الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

 

ЖЕНСКАЯ СТРАНИЦА

Образование женщин в эпоху рассвета Ислама

Помимо того, что возникновение Ислама внесло огромное преобразование в социальное и правовое положение женщин, оно явилось исторически поворотным моментом в их культурном положении, одним из проявлений которого было преобразование в вопросах образования. Изучение процесса этого преобразования, особенно на его начальных этапах, может вполне ясно разъяснить роль Ислама и его Проповедника, а также религиозных учений в создании данного поворотного момента. Даже краткое сравнение весьма ограниченного количества образованных женщин эпохи невежества (доисламской эпохи) с их огромным количеством после возникновения Ислама наилучшим образом представляет это преобразование. 1. Образование женщин в эпоху невежества

Основными предметами обучения женщин в эпоху невежества были практические предметы, как, например, ведение домашнего хозяйства, уход за верблюдами, разбивание шатра и уход за ним. Как правило, всему этому женщин обучали их матери. Поскольку девушек выдавали замуж в раннем возрасте, матери старались за короткое время пребывания своих дочерей в отчем доме научить их всему, что необходимо было в то время для ведения семейной жизни.

Нам известны лишь несколько женщин, сумевших в этот период освоить не только распространенные практические навыки, но и другие знания, такие, как поэзия и письмо. Более того, порой некоторые из них даже превосходили в этом мужчин.

Касательно другого предмета обучения, то есть письма, обычно ограничиваются словами Билазари, который, представляя людей, владеющих письмом в эпоху невежества и раннего Ислама, перечисляет имена нескольких женщин, некоторые из которых владели письмом до вступления Ислама в Медину. В их числе можно упомянуть Шифу бинт Абдулла Адавия, Умм Кулсум бинт Укба и Аишу бинт Са д, которая научилась письму у своего отца.

2. Образование женщин в эпоху благородного Пророка(САС)

Мекканская эпоха

Изучив мекканскую эпоху, мы узнаем, что благородный Пророк(САС) с самого начала своей миссии не обособил свой призыв для мужчин. Прямо или косвенно он доносил свое послание и до женщин, и доказательством тому является присутствие женщин в различных событиях этого периода. Одним из достойных внимания фактов этой эпохи является то, что первым человеком, принявшим Ислам, была женщина, то есть, его жена Хадиджа (мир ей). Она была первой, кого Пророк(САС) научил исламским знаниям. Рассказывается, что, научившись совершению омовения и молитвы у Джабраила(АС), Пророк(САС) пришел к Хадидже и научил ее им, а затем они вместе совершили молитву.

После Хадиджы Фатима бинт Асад, мать Али (мир ему) была второй женщиной, принявшей Ислам. Первая мученическая смерть женщины-мусульманки в ранний период миссии, то есть Сумайи, матери Аммара ибн Ясира, является лучшим подтверждением непоколебимости в следовании Исламскому Учению среди женщин. Также осознанное участие некоторых женщин вместе со своими супругами в переселении в Абиссинию (Эфиопию) указывает на их знакомство с Исламским Учением, которое они освоили непосредственно от Пророка (САС) или же посредством своих мужей.

В рассказе о принятии Умаром Ислама мы встречаем новые моменты в обучении женщин – освоение Исламского Учения парой супругов у одного из сподвижников Пророка(САС). Из этого рассказа мы узнаем, что Фатима, сестра Умара, вместе со своим супругом Саидом ибн Зайдом принимали у себя дома Хаббаба ибн Арата, который обучал их Корану. Также из этого рассказа нам становится известно, что когда Умар, намереваясь убить Пророка(САС), направился к нему, Пророк(САС) сидел в одном из домов близ Сафы в окружении сорока своих сподвижников, среди которых были также женщины, обучал их Корану.

Мединская эпоха

С установлением правительства Пророка(САС) в Медине, заложением первых основ исламского правления и строительства мечети для богослужения и преподавания исламских наук, обучение женщин также претерпело удивительное преобразование. Предметы обучения женщин этого периода можно разделить на две части: исламские и неисламские.

1. Исламские предметы обучения.

Под этими предметами имеются в виду такие науки, как Коран, нравственные вопросы, вопросы, касающиеся дозволенного и недозволенного, которые обеспечивались Исламом и личностью самого Пророка (САС). В случае отсутствия Ислама о них не было бы даже известно.

С точки зрения образа обучения данная часть делится на общую и частную. В общей части местом обучения, как правило, была мечеть, особенно ал-Масджид ан-Набави (Мечеть Пророка), где он занимался обучением исламским дисциплинам. Иногда местом проведения обучения избирался дом или другое место. Относительно этого периода у нас есть исторический текст, согласно которому женщины Медины пришли однажды к Пророку(САС) и сказали: «О, Посланник Аллаха! Мужчины стали значительно превосходить нас. Так назначь же нам день (в который мы занимались бы изучением исламских вопросов)». Тогда Пророк(САС) выделил определенный день, в который он занимался обучением и наставлением женщин. Также рассказывается о женщине по имени Умм Хишам бинт Хариса ибн Ну`ман, которая сказала: «Я выучила суру «Каф. Клянусь Кораном благородным» из уст благородного Пророка(САС), которую он читал каждую пятницу с минбара (кафедра в мечети)».

