الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

Коран был источником его знаний, а щедрость - основной чертой его жизни
















«Щедрый близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю. Щедрый более любим Господом, нежели набожный, молящийся Ему» (Хадис).

Не только в Кабардино-Балкарии, но и далеко за ее пределами известно имя Зулкарний-хаджи Тилова. Его жизненный путь был очень красивым и содержательным. Учитывая его многолетнюю просветительскую работу по пропаганде нравственных ценностей Ислама, его большую человечность и то, что на его жизненном пути было много интересных и ярких поучительных примеров, а также уверенность в том, что знакомство с этим уникальным человеком укрепит нашу веру в Аллаха, я решился написать эту статью. Хотя, по моему глубокому убеждению, описание жизненного пути Зулкарний-хаджи достойно большой книги.

Зулкарний-хаджи Тилов родился в 1942 году в селении Губасанты (ныне п. Нейтрино) Баксанского ущелья в Кабардино-Балкарии. Родители, мать Хаджиева Саният и отец Мурад, были верующими людьми. Во время выселения балкарцев в марте 1944 года в семье Тиловых было четверо сыновей. Зулкарний был самым младшим из них. Семья Мурада попала в город Мерке, Джамбульской области Южного Казахстана. Переселенцам на новом месте жительства в первое время пришлось на себе испытать как моральные, так и материальные трудности. Вскоре после выселения умер глава семьи Мурад. На хрупкие плечи Саният легла нелегкая забота о выживании семьи. Но эта трудная задача усугубилась еще и тем, что в силу объективных обстоятельств ей пришлось взять на себя заботу еще нескольких ребятишек, оставшихся без родителей. Всего на попечении Саният было 11 человек. Это была непомерно тяжелая ноша. Бывало и голодали. Для того чтобы выжить, Саният пришлось за бесценок продать дорогие её сердцу фамильные ценности. Она занималась огородничеством. А для получения хорошего урожая приходилось не покладая рук работать под палящими лучами солнца Южного Казахстана, где жара достигала до 40 градусов. А вечерами она занималась шитьем. Преодолеть все это Саният помогла её вера во Всемогущего Бога. Она верила, что Аллах так испытывает своих любимых рабов и что необходимо пройти их достойно, проявляя терпение и стойкость. Ведь в Коране в суре «Раскрытие» в 5-ом аяте говорится:

«Воистину за каждой тягостью наступает облегчение».

Прошли нелегкие годы, жизнь начала налаживаться. Зулкарний пошел в школу, он был очень дисциплинированным и аккуратным школьником. Зулкарний был всегда внимателен к матери и помогал по хозяйству и дому. Так как Саният знала арабскую письменность, читала Коран и была знакома с основами Ислама, она начала учить своих детей делать намаз и читать Коран. Среди её учеников помимо своих детей были и соседские ребятишки. Уже в те годы в судьбе Зулкарний-хаджи началась долгая история познания Ислама и жизни ради Ислама. В 1960 году Зулкарний-хаджи окончил школу с очень хорошей успеваемостью. И в том же году поступил в Алма-Атинский сельскохозяйственный техникум на отделение землеустройства, который находился в городе Чемолган. В техникуме Зулкарний-хаджи учился хорошо, был скромным и примерным студентом. В годы учебы в техникуме его семью настигло большое горе: умерла любимая мама Саният (пусть Аллах смилостивится над ней и простит ей грехи). Мать занимала в сердце Зулкарний огромное место, и потеря её была невосполнимой, большой утратой. Но он, как истинный верующий, стойко и терпеливо перенес это жизненное испытание, данное ему Всевышним Аллахом. И, несмотря на возникшие трудности, Зулкарний-хаджи успешно закончил техникум.

