настоя или отвара портулака способствует усилению сердечного ритма, повышению артериального давления при значительном сужении сосудов. Этот эффект объясняют действием норадреналина, содержащегося в большом количестве в растении. Этим же обусловлено, по-видимому, и кровоостанавливающее действие портулака при внутренних кровотечениях. Портулак снижает уровень сахара в крови и может быть рекомендован в пищевом рационе больных с легкой формой сахарного диабета. Измельченную надземную часть растения прикладывают к местам пчелиных укусов, что снижает припухлость и воспаление. Рассказывают, что однажды у Пророка (САС) на ноге образовалась язва. Случайно он проходил мимо места, где рос портулак, выдавил на ногу немного сока и излечился – тогда он воскликнул: «Хвала Аллаху за тебя», о портулак, где бы ты ни произрастал!»

Подготовил Хамзат ПШИХАЧЕВ.


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"