الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

 

ЖЕНСКАЯ СТРАНИЦА

Обряд бракосочетания — никах, или отношение ислама к гражданскому браку

В наши дни в России и по всему миру между мужчиной и женщиной все чаще практикуется так называемый «гражданский брак», иначе говоря, сожительство. Раньше, чтобы создать семью, молодые люди заручались благословением родителей и совершали таинство венчания. В связи с тем что в мире существует несколько вероисповеданий и множество их ответвлений, не все пары венчались в церкви. Такой брак без венчания был назван гражданским. Закрепилось это название еще в XVI веке в Нидерландах. Сегодня под этим словом понимают сосем другое. Такое словоупотребление получило широкое распространение в речи к концу XX века и означает совместное проживание мужчины и женщины без регистрации брака.

В то время как все больше и больше молодых пар предпочитают не обременять себя узами брака, общество разделилось на два лагеря. У гражданского брака есть множество ярых сторонников и не меньше принципиальных противников. Бывает, что различие мнений по этому важному вопросу провоцирует даже разрыв отношений: например, он мечтает дать ей свою фамилию и надеть кольцо на палец, а она прямо говорит, что не готова, не хочет и не будет регистрировать отношения. Хотя чаще бывает наоборот: ей «уж замуж невтерпеж», а он «искренне недоумевает», зачем вообще нужен этот штамп в паспорте, ведь мы же и так любим друг друга!

Один из главных доводов, который обычно приводят сторонники «гражданского брака», — это хороший способ проверить свои отношения совместным ведением хозяйства. Но не является ли это признаком сомнений в том, что выбранный вами человек действительно вам подходит и вы готовы провести с ним всю свою жизнь? Иначе говоря, многие просто боятся ответственности и не уверены в своем выборе, ведь ответственность в гражданском браке намного ниже. Супруги могут изменять друг другу без чувства вины. Также один из них может просто-напросто однажды уйти, забрав свои вещи, без объяснения каких-либо причин.

Кроме того, по статистике женщины, которые состоят в гражданском браке, хуже переносят беременность и роды, что впоследствии сказывается на здоровье ребенка. У женщины нет уверенности в том, что она уже завтра не останется одна с ребенком на руках, что, как показывает все та же статистика, случается довольно часто.

Можно перечислить множество отрицательных сторон гражданского брака с точки зрения светского общества и можно придумать множество причин в его оправдание. А каково отношение религии к такого рода бракам? Что означает брак с точки зрения ислама и как он относится к сожительству мужчины и женщины? Дать ответы на эти вопросы мы постараемся в настоящей статье.

Согласно исламу, обязательным условием совместного проживания мужчины и женщины является никах — бракосочетание. Одно из других названий никаха — арабское слово завадж, то есть «соединение, объединение». Условиями действительности бракосочетания являются: 1) согласие (ризалык) жениха и невесты; 2) наличие как минимум двух свидетелей; 3) отсутствие запретов для заключения брака, то есть ни женщина, ни мужчина не являются теми, с которыми, согласно шариату, нельзя заключать брак, например, из-за близости родства или по вероисповеданию (женщинам нельзя выходить замуж за немусульман, а мужчинам запрещено жениться на неверующих или многобожницах); 4) предоставление невесте брачного дара (махр), который в отличие от калыма является обязательным и форму которого выбирает сама невеста, — в качестве махра могут выступать как материальные средства, например деньги или украшения, так и нематериальные, например обещание жениха отвезти свою будущую супругу в хадж или что-либо другое на выбор невесты. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Делайте друг другу подарки, ибо, поистине, подарок удаляет из сердца ненависть».

В исламе сочетание браком (никах) является причиной возникновения самого сообщества людей, сближает их друг с другом и способствует установлению между ними отношений любви и сотрудничества. Благодаря бракосочетанию посторонний человек становится близким и любимым, о чем говорится и в Коране: «Он — Тот, Кто создал человека из воды, а потом установил для него родство по крови и по браку, ведь Господь твой — Всемогущий» (сура «аль-Фуркан», 25:54). В хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Пусть те, кто не имеет возможности заключить брак, хранят целомудрие, пока Аллах не обогатит их по милости Своей».

Главной целью бракосочетания является создание семьи — того Божьего дара, той ценности, которую надо не только уметь создать, но и беречь. Крепкая семья — это залог процветания общества, и жизнь без семьи подобна дереву без листьев и плодов. Всевышний Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) побуждают людей к бракосочетанию. Так, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Тот, кто женился, обрел половину веры, пусть же он убоится Аллаха в том, что касается оставшейся (ее) половины». Из Корана нам известно, что в Последней обители Аллах соединит верующих со своими супругами и потомством, если они окажутся из числа благочестивых, чтобы радость их была полной. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) побуждал людей вступать в брак и запрещал отрешаться от мира и отказываться от создания семьи, даже ради полного посвящения себя делам поклонения Аллаху.

Никах, как известно, соблюдался мусульманами нашей страны всегда, даже в самые сложные коммунистические времена. Даже тогда, хотя многие не знали других важных правил ислама, но никах старались совершать. Сейчас так же многие мусульмане очень слабо знакомы со своей религией, но о никахе всё же знают и стараются соблюсти этот обряд перед вступлением в семейную жизнь. Это говорит прежде всего о важности и значении обряда бракосочетания у мусульман и неприемлемости так называемого гражданского брака в понятии сожительства мужчины и женщины без бракосочетания (никаха). Что касается регистрации брака в загсе, это не является обязательным условием, но крайне желательно во избежание возможных проблем и юридических трудностей.