После окончания техникума он стал работать топографом в геологической экспедиции. В этой должности он проработал более трех лет и за это время объездил весь Казахстан. В коллективе, где он работал, были люди разных национальностей, возрастов, религиозных и жизненных убеждений, и к каждому из них Зулкарний-хаджи должен был найти подход. Зулкарний-хаджи обладал одним качеством, которое помогало ему хорошо ладить с людьми - религиозность и, конечно же, богобоязненность, которая помогала ему преодолевать сложные жизненные ситуации в его непростой судьбе. В 1967 году Зулкарния-хаджи, как одного из лучших выпускников, пригласили на работу преподавателя в Алма-Атинский сельскохозяйственный техникум. Зулкарний-хаджи читал лекции по геодезии - одной из главных дисциплин на отделении «Землеустройство». Зулкарний-хаджи основательно готовился к лекциям, которые проходили на очень хорошем уровне. В течение короткого времени молодой талантливый преподаватель становится заместителем директора по учебной части.
















В 1968 году Зулкарний-хаджи создает семью с Разией Геккиевой. Мать Зулкарний была близко знакома с её родителями, и очень хотела, чтобы её любимый сын связал жизнь с их дочерью Разией. Её родители были религиозными людьми, а это было главным критерием при выборе невесты для Саният. И дальнейшая их совместная жизнь показала, что выбор был сделан правильный. В 1970 году у них родился сын Таиб. В становлении молодой семьи существенную помощь оказали родители Разии Кезибан и Чокаш. Зулкарний-хаджи со своей супругой строго выполняли все предписания Ислама. Но для Зулкарний этого было мало, на пути Аллаха ему хотелось сделать что-то большее, весомее. Конечно, о своих мыслях он сначала поделился с молодой супругой Разией, которая полностью поддержала его стремление пойти на пути Аллаха. Потом Зулкарний-хаджи рассказал известному в Казахстане религиозному деятелю, окончившему в свое время знаменитый и единственный на весь огромный Советский Союз медресе «Мир-и-Араб» Геккиеву Махмуду-хаджи, работаюшему секретарем в представительстве Духовного Управления Мусульман Средней Азии по Казахской ССР в Алма-Ате. Махмуд-хаджи поддержал Зулкарния. Трудно представить положение молодого человека, успешно делающего карьеру на преподавательском уровне, для достижения чего были потрачены немало времени, сил и энергии, с молодой супругой и ребенком, с одной стороны, и страну, в которой в то время атеизм был на уровне государственной политики, начать новую жизнь на религиозном поприще. Чтобы сделать такой важный выбор, нужно было обладать большим мужеством и очень искренней, настоящей верой в Единого и Всемогущего Аллаха, потому что его выбор мог не в лучшую сторону изменить жизнь молодого человека. Но Зулкарний был уверен, что его ждала награда Аллаха за это в земной жизни, и еще большая ценная награда - в следующей, что еще весомее для правоверного. Зулкарний-хаджи решается поступить в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре. Для этого нужны были серьезные знания основ Ислама, знание арабского языка, хорошее чтение Корана. Для достижения своей цели он в течение года, после основной работы, начинает брать уроки у одного седобородого татарина по имени Ильдус, который прекрасно знал основы Ислама, арабский язык и по всем правилам читал Коран. Несмотря на невероятно огромный конкурс в 1971 году Зулкарний Тилов с помощью Аллаха и поддержки Геккиева Махмуда поступает в медресе «Мир-и-Араб». В техникуме, где он преподавал, разразился громадный скандал. Поступок Зулкарний-хаджи по тем временам был ЧП не только для Казахстана, но и для всей страны. Сразу были сделаны организационные выводы, в результате которых были уволены с работы и исключены из партии директор техникума и секретарь парткома.

