الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

 

ЖЕНСКАЯ СТРАНИЦА

В дальнюю дорогу без махрама


Имеет ли право женщина совершать поездку без сопровождения ближайшего родственника (махрам)? Разрешено ли совершать хадж в одиночку, не имея сопровождающего? Что об этом говорят Коран и Сунна Пророка(САС)?

Согласно законоположениям Ислама, женщину в поездке должен сопровождать ее ближайший родственник-мужчина. По-арабски – «махрам».

В сборниках хадисов Бухари и Муслима приводится хадис от Абдуллаха ибн Аббаса:

«Женщина не должна отправляться в путешествие, если рядом с ней нет ближайшего родственника-мужчины, и мужчина не должен входить к женщине (и находиться с ней наедине), если рядом с ней нет ближайшего родственника-мужчины».

Также в двух «Сахихах» передается, что Пророк (САС) сказал:

«Пусть женщина не отправляется в путь, который будет длиться два дня, не иначе как в сопровождении мужа или близкого родственника».

Женщина намного слабее и незащищеннее, чем мужчина. Так было всегда, и такова наша природа. Изначально, смыслом этих установлений было обеспечение женщине максимальной степени безопасности, как физической, так и психологической. Но времена меняются. Сегодня, когда средства транспорта развиты достаточно хорошо, можно с уверенностью гарантировать безопасность женщины при переезде даже на дальние расстояния.

В связи с этим ряд ученых-богослов из маликитского мазхаба разрешили женщине совершать поездку самой, если по дороге и в месте ее прибытия не существует для нее какой-либо опасности. Обосновывают они свое мнение хадисом, в котором говорится, что Пророк (САС) сказал “Адийю ибн Хатиму (РА):

«Если ты проживешь долго, ты увидишь, что женщина выйдет в путь (одна) из аль-Хиры (в Ираке), и (дойдя до Мекки) совершит обход вокруг Каабы, не боясь при этом никого, кроме Аллаха».

(Бухари).

Согласно мнению этих ученых, запрет на совершение поездки женщиной самой мотивирован отсутствием безопасности для нее, как на дороге, так и в месте ее прибытия.

Тем не менее, если женщина замужняя, то она должна получить разрешение на дальнюю поездку у мужа, если же она не замужем, то надлежит получить разрешение у своего попечителя.

Рассмотрим вопрос совершения женщиной хаджа без махрама.

Всевышний Аллах сказал:

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь»

(3 : 97).

«Способность проделать путь» ученые-богословы интерпретировали как наличие необходимого питания и средств передвижения, то есть наличием собственных средств на обе стороны дороги и для выполнения всех обрядов паломничества. Это условие касается как мужчин, так и женщин. Дополнительным условием для женщины является ее сопровождение мужем или родственником, являющимся махрам и отсутствие “идды(период, в течение которого женщина после после смерти мужа или развода не имеет права выходить замуж).

Согласно ханафитскому и ханбалитскому мазхабам, наличие махрама для женщины-паломницы обязательно. Богословы остальных двух мазхабов – маликиты и шафииты – занимают в этом вопросе более мягкую позицию, разрешая замещение махрама другими людьми.

По мнению ученых, для совершения обязательного паломничества достаточно, чтобы с ней была одна женщина или чтобы она была в безопасности, если намеревается совершить поездку одна. Если указанные люди отказываются сопровождать ее без платы (за эту услугу), то она обязана заплатить им. То есть к условиям совершения хаджа добавляется наличие возможности оплаты сопровождающих. Она также должна оплатить сопровождение близкого родственника (если он потребует того).

Сопровождающими могут быть две женщины и более, о которых известно, что они благочестивы и ответственны. Причем это может быть группа даже молодых женщин. Это не обязательно должны быть родственницы. Однако если есть возможность взять в сопровождение родственниц, то это предпочтительней. Даже если они будут не столь благочестивы, это будет скомпенсировано тем, что у родственников есть врожденное чувство ответственности и внимательности друг к другу.

Однако здесь есть одно важное дополнение. Когда говорят о поездке в хадж без махрама, имеется в виду только обязательное раз в жизни паломничество! Сюда же, к категории обязательного паломничества, относится паломничество по обету (если был дан обет Всевышнему), или восполняемый хадж (это когда предыдущий хадж был недействителен из-за несоблюдения какого-либо его столпа).

Если же женщина намеревается совершить хадж или умру повторно, всех этих послаблений уже нет. Нужно это делать с махрамом.

Хорошим дополнением к теме будет комментарий на эту тему ученого-маликита Ад-Дусуки: «Способность», которая является условием обязательности хаджа, обозначает возможность прибытия (в Мекку) без особой (большой) трудности и отсутствие угрозы для жизни и имущества. По отношению к женщине, к этому добавляется еще и наличие близкого родственника или мужа, который будет сопровождать ее, так как Пророк (САС) сказал:

«Верующей в Аллаха и в Последний День женщине запрещено выходить в путь, который будет длиться один день и одну ночь, если с ней не будет близкого родственника».

В этом хадисе «родственник» упомянут в обобщенном смысле, поэтому он может быть родственником по крови, по брачному союзу и по грудному кормлению.

Слово «женщине» в хадисе стоит в неопределенной форме в отрицательном положении, в силу чего в его смысл охватывает как молодую, так и престарелую женщину. И не обязательно чтобы она и ее родственник всегда были вместе. Если, к примеру, один из них будет в начале каравана, а другой в его конце, но так, что если ей понадобится помощь, он сможет быстро дойти до нее, то это считается достаточным. Совершеннолетие родственника также не является условием. Достаточно чтобы у него была основная способность различения (поступков и вещей, плохого от хорошего), и способность к самостоятельным поступкам. В целом, если поездка относится к числу обязательных, то ей разрешается совершать ее вместе со своими близкими родственниками, мужем или другими людьми. Если же поездка относится к категории желательных, то ей разрешается выходить в путь только со своим мужем или близким родственником, и ей не разрешается совершать ее с другими людьми».

Итак, будем ко всему подходить разумно. В сегодняшнем мире даже детей отправляют одних на самолетах, и авиа-компания гарантирует их безопасность. Поэтому неуместно говорить о запретах на поездки женщины, особенно с образовательными и деловыми целями, когда мы точно знаем, что ее честь и безопасность будут обеспечены.

И все же, Всевышний знает лучше!

Подготовила Гульнара МУХАМЕДОВА по материалам Дома фетвы

Египта dar-alifta.org

 

| О НАС | КОНТАКТЫ |

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"