الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

 

ЖЕНСКАЯ СТРАНИЦА

Для кого тёща, а для кого мама











Сегодня тема тёщи известна всем. Существует огромное количество анекдотов и притч о них и зятьях. И почему-то в сознании у многих образ мамы жены ассоциируется с кем-то ворчливым, вносящим раздоры в семейную жизнь молодожёнов, портящим и отравляющим жизнь и, в итоге, приводящим к распаду семьи. Как в этом анекдоте:

К одному мудрому царю пришли две ругающиеся женщины и привели юношу.– Он женится на моей дочери! – кричит одна.– Нет, на моей! – орёт вторая.Царь подумал и говорит:– Принесите пилу. Распилим его пополам и каждой дадим половину. Согласны?Первая:– Согласна, о Мудрейший из Мудрейших.Вторая (подумав):– Да зачем же невинную душу губить?Тут же Царь подвёл итог:– Он женится на дочери первой женщины! Вот моё решение.Вторая:– Так она же только что хотела его распилить?!– Вот-вот, она и есть настоящая тёща!

Есть такая поговорка: «Выбирай жену, глядя на то, какая у неё мать». Сходство дочери с матерью определяется тем, что вторая формирует личность дочери и помогает ей быть женой. Не секрет, что женщины более восприимчивы к советам матерей, нежели других родных и близких.

Но мало кто из нас задумывался над тем, что образ тёщи незаслуженно очернён.

Эту категорию родственников можно подразделить на три группы:

- Мудрые тёщи, руководствующиеся Исламом.

- Просто мудрые тёщи.

- Тёщи, обделённые мудростью.

1. Мудрые тёщи, придерживающиеся Ислама

и руководствующиеся его учениями в процессе проведения политики по отношению к семье своей дочери. Они выступают, можно сказать, гарантом стабильности и гармонии между зятем и дочерью. Там, где жёнам не хватает собственной мудрости, и, вследствие этого, те могут совершить ошибку, му¬драя мать всегда подскажет правильный путь. Такие тёщи осознают важность непреходящих ценностей, и основным критерием для оценки степени счастья своего ребёнка для них выступают не сиюминутные показатели, а долгосрочные и перспективные. У тех, которые выбрали для себя ориентиром закон Аллаха, вероятности совершить ошибку, давая советы по¬томству, почти нет. Ярким примером таких мудрых родительниц, которые в советах дочери опираются на религию Аллаха, является Умама бинт Харис. Вот отрывки из её наставления дочери перед свадьбой: «Если смотреть на твоё воспитание, то эти наставления можно оставить, ибо воспитание ты получила хорошее. Однако, пусть они послужат поучением для рассеянных и помощью для благоразумных. Если бы женщина по причине богатства родителей и их нужды в ней смогла бы обойтись без мужа, то ты была бы самой не нуждающейся в нём. Однако, женщины и мужчины созданы друг для друга… Он становится твоим хозяином и наблюдателем. Если будешь рабыней ему, то и он будет рабом, послушным тебе… Живи с ним в согласии, если вам придётся испытывать нужду. Повинуйся ему лучшим образом... Береги его дом и имущество, будь внимательной к нему, к детям и родным. Поистине сохранение имущества

– лучшее почтение, а проявление внимательности к детям и родным – лучшее поведение. Сохраняй его тайну и не противься его воле. Поистине ты не застрахована от того, чтобы потерять его, если раскроешь его тайну, а если будешь противиться его воле, то возбудишь в нём гнев. Не радуйся, когда он в печали, и не грусти, когда он в радости. Первое – это небрежность, а второе – огорчение. Почитай его как можно лучше, чтобы заслужить его большее уважение. Будь с ним как можно больше в согласии, он будет более дружелюбен к тебе… Да выберет тебе Аллах лучшее!»

2. Просто мудрые тёщи.

Здесь Ислам как фактор играет не решающую роль, а мудрость тёщи проистека¬ет из набранного жизненного опыта и склада ума. Такая тёща тоже выступает гарантом стабильности в семье дочери. Советы её носят исключительно конструктив¬ный и созидательный характер. Здесь возможность ошибки в советах всё же высока, так как жизненный опыт одного человека не всегда можно применить в решении проблем другого, поэтому лучше опираться на неоспоримые истины, переданные в Священном Писании.