Начался новый этап в жизни Зулкарний-хаджи. Ему тогда было около тридцати и было не просто учиться со студентами, которые были намного младше него. Но, несмотря на это, его трудолюбие, упорство, настойчивость и самое главное его огромное стремление в познании Ислама, сделали его одним из лучших студентов. В те годы вместе с ним в медресе учились многие студенты, которые впоследствии стали религиозными деятелями, известными далеко за пределами огромного Советского Союза. Это и муфтий России Равиль Гайнуддин, Талгат Таджуддин - Председатель Центрального Духовного Управления мусульман России, шейх Аллах-шукюр Гуммет оглы Паша-заде - Глава Управления мусульман Кавказа, муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов, ректор Северо-Кавказского Исламского института имени Абу Ханифы Чочаев Шарафуддин, муфтий Кабардино-Балкарии Хазретали Дзасежев и многие другие.

Зулкарний-хаджи отличался замечательной чертой характера - быстро находить общий язык с людьми, говоря в современном лексиконе, коммуникабельностью. И он был лично знаком и дружил со многими из них. Вспоминает Чочаев Шарафуддин-хаджи: «В 1977 году я поступил в медресе «Мир-и-Араб», где познакомился с Тиловым Зулкарний-хаджи, который на тот момент учился на 7-ом, последнем курсе. Сразу после знакомства он пригласил меня жить в одной комнате в общежитии медресе. С первого дня нашего проживания он взял надо мной добровольное шефство. И в течение года щедро делился своими знаниями, занимаясь со мной все свое свободное время. За короткое время, которое Зулкарний-хаджи занимался со мной, я заметно, не только для себя, но для моих однокурсников, подтянулся в чтении Корана, в знании арабского языка и основ Исламских знаний. Зулкарний-хаджи стал для меня добрым учителем, умелым наставником и старшим братом по вере. И я благодарен Всевышнему, что Он дал мне возможность находиться с этим благородным мусульманином в одном обществе. Зулкарний-хаджи оказал громадное влияние на закладку моих знаний и становление, как личности в Исламе.

После окончания учебы в медресе «Мир-и Араб» Зулкарний-хаджи устроился работать имамом в районном центре г. Мерке. Я приезжал к нему на практику и жил у них в течение месяца. За это время я глубже познакомился со своей будущей религиозной деятельностью, а Зулкарний-хаджи щедро делился со мной своим опытом работы. После окончания учебы в медресе, я продолжил учебу и поступил в ташкентский Исламский институт имени аль-Бухари и чуть ли не каждые выходные приезжал к Зулкарний-хаджи, который был уже раис-имамом, то есть возглавлял районную религиозную общину. В доме Тиловых всегда было много гостей и приглашенных. Супруга Зулкарний-хаджи Разия была очень гостеприимной, хлебосольной, приветливой и самое главное искренне богобоязненной мусульманкой. За то немногое время общения с этими радушными людьми, я получал щедрый заряд духовной и душевной энергии. И помимо духовной поддержки, меня всегда поддерживали материально, и это делалось искренне от души. В одном из хадисов Пророка Мухаммада (САС) говорится, что одним из самых ценных садака считается садака тем, кто идет на пути Аллаха. И после возвращения Зукарний-хаджи в Кабардино-Балкарию я продолжил поддерживать с ним тесные братские, искренние отношения. За свои 55 лет жизни я не встречал более богобоязненного и благородного человека, чем Зулкарний-хаджи».

После окончания учебы в медресе «Мир-и-Араб», Зулкарний-хаджи в 1978 году был направлен работать имамом мечети в город Мерке. Через два года успешной работы он становится раис-имамом сразу двух районов Казахстана: Меркентского и Лугового. В эти годы самой острой проблемой в деятельности руководимой им религиозной организации было отсутствие достойного, надлежащего помещения для исполнения верующими своих религиозных обрядов, предписанных Всевышним. На тот период мечеть мусульман района располагалась в аварийном домике, построенном депортированными в эти края чеченцами.