Женщины сами жаждали освоить Исламское Учение и потому задавали Пророку (САС) множество вопросов и в некоторых случаях даже становились причиной ниспослания откровении. В рассказе об Аише говорится, что она восхваляла жен мединцев за то, что они не стеснялись задавать вопросы касательно своей религии.

Рассказвается, что однажды женщины, собравшись вместе, стали жаловаться на неравенство полов и духовные привилегии мужчин в некоторых вопросах, как, например, ведение священной войны. Затем они направили свою представительницу, коей была Асма бинт Язид, к Пророку(САС), чтобы она спросила о причине этого неравенства. В ответ Посланник Аллаха(САС) заявил, что благое супружество равно ведению священной войны.

Относительно тех случаев, когда вопросы женщин становились причиной ниспослания откровений, можно упомянуть рассказ о ниспослании суры «Препирающаяся». Когда один из жителей Медины по имени Аус ибн Самит развелся со своей женой Хаулой бинт Са`лаба по доисламскому обычаю, его жена пришла к Пророку(САС) и, поскольку согласно доисламским обычаям эта женщина становилась для своего мужа запретной навсегда, она спросила у него о решении Ислама по этому поводу. Когда Пророк(САС) стал объяснять ей тождественность решения Ислама доисламским обычаям в этом случае, она стала препираться с ним, вследствие чего Всевышним было ниспослано новое предписание.

Также Пророк(САС) обучал женщин вне мечети, как, например, в случае с омовением тела своей покойной дочери Зайнаб в своем доме.

Наилучшим доказательством частного обучения Пророком(САС) своих жен являются многочисленные предания, касающиеся как правовых, так и прочих вопросов, которые передавались некоторыми женами Пророка(САС) как, например, Айшей, Умм Саламой и Хафсой. Эти предания встречаются во многих авторитетных книгах суннитов. Некоторые даже придерживаются такого мнения, что причина того, что Пророк(САС) мог иметь более четырех жен, заключалась в том, что Господь желал таким образом передать людям и внешний смысл Шариата, и его внутренний смысл. Пророк(САС) обладал наибольшей стыдливостью и не мог непосредственно разъяснять людям многое из религиозных предписаний, поэтому Господь предоставил ему такую привилегию с тем, чтобы донести до людей посредством его жен скрытый смысл Шариата, под которым подразумеваются предписания супружеских взаимоотношений, индивидуальные религиозные предписания, а также яркие признаки его пророчества и его усердия в богослужении. Мы не можем утверждать, что именно по этой причине Всевышний позволил Пророку (САС) иметь более четырех жен. Однако в любом случае мы признаем, что Пророк (САС) обучил многим частным и женским вопросам своих жен, чтобы они передали свои знания другим. Также Пророк(САС) обучал чужих жнщин. Например, рассказывается, что одна женщина по имени Рубай бинт Му“аввиз часто приходила в дом Пророка(САС) и училась у него вопросам религии. Со временем она приобрела такие обширные знания, что такие сподвижники, как Ибн Аббас, спрашивали у нее о некоторых религиозных предписаниях. Также другой женщиной по имени Умм Салим переданы знания, которые она переняла у Пророка(САС) путем частного обучения.

2. Неисламские предметы обучения.

Здесь имеются ввиду такие предметы, как письмо, поэзия, медицина и прочие науки, к изучению которых Пророк(САС) побуждал, однако сам не обучал. Другими словами, обучение этим наукам не являлось главной целью миссии Пророка(САС), так как и без Божественного Откровения человечество имеет возможность постичь их. Главнейшим из этих предметов можно назвать «письмо».

Некоторые жены Пророка(САС), в частности Айиша и Умм Салама, умели читать, но не умели писать. Интересно еще и то, что одна из владевших письмом женщин по имени Шифа бинт Абдулла Адавия обучала письму Хафсу, жену Пророка(САС).

Другим предметом обучения в эту эпоху являлась поэзия. Нам известны имена нескольких поэтесс, творчество которых удостоилось внимания благородного Пророка (САС). Одной из этих поэтесс была Умра бинт Ханса, которая – как мы уже отметили – была мастером элегии, и Пророк(САС) слушал некоторые ее стихи. Сафия, тетя Пророка(САС) по отцовской линии, и Умм Зар, жена Абу Зара, также являлись поэтессами той эпохи.

