الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

 

ЖЕНСКАЯ СТРАНИЦА

Права ребенка в Исламе


Сегодня, в начале XXI века, когда на Землю пришел шестимиллиардный житель, многие дети по-прежнему лишены своих законных прав на здоровое развитие. Тысячи детей умирают от недоедания, болезней, наркотиков и загрязнения окружающей среды. Кроме этого, тысячи не рожденных детей никогда не увидят свет.

Так как миллионы детей являются заложниками неудачного стечения обстоятельств, многие из них страдают от войн, междоусобиц и стихийных бедствий.

Ко всему этому добавим то, что часто люди пренебрегают правами детей на равенство и образование.

Так как ребенок особенно беззащитен перед дискриминацией, жестоким обращением и эксплуатацией, права детей должны гарантироваться национальным и международным правом.

По сей день в некоторых странах доминирует мнение, что дети являются собственностью своих родителей. Так, в Римском праве дети как члены семьи были полностью во власти отца, который имел право даже убить их из-за некоторых проступков.

В древней Аравии до Ислама родители избавлялись от нежелательных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем.

Поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола.

Учитывая то, что во многих странах до сих пор не существует законодательной базы, защищающей права детей с целью «обеспечения каждому ребенку надежного будущего», в 1990 году Совет ООН по защите детей издал соответствующую Декларацию, в которой рассмотрены вопросы о защите, выживании и развитии маленьких граждан нашей планеты. В 1999 году был принят План действий по дополнению существующей Декларации. Параллельно с этим Всемирный совет по правам ребенка в 1989 году издал Конвенцию по правам ребенка. К концу 1999 года Конвенция была ратифицирована всеми нациями – представителями ООН, кроме Сомали и Соединенных Штатов Америки.

Несмотря на все прилагаемые усилия со стороны государственных и негосударственных организаций достичь основных целей, поставленных в Конвенции, ежегодный отчет «Развитие наций» за 1999 год показал наличие большого количества нерешенных проблем, а именно: повышенную смертность детей в возрасте до пяти лет, недоедание, нехватка младшего школьного образования, опасность военных конфликтов, возможность заразиться инфекцией СПИД. Более того, дети подвергаются риску эксплуатации детского труда, наркотической зависимости и сексуального насилия.

Не возникает никаких сомнений, что благополучие детей является залогом безоблачного будущего человечества.

Так как Ислам является универсальной и целостной системой для всех сфер человеческой деятельности, он закладывает фундамент для правовой и социальной структур, гарантирующих права ребенка и его правильное воспитание.

Дети – богатство каждой нации и продолжатели рода человеческого. В то же время они – подарок Бога, который вверяет его родителям, родственникам и обществу. Следовательно, нужды ребенка являются основной заботой исламского права и этики.

Права новорожденного ребенка

Права ребенка начинают действовать до его рождения.

Как значится в Каирской декларации прав человека в Исламе, принятой в 1990 году:

статья 2а: «Жизнь – это дар, дающийся Богом, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу».

2с: «Сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Богом, – обязанность, предписанная Шариатом».

Исследования современной науки показали, что жизнь уже пульсирует в только начинающем развиваться зародыше и, следовательно, «аборт означает уничтожение зачатого живого человеческого существа; намеренный аборт без законных причин считается убийством».

Аборт не только не может быть использован средством планирования семьи, но и разрешается только в тех случаях, когда продолжение беременности угрожает жизни и здоровью матери, так как в Исламе жизнь матери важнее, чем жизнь плода.

Беременность не должна скрываться женщиной даже в том случае, если она развелась с мужем после зачатия ребенка. Священный Коран гласит:

«Разведенные должны выжидать, [не выходя замуж], три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения. Женщины имеют [по отношению к мужьям] такие же права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам. Аллах - великий и мудрый»,

Коран (2:228).

В течение беременности, как и на протяжении всего брака, жена должна обеспечиваться мужем, даже если он с ней развелся во время ее беременности. В этом случае предписанный период выжидания после развода должен быть продлен от трех месяцев до момента рождения ребенка, и в это время муж не имеет права выгонять бывшую жену из своего дома.

Хорошее питание и надлежащий медицинский уход за беременной являются необходимыми для нормального развития будущего ребенка и должны обеспечиваться в любой мусульманской общине и государстве.

Принятие необходимых мер по уходу за здоровьем женщины и обеспечение безопасного материнства – обязанность каждого общества. Этот аспект включает в себя предоставление оплачиваемого декретного отпуска для работающих матерей.

Более того, в Исламе новорожденный ребенок не только подлежит защите и имеет право на медицинский уход, но также имеет свою долю в наследстве. В случае если отец умирает, вопрос о его имуществе рассматривается только после рождения ребенка.

Гармоничная, стабильная семейная обстановка, обеспечивающая благоприятную психологическую атмосферу, позволяет беременной жене сконцентрироваться на своей будущей роли матери.

Права младенца

Нет никакого сомнения в том, что самой благоприятной и естественной средой для воспитания детей является традиционная семья, скрепленная кровными узами и материальными отношениями. Создать семью и стать матерью или отцом – природная потребность, присущая большинству человеческих существ.

Преамбула Конвенции прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, гласит, что страны-члены этой конвенции «…убеждены в том, что семья, как первоначальная ячейка общества, а также естественная среда для роста и благополучия всех членов общества, в особенности для детей, для продуктивного функционирования внутри этого общества должна быть обеспечена необходимой защитой и поддержкой …». Признавая то, что для полноценного и гармоничного развития ребенка необходима семейная среда, атмосфера счастья, любви и понимания, а также принимая во внимание физическую и моральную незрелость ребенка, Декларация гласит о том, что ребенку как до, так и после рождения необходимы определенные гарантии и защита со стороны законодательства.