Согласно исламу, существуют условия правильного выбора своего спутника жизни, основными из которых являются его добрый нрав и религиозность. Посланник Аллаха завещал мусульманам: «...непременно добивайся той, которая привержена религии». Похожий завет он давал и мусульманкам: «Если к вам станут приходить свататься люди, религиозностью и нравом которых вы останетесь довольны, то выдавайте за них замуж, если же вы не будете делать это, то на земле появится искушение и получит широкое распространение безнравственность». Естественно, что в данном случае подразумевается согласие на брак самой невесты, поскольку это является одним из необходимых условий бракосочетания. Что касается любви, то ее наличие является одним из требований шариата (исламского законодательства), а это значит, что каждый из супругов должен стараться укреплять эту любовь. Когда один из сподвижников начал свататься к одной женщине, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему: «Посмотри на нее, ибо это в наибольшей степени будет способствовать возникновению любви между вами».

Никах не может быть прочитан между кровными родственниками, например родным братом и сестрой. Также нельзя читать никах мусульманке, выходящей замуж за представителя иной, нежели ислам, религии, так как это связано с воспитанием детей и зависимостью ее религиозных убеждений от вероубеждений мужа. Что касается положения, когда мусульманин женится на представительницах другой религии, то здесь также существуют ограничения — например, можно создавать семью с христианками и иудейками, но нельзя жениться на многобожницах или атеистках. Кроме того, иудейка или христианка должна быть благочестивой, соблюдающей свою религию. Обязательное условие такого брака — дети-мусульмане. Также родителям следует обращать внимание на религиозные убеждения своего сына, поскольку в случае, если он в этом отношении достаточно слаб и есть опасность, что он или его дети выйдут из лона ислама, то такой брак допускать нельзя.

Следует также отметить, что мужчина может жениться на четырех женщинах одновременно, однако при этом он должен соблюсти несколько условий, самым главным из которых является справедливое отношение ко всем женам, о чем непосредственно говорится в Священном Коране: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то только одна» (сура «Женщины», 4:3). Это условие включает в себя как морально-духовные, так и материальные обязательства супруга. Так, в хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Наиболее совершенной верой обладает такой верующий, который отличается наилучшим нравом, а лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к своей жене». Однако, к сожалению, некоторые мужчины не обращают на это достойного внимания. В связи с этим у многих возникает искаженное восприятие этого разрешения, но предписания ислама в данном случае весьма категоричны. Нельзя не отметить также и то, что количество таких браков даже в мусульманских государствах крайне низкое, и это лишний раз свидетельствует о том, что многоженство является не правилом, а исключением. В частности, при количественном превосходстве женщин над мужчинами (например, после военных конфликтов) возможность жениться на двух женщинах представляется наиболее грамотным выходом из сложного демографического положения, которое может сложиться в той или иной местности. Так же и в ситуации с вдовами или женщинами, оказавшимися в разводе, официальный статус супруги более рационален, нежели пребывание в положении любовниц.

Никаху обычно предшествует сватовство (хитба), во время которого происходит знакомство между стороной жениха и стороной невесты, а также оговариваются различные детали и условия. В тюрко-татарской традиции во время такой встречи сторона жениха выплачивает стороне невесты определенную сумму, называемую калымом. Следует отметить, что выплата калыма является народным обычаем и, согласно шариату, не обязательна.

Таким образом, обряд бракосочетания совершается следующим образом: в присутствии свидетелей (как минимум двух), имам (или любой обладающий соответствующими знаниями мусульманин) спрашивает у жениха и невесты их согласие на заключение брака между ними. После чего спрашивает о наличии брачного дара, и в случае подтверждения невесты, что все ее условия выполнены, читаются определенные аяты из Корана (обычно читаются первые четыре аята из суры «Женщины») и дуа, в котором у Всевышнего испрашивается милость и благословение (баракят) на вновь создавшуюся семью.

Мусульманская свадьба справляется по определенным обычаям, одним из которых является свадебное угощение. Его организация входит в обязанности мужа, которому помогают члены его семьи и друзья. Однако при этом не следует излишне обременять себя расходами, в результате чего зачастую люди вынуждены занимать деньги в долг, а то и вовсе отказываться от женитьбы или замужества по причине невозможности покрыть все свадебные расходы. Таким образом, мусульмане, удаляясь от правил своей религии, сами себе наносят вред и ущерб, затрудняя жизнь себе и окружающим.

В тюрко-татарской среде сложилась определенная традиция, согласно которой в первый день проводится непосредственно обряд бракосочетания (причем, как правило, в доме невесты), на следующий день — сама свадьба как торжественное мероприятие, а на третий день — заключительный меджлис в доме мужа, символизирующий введение жены в дом мужа, во время которого происходит обряд повязывания молодой хозяйке специального фартука. Смысл данного обычая в том, что на вопрос «Кто этот фартук завязал?» молодая супруга отвечает: «Мама», подчеркивая тем самым свое близкое родство к родителям мужа. С этих пор и он, и она стараются называть родителей со стороны супруга мамой и папой.

Что касается поездки в загс, то по сложившейся традиции она совершается в день проведения никаха, однако с точки зрения шариата регистрация брака может быть проведена в любой день. И все же следует отметить, что в целях поддержания морали и нравственности в обществе регистрацию следует совершать параллельно с религиозным обрядом.

Те, кто, несмотря на осуждение общества и запрет с точки зрения религии, стоят перед выбором, жить ли «пробным браком» или заводить полноценную мусульманскую семью, пусть вспомнят статистику: абсолютное большинство мужчин (около 90%), живущих в гражданском браке, считают себя холостяками, а вот женщины все считают себя замужними.

Эльвира Алеева, Газета «Исламский край»

 

| О НАС | КОНТАКТЫ |

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"