Медицина также являлась одним из предметов обучения женщин той эпохи. Нам известны имена нескольких женщин, искусных в некоторых областях этой науки, как, например, лечение раненых. Однако мы мало знаем о том, как они обучались и осваивали эту науку. В текстах о военных походах Пророка(САС) нам встречаются имена некоторых женщин, которые оставались в лагере и ухаживали за ранеными в специальных шатрах. Ибн Аббас говорит об этом: «Пророк(САС) брал их с собой на войну, и они ухаживали за ранеными, за что получали свою долю с трофеев». Одна из женщин говорит: «Нас, женщин, было шестеро вместе с войском Пророка(САС) на войне при Хайбаре. Мы давали раненым лекарства и кормили их ячменной кашей. Когда же крепость Хайбар была завоевана, Пророк(САС) дал нам долю с трофеев, равную долю мужчин».

Весьма интересен рассказ Айши, в котором говорится о ее знаниях в области медицины. Когда ее племянница Урва бинт Зубайр удивилась медицинским знаниям своей тети и спросила, откуда она этому научилась, Аиша ответила: «Благородный Пророк(САС) болел в конце своей жизни. К нему приходили разные группы арабов и назначали лекарства для его лечения. Я же лечила ими Пророка(САС) и таким образом освоила эти знания».

3. Женщины-сподвижницы в ранге учителей.

После того, как Пророк(САС) покинул этот мир и исламское общество стало нуждаться в изречениях этого великого человека, сподвижники Пророка(САС), слышавшие его многочисленные изречения, заняли особое место. Ввиду особо тщательного подхода к передаче и записыванию изречений и преданий во время халифата Умара эта особенность была сохранена.

В этой связи женщины-сподвижницы, особенно те, кто ввиду своих близких и родственных связей слышал от Пророка(САС) больше изречений, нежели другие, пользовались особым вниманием сподвижников и других не видевших Пророка(САС) мусульман.

В свою очередь, эти женщины понимали свои обязанности и ставили обучение в своих делах во главу угла. В их числе можно указать на Фатиму (мир ей). После смерти своего отца она недолго прожила на этом свете. Однако все это время она доносила Исламское Учение.

Сообщается, что одна из женщин стала задавать Фатиме вопросы, и когда количество вопросов достигло десяти, она сказала: «О дочь Посланника Аллаха! Я больше не стану утруждать вас». Однако Фатима ответила: «Спрашивай все, что хочешь. Я слышала, как отец сказал: «Воистину, когда ученые нашей общины будут собраны в Судный день, им воздастся одеяние из милости соответственно их знаниям и стараниям в напутствии рабов Божьих».

В этом предании Фатима сравнивает награду за ответ на эти вопросы с наградой тому, кто получает сто тысяч динаров за поднятие тяжелого груза на чердак, и даже говорит о большем воздаянии, которое невозможно исчислить мирскими мерами.

Жена Пророка(САС) Айша благодаря тому, что вышла замуж за Пророка(САС) в раннем возрасте и смогла запомнить многое из его изречений, а также ввиду своей долгой жизни (ум. 58 г.л.х.) и своего особого положения среди мусульман, сыграла великую роль в составлении Сунны Пророка (САС).

Она является одним из семи передатчиков хадисов, известных как «муксир», т.е. тех, кто передал более тысячи хадисов Пророка(САС). Количество переданных ею хадисов равно 2210 , 174 из которых приводятся в обоих «Сахихах» Бухари и Муслима. Также Бухари приводит 54 переданных ею хадиса. Кроме того, Муслим приводит еще 69 хадисов с ее слов. Таким образом, общее количество переданных ею хадисов в двух «Сахихах» достигает 297. Учитывая то, что общее количество правовых хадисов, приведенных в «Сахихах» Бухари и Муслима составляет 1200 хадисов, примерно четверть правовых хадисов передана Айшей. Также большее количество переданных ею хадисов приводится в «Муснаде» Ибн Ханбала. В «Муснаде», составленном Ибн Хаджаром Аскалани (1394-1473 гг.) на основе переданных Айшей хадисов, приводится 1081 хадис.

Урва ибн Зубайр, племянник Айши, который вырос у нее и передал с ее слов многочисленные хадисы, считал ее самым сведущим человеком в Коране, фикхе, медицине, поэзии, истории арабов и их генеалогии.

В числе других женщин, причисленных к рангу учителей после смерти Пророка(САС) и передававших его хадисы, можно назвать жену Пророка(САС) Умм Саламу (378 хадисов), Асму бинт Язид (81 хадис), жену Пророка(САС) Маймуну (76 хадисов), жену Пророка(САС) Хафсу бинт Умар и Асму бинт Умайс (по 60 хадисов), Асму бинт Абу Бакр (58 хадисов) и жену Пророка(САС) Умм Хабибу (56 хадисов).

Нематулла САФАРИ

 

| О НАС | КОНТАКТЫ |

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"