3. Тёщи, обделенные мудростью, или тёщи-разрушительницы.

Те, которые бесцеремонно вме¬шиваются в семейную жизнь своей дочери, пытаются диктовать свои условия и, как правило, разрушают семью своего чада. Советы её носят, за некоторыми исключениями, деструктивный характер, и, если дочь прислушивается к ним, то это становиться причиной раз-личных конфликтов и раздора. Скорее всего, невмеша¬тельство в семейные дела принесло бы больше пользы для молодой семьи, но в силу своего характера оста¬ваться в стороне такие «разрушительницы» не могут. «Мою жену будто подменили после очередной встречи с её мамой»,– говорят те, кому «посчастливилось» стать зятем такой женщины. Как нельзя лучше проиллюстри¬рует эту группу отрывок из рассказа «Семейные дела»:

– Слушай, наверное, я всё-таки заберу свою дочь домой! И угораздило же меня выдать её за такого че¬ловека! – возмущалась пожилая женщина.

– А что случилось-то? Насколько я помню, когда вы её выдавали, то никаких претензий к нему не было… Хороший религиозный парень, да и Амина выглядит счастливой.

– Да притесняет он её! Диктует свои условия: в хиджаб одел, постоянно контролирует: «Помолилась ли…»! Ну и всё такое.

– А в остальном как у них? Зятёк пьёт, гуляет, не работает, бьёт или не любит её?

– Ой, нет, ты что?! Такого нет и в помине!

– Ох, странная женщина ты, подруга… Твой зять делает сейчас то, что должна была ты сделать. И ещё – он пытается сделать счастливой твою дочь не только на

этом свете, но и на том, а ты хочешь забрать у неё оба эти счастья.

– Ну как ты можешь так говорить? Ведь я ей как лучше хочу…

– Ты считаешь, что лучше разрушить семью дочери, развести её с любимым мужем? Считаешь, что лучше ей ослушаться повелений Аллаха и понести наказание на том свете, а ведь хиджаб, намаз – это обязанности, вменённые нам Аллахом….».

Но не всегда вмешательство тёщи в семейные дела дочери носит сугубо негативный характер, так как бывает, что зять оказывается человеком дурным и ущемляет права своей жены. Если же мать жены является единственным родственником, то её присутствие является объективной необходимостью. Надо отметить, что тёщи в своих действиях, будь то разрушительного характера или созидательного, всегда руководствуются желанием сделать жизнь дочери лучше. И такая забота и опека, переходящие все мыслимые границы, – явление естественное, то есть необходимо относиться с пониманием к такого рода действиям. Ведь всякая мать хочет, чтобы дочь жила лучше неё и не совершила тех же ошибок, которые она допустила в своей жизни. Зять представляется каждой матери не только тем человеком, который пришёл забрать себе в пользование её чадо, а человеком, обязанным это чадо осчастливить, проявлять заботу не меньше родительской, относиться как к личности, с уважением и пониманием. И когда девочку, которую она выносила, родила и вырастила, не зная покоя, начинают притеснять, обижать, ущемлять, то мать просто не может остаться в стороне.

Зять же, как правило, ждёт от тёщи, что та будет соблюдать нейтралитет, не вмешиваясь в семейные дела до того момента, когда её опыт и мудрость не потребуются в затруднительной ситуации. Часто встречаются случаи, что в конфликтной ситуации тёща выступает в роли помощника зятя, когда он прав. Как сказал один мой знакомый, «а я с женой не конфликтую, всё её маме рассказываю, и она сама уже проводит воспитательную работу».

Как мы видим, тёща может выступать как укрепляющим, так и разрушающим семью фактором, в зависимости от степени мудрости и познаний в Исламе. Для кого-то тёща может остаться только «тёщей» в худшем смысле этого слова, а для кого-то может стать второй мамой. Может явиться причиной разрушения семьи, а может и помочь мудрым советом, тем самым удержав от опрометчивых поступков. В любом случае надо осознавать, что цель и у тёщи, и у зятя одна: сделать счастливой жену/дочь. А, следовательно, скоординированность, взаимопонимание и согласие в действиях принесёт намного больше эффекта на пути к этой цели, нежели соперничество и «перетягивание одеяла».

Мурад МАГОМЕДОВ. Источник: Ислам.ру.
 

| О НАС | КОНТАКТЫ |

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"