Статья 7 Каирской декларации прав человека в Исламе гласит:

а) «С момента появления на свет, каждый ребенок имеет право на необходимый уход, образование, а также материальную, гигиеническую и моральную поддержку, которое должно обеспечиваться родителями, обществом и государством. Как ребенку, так и матери необходим специальный уход и поддержка со стороны законодательства» (Селим, стр. 237).

Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье. Именно по этой причине с самых истоков Ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей, независимо от их пола, расы или происхождения. Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии.

«Не убивайте своих детей, опасаясь бедности. Мы даем пропитание им и вам. Воистину, убивать детей - тяжкий грех»,

Коран (17:31).

Согласно хадису от Пророка Мухаммада (САС), самым большим грехом после придания Богу сотоварищей является убийство детей из страха, что они разделят вашу пищу.

Этот нечеловеческий обычай детоубийства в основном применялся к девочкам, чье появление на свет означало позор и бремя для их отцов, как мы узнаем из Корана («Пчела», 16:58–59):

«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!».

В наши дни в некоторых странах предпочтение сыновьям отображается на определении пола до рождения; если плод женского пола, некоторые предпочитают сделать аборт.

Еще одним правом новорожденного ребенка является законное происхождение. Стоит упомянуть, что в Исламе внебрачные отношения строго запрещаются, следовательно, обеспечивается сохранность родословной. В соответствии с Шариатом законное происхождение определяется не по рождению, а по зачатию во время супружества. Законный ребенок должен быть рожден не менее чем через шесть месяцев после свадьбы и не позднее чем через один лунный год после прекращения брака.

Более того, супруг не имеет права отрицать отцовство ребенка до тех пор, пока он официально расписан с его матерью. Для того чтобы исключить беременность и сохранить происхождение, разведенная женщина не имеет права вновь вступать в брак до завершения так называемого периода выжидания (идда), состоящего из трех месячных циклов, в то время как вдове необходимо воздержаться от брака четыре месяца.

С другой стороны, ребенку запрещено притязать на какое-либо происхождение, кроме своего настоящего, и требовать установления отцовства кого-либо, кроме своего настоящего отца.

Как гласит хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом:

«Если кто-то претендует на отцовство человека, зная, что это не его отец, врата Рая будут закрыты для него».

Что же касается недавно разработанного научного метода искусственного оплодотворения, оно запрещено только в том случае, «если донор семени не является мужем женщины».

Предыдущий Великий Шейх аль-Азар, Махмуд Шалтут, относит искусственное оплодотворение семенем чужого мужчины к той же категории, что и прелюбодеяние.

Искусственное оплодотворение жены семенем мужа является законным способом продолжения рода.

Ребенок мусульманина становится мусульманином с рождения и имеет право быть воспитанным в той же религии. К тому же новорожденный мусульманин имеет право на получение хорошего имени, в частности мусульманского.

Вскоре после рождения младенца один из родителей должен шепнуть слова молитвы в уши ребенка. На седьмой день после рождения необходимо принести в жертву овцу или козу, мясо которой надо разделить среди родственников и бедных.

Еще одной традицией Ислама является обрезание мальчиков, не упомянутое в Коране, но широко практикуемое мусульманами. Оно проводится на седьмой день после рождения или позднее.

Кормление грудью – еще одно право новорожденного ребенка, которое является необходимым условием охраны жизни и здоровья младенца, а также наравне с питательными веществами обеспечивает ему защиту от инфекции.

Как мы читаем в Священном Коране («Корова», 2:233):

«Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей. Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка. Такие же обязанности возлагаются на наследника отца. Если они пожелают отнять ребенка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха. И если вы пожелаете нанять кормилицу для ваших детей, то не совершите греха, если вы заплатите ей на разумных условиях. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах видит то, что вы совершаете».

Основной причиной запрещения законного усыновления в Исламе в соответствии с Шейхом Юсуфом аль-Кардави является то, что «Ислам справедливо рассматривает этот способ усыновления как фальсификацию естественного порядка и действительности. Принять чужого ребенка в семью членом этой семьи и позволить ему оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему махрамами (родственниками по крови), является ошибкой, ведь ваша жена не является ему родной матерью, а дочь – сестрой… Более того, приемный сын имеет право на наследство имущества приемного отца и его жены, ущемляя права кровных наследников».

В дополнение ко всему вышесказанному запрещение законного усыновления также является способом избежать болезненного шока приемного ребенка, который он испытает, узнав, что он не родной сын своих родителей.

Опекунство (аль-Кафала)

С другой стороны, принять ребенка, лишенного родителей и родственников (сироту или подкидыша) под свою опеку, обеспечив ему воспитание и образование, - является весьма достойным поступком. Опекун должен завещать такому ребенку «до трети наследства перед своей смертью».

Однако приемному ребенку никогда не будут даны права родного ребенка.

С самого начала откровения Корана отношение к приемным детям являлось важной темой («Подаяние», 107:1–3):

«Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это – тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка. Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые лицемерят и отказывают даже в мелочи!».

В суре «Корова» (2:220) мы читаем:

«И о сиротах задают тебе вопрос. Скажи: “Для них благое совершать – Есть лучшее, что можно сделать”, И если примете вы их в свои заботы, Они вам станут братья».

Следовательно, опекун должен держать имущество сироты отдельно от своего и избегать извлечения выгоды из его имущества.

И в соответствии с сурой «Женщины» (4:2):

«Сиротам отдавайте их добро, (Когда им должный возраст подойдет), и в нем не заменяйте доброе негодным. Не пожирайте их добро, его добавив к своему (достатку), – Ведь это есть великий грех».

По материалам russian.irib.ir musulmanka

 

| О НАС | КОНТАКТЫ |

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"