الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

 

ЖЕНСКАЯ СТРАНИЦА

Неповиновение своим родителям - великий грех


Дети обязаны относиться к родителям с покорностью и почитанием. Такое отношение заложено в природе самого человека для его гармоничного существования. Право матери подчеркивается особо, так как на нее ложатся основные тяготы на вынашивание, роды, кормление и воспитание ребенка. Об этом говорит Всевышний Аллах:

«Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям. Мать носит его [во чреве] в муках и рожает в муках, а от зачатия до отлучения от груди проходит тридцать месяцев» (Коран, 46:15).

Однажды один человек пришел к Пророку (САС) и спросил:

«Кто более всех заслуживает моего доброго расположения?» Пророк ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «Кто следующий?». Он ответил: «Твоя мать». Он спросил: «Кто следующий?». Он ответил: «Твоя мать». Он спросил: «Кто следующий?». Пророк ответил: «Твой отец» (Передано аль-Бухари и Муслимом).

Пророк (САС) объявил о том, что неподчинение родителям является большим грехом, больше его считается лишь грех придавать кого-либо Аллаху в сотоварищи (ширк), как об этом было сказано в Коране. Аль-Бухари и Муслим передают слова Пророка:

«Сообщить вам о трех великих грехах?» Присутствовавшие ответили: «О да, Посланник Аллаха». Он сказал: «Придавать Аллаху кого-либо в сотоварищи, неповиновение родителям». И сев в полулежачем состоянии, далее он продолжил: «А также ложь и лжесвидетельство».

Он говорил: «Три категории не войдут в рай: не повинующийся своим родителям, сводник и женщина, старающаяся походить на мужчин» (Передано ан-Насаи.). «Все наказания за грехи Аллах по своему желанию может отложить до Дня Воскресения, кроме неповиновения своим родителям, за это Он наказывает при жизни» (Передано аль-Хакимом, со слов правдивых рассказчиков).

Более того, Ислам делает особый акцент на заботливом отношении к родителям, когда они состарятся. Слабея, они требуют к себе большего внимания и заботы, большего уважения к их еще более ранимым чувствам. Об этом в Коране говорится следующее:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори - уф! - и не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому, как они (миловали) и растили меня ребенком» (Коран, 17:23-24).

Разъясняя этот аят, комментатор поясняет: «Если бы было известно более мягкое обращение, чем «уф», то и оно было бы запретно».

Быть причиной оскорбления родителей - большой грех

Более того, Пророк (САС) не только запретил человеку быть причиной того, чтобы кто-то проклял его родителей, но и причислил это к большим грехам. Он сказал: «Наитягчайший грех падет на того, чьих родителей проклинают». Присутствующие были удивлены тем, как может разумный и верующий человек проклинать чьих-либо родителей, которые дают жизнь. И они спросили: «Как может человек проклинать чужих родителей?»

Пророк ответил: «Он оскорбляет отца человека, а тот в свою очередь его отца; он оскорбляет его мать, а тот в свою очередь - его мать» (Передано аль-Бухари и Муслимом).

Что говорить о том, кто оскорбляет родителей в лицо?!

Ислам настолько чтит статус родителей, что не позволяет отправляться на джихад без их благословения. И это несмотря на то, что место джихада на пути Аллаха выше, чем ночной намаз и дневной пост. Абдулла Ибн Амр Ибн аль-Асс рассказывал:

«Человек пришел к Пророку и попросил у него разрешить ему участвовать в джихаде. Пророк спросил его: «Живы ли твои родители?» Он ответил: «Да». Пророк сказал: «В них твой джихад» (Передано Муслимом), имея в виду, что полем его джихада является забота о родителях.

Абдулла также сказал: «Человек подошел к Посланнику Аллаха и проговорил: «Я даю присягу тебе, что совершу хиджру (переселение) и приму участие в джихаде, дабы получить вознаграждение от Аллаха». Пророк спросил: «Жив ли кто из твоих родителей?». Он ответил: «Да, оба живы». Пророк сказал: «Ты действительно желаешь вознаграждения Аллаха?» Он ответил: «Да». Тогда Пророк сказал: «Возвращайся к своим родителям и будь для них хорошей опорой» (Передано аль-Бухари и другими).

Абдулла также передал: «Человек пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «Я даю присягу совершить хиджру! (Для этого) я ушел от родителей, которые остались в слезах». Пророк сказал ему: «Возвращайся к ним и сделай, чтобы они смеялись, так же как ты сделал, чтобы они остались в слезах» (Передано Абу Даудом).

Абу Сайд сообщает, что человек из Йемена переселился в Медину, чтобы быть с Посланником Аллаха. Пророк (САС) спросил его:

«Кто у тебя остался в Йемене?» Он ответил: «Мои родители». «Ты получил их разрешение?» - спросил Пророк. Он ответил: «Нет». Пророк (Мир ему) сказал ему: «Вернись к ним и спроси их разрешения. Если они согласятся, то участвуй в джихаде. Если нет, то оставайся и заботься о них» (Передано Абу Даудом).

Родители немусульмане

Одним из достоинств Ислама является то, что он запрещает мусульманину относиться без уважения к своим родителям, даже если они немусульмане и фанатичны в своей вере, при этом всячески стремятся отвратить свое чадо от Ислама. Всевышний Аллах говорит:

«[Мы велели]: «Благодари Меня и своих родителей: ко Мне вернутся [все]. А если родители будут побуждать тебя поклоняться помимо Меня другим богам, о которых тебе ничего не ведомо, то не повинуйся им. В этом мире иди за ними в добрых делах и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. В конечном счете все вы вернетесь ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы вершили [на земле]» (Коран, 31:14-15).

В этих двух аятах мусульманину предписывается не повиноваться своим родителям, если они пытаются отвратить его от веры в Аллаха, поскольку нельзя подчиняться тому, кто не повинуется своему Создателю, а что может быть хуже, чем придавать Аллаху кого-либо в сотоварищи? В то же время мусульманину предписано уважительно относиться к родителям, несмотря на их враждебную позицию по отношению к его вере, и следовать дорогой тех праведников, которые обратились к Аллаху. Он не должен выносить приговора в отношении себя и своих родителей, а положиться на волю Справедливейшего из судей, который вынесет Свой вердикт в День, когда ни родители не смогут помочь ребенку, ни ребенок - родителям. Разумеется, такие терпимые и великодушные отношения нельзя найти ни в одной из других религий.

Юсуф Кардави

Дозволенное и запретное в Исламе

 

| О НАС | КОНТАКТЫ |

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"