الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

  ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО   ЖЕНСКАЯ ДЕТИ  МОЗАИКА   ВИДЕО ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

Ученые Ислама

Имам Малик ибн Анас

Малик ибн Анас ибн Амир родился в Медине в 93 году по хиджре (717 год по христианскому календарю).

Его дед Амир принадлежал к числу основных сподвижников Пророка (САС) проживавших в Медине. Имам был выходцем из королевской арабской семьи Хумайр из Йемена, которая поселилась в Медине. Семья имама Малика до Ислама славилась своим гостеприимством и другими достоинствами, и точно также они стали широко известны после принятия Ислама. Их заслуги в деле Ислама сохранятся на все времена.

Прозвище имама было Абдаллах, но когда он стал известен в Медине как великий ученый его стали называть имам Дар аль-Хиджра, "Вождь Дома переселения", то есть духовный вождь Медины. Дедушка имама был прославленным знатоком хадисов и считался одним из подлинных рассказчиков. Он умер, когда Малику было десять лет. К этому времени будущий имам уже начал учиться, и хотя, в силу своего возраста, он не мог пользоваться глубокими познаниями деда, незабываемые впечатления, ободряющие советы и слова любви сыграли важную роль в формировании характера имама и его страсти к знаниям. Дядя Малика Абу-Сухайл Нафи был признанным специалистом по хадисам, у которого имам Малик брал уроки. Отец имама Анас и дядя Раби также были знатоками хадисов. Сообщается, что имам Малик был с самого детства необыкновенно прилежным учеником. Его учителями были крупные ученые того времени.

Совсем скоро слава имама Малика распространилась повсюду и ученые из разных частей исламского мира считали большой честью посещать его кружки.

Передается, что даже имам Абу Ханифа сидел в присутствии имама Малика с таким почтением, с каким сидят в присутствии своего учителя. Хотя в этом отражается большая скромность старшего по возрасту Абу Ханифы, тем не менее, здесь проявляется и большое почтение, которое имам Абу Ханифа питал к имаму Малику ибн Анасу.

Как великий мухаддис, то есть специалист и авторитет в науке о хадисах, он изучал все виды рассказов Пророка (САС), разъяснения аятов Корана, биографические рассказы сахабов о Пророке (САС), объяснения Корана и хадисов, сделанные сахабами, и их образ жизни. Затем, после тщательного рассмотрения, он собрал в своем знаменитом труде "аль-Мууатта" около тысячи хадисов.

Во времена имама Малика специалисты по хадисам делились на две категории. Одна группа занималась сбором хадисов и выявлением цепи их рассказчиков. Другая группа благочестивых ученых собирала и исследовала хадисы с целью извлечения из них заповедей и юридических решений. Имам Малик настолько тщательно отбирал хадисы, что, составляя свой труд "аль-Мууатта", он не включил туда даже рассказы, приведенные его отцом Анасом и дядей Раби со ссылкой на его деда.

Как юрист, он бесстрастно выносил свои фатвы (юридические заключения), даже если правителям это не нравилось. Однажды его попросили вынести фатву относительно развода, данного под принуждением. Другие имамы сказали, что развод будет действительным, даже если он получен силой, но имам Малик сказал, что такой развод не действителен. За это он был избит по приказу правителя Медины Джафара бин Сулеймана. Имама связали и били до тех пор, пока он не получил тяжелое повреждение рук, причем такой степени, что не мог класть руки на грудь, совершая намаз.

Имам Малик с большой ответственностью выносил фатвы. Он говорил: «Кто хочет давать ответы на вопросы, должен сначала представить себя стоящим между Раем и Адом, и поразмыслить над тем, как он собирается спасать себя в будущей жизни, перед тем как давать ответ».

Однажды к нему пришли люди издалека с вопросами, и из 40 вопросов Малик ответил лишь на несколько. Когда ищущие ответа в изумлении спросили, как они вернутся назад без ответов, что они скажут своим. На что имам Малик ответил без какого-либо стеснения: «Идите и скажите, что имам Малик не знает на эти вопросы ответа».

Ибн Аби Увайс рассказывал, как-то имам Малик сказал ему, что иногда ему задают такие вопросы, что от волнения он не может ни есть, ни пить. Если кто-то поправлял его в каком-либо юридическом вопросе, имам обычно сразу же принимал эту поправку. Ему принадлежат такие слова: "Я - человек, и я ошибаюсь и говорю верно. Внимательно прислушиваетесь к моим словам. Те из них, которые соответствуют Книге (Корану) и Сунне принимайте, а несоответствующие им отвергайте".

Величайшим свершением имама Малика была кодификация мединского фикха. Медина была центром, где во всех отраслях исламского учения преподавали выдающиеся ученые и знатоки, которые изучали Коран, хадисы и принципы юриспруденции у Пророка (САС) и его сподвижников. Сподвижники скончались один за другим, но знаменитые ученые табиины, то есть, поколение после сподвижников, еще жили в Медине при имаме Малике. Было семеро выдающихся табиинов, которые стали центральными фигурами в фикхе и хадисах, и по всем правовым вопросам обычно обращались к ним. Двое из них - это Сулайман и Салим бин Абдуллах. Сулайман был рабом Маймуны, жены Пророка (САС), а Салим был внуком Умара ибн аль Хаттаба (РА) и обучался у своего отца Абдуллаха ибн Умара. Эти табиины составляли консультативный совет, к которому обращались по всем шариатским вопросам. Мединский фикх, кодифицированный имамом Маликом, был результатом трудов этих благочестивых табиинов, основанных на авторитете Пророка (САС) и сахабов.

Еще одним достижением, как отмечалось выше, имама Малика является книга «Аль-Муатта». В ней собраны достоверные хадисы, а также высказывания сахабов и табиинов по всем важным аспектам мусульманского образа жизни. Многие ученые очень сильно хвалили эту книгу. Так, великий имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафии говорил, что: "Не появилась на земле ни одна книга, после Книги Аллаха, более достоверная, чем книга Малика".

Имам Ахмад ибн Ханбал сказал о том, насколько хорошо имам аш-Шафии знал книгу Малика, в таких словах: "Я изучал "аль-Мууатта" под руководством десяти учеников Малика, которые заучивали ее на память. Под конец я проверил, как я запомнил, прочитав ее имаму аш-Шафии потому, что он был среди них наилучшим». Здесь нужно отметить, что Малик жил намного раньше имама аль-Бухари, и поэтому в момент написания «Муватты» еще не существовало сборников «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим».

В наши дни последователей школы имама Малика можно найти в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад) а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).

Сообщается, что перед смертью великий имам произнес ташаххуд (слова подтверждения единственности Аллаха) и после этого сказал:

«Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого». (Коран, 30:4)

Имам Малик ибн Анас умер 11 числа месяца Раби аль-Аууаль 179 года по Да будет Аллах милостив к нему.


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"