Несмотря на то, что народ Казахстана советскими властями на долгие годы был изолирован от своей веры, все же сумел сохранить в своей памяти каноны Ислама. О чем будут свидетельствовать факты, вскоре произошедшие в Мерке. После одной из пятничных намазов был проведен сход жителей, где было принято решение о строительстве новой мечети. Но все понимали, что без разрешения из Москвы это мероприятие было рискованным и опасным, и, в первую очередь, для имама, как организатора и вдохновителя самой идеи строительства. Зулкарний-хаджи мужественно решил не отступать и идти до конца. Он, конечно, понимал, что будут трудности на его пути, но не предполагал, что настолько они будут сложными. Мусульмане Мерке тихо и незаметно снесли старую и быстро приступили к строительству новой мечети. Они думали, что местные власти не заметят, а если и заметят, то посмотрят на строительство сквозь пальцы. Зулкарний-хаджи вызвали в райком партии и пригрозили снести новостройку и, что посадят в тюрьму за подстрекательство мусульман на строительство новой мечети. Пока Зулкарний-хаджи добивался разрешения на строительство мечети на законных основаниях, в кабинетах высоких советских и партийных чиновников, его единоверцы, а это в основном люди пожилого возраста, многие из которых были участниками ВОВ и ветеранами труда, организовали круглосуточное дежурство на стройке. Уже было принято решение администрации района о сносе строения, но никто не решался сесть за рычаги мощного бульдозера, так как на пути бульдозера живым щитом становились активисты строительства-мусульмане. Зулкарний-хаджи писал и отправлял письма в ЦК КПСС и обком партии Казахской ССР с убедительной просьбой помочь в разрешении строительства. Под этими письмами стояли подписи нескольких тысяч человек, и, в итоге, справедливость восторжествовала - было получено официальное разрешение на строительство новой мечети. Ради объективности необходимо отметить, что, должно быть, многие руководители республики Казахстан сохранили веру во Всевышнего Аллаха.
















Проблем с материальной точки зрения при строительстве мечети не было. Все жители района и области помогали, как могли и чем могли. Но были трудности другого характера. Мусульмане знают, что самым лучшим садака является садака, которая была сделана тайно, без огласки и афиширования. Но в те годы в милиции были отделы по борьбе с хищениями социалистической собственности, в задачу которых входили вопросы выяснения, откуда и на какие средства и каким образом были приобретены материалы для строительства тех или иных объектов. Для выяснения этих вопросов, на стройку был прикомандирован молодой сотрудник ОБХСС, который начал скрупулёзно проверять все документы. Строжайшего порядка в документах по строительству не могло быть, на что и было указано, что в конечном итоге тормозило ход строительства и вносило нервозность в ситуацию. Когда об этом узнала мать молодого сотрудника ОБХСС, которая была глубоко верующей мусульманкой, то поставила вопрос ребром: или он уходит из органов, или она откажется от него, как сына. Молодому человеку пришлось добровольно оставить престижную работу. Впоследствии он стал одним из самых активных приверженцев Ислама, а в дальнейшем раис-имамом одного из районов Республики Казахстан.

Вопрос строительства мечети отнимал у Зулкарний-хаджи много времени. Помимо этого ему нужно было проводить по пятницам джума-намазы, на которых он читал прихожанам проповеди, в которых убедительно раскрывал суть Ислама на основе Корана и сунны Пророка Мухаммада (САС). К нему часто приходили жители района за советом в разрешении той или иной жизненной ситуации и споров на основе мусульманского права. В те годы среди казахов бытовало много обычаев, которые противоречили Исламу, и Зулкарний-хаджи приходилось приложить немало усилий для их искоренения.

На протяжении всей жизни для Зулкарний-хаджи Коран и сунна нашего пророка Мухаммада (САС) были источниками знаний в решении, как бытовых, так и политических вопросов, а также его общественной ориентации в повседневной жизни. Он находил в них много поучительных историй, мудрых советов, наставлений, на которые всегда ориентировался.

Открытие новой мечети стало грандиозным событием, на которое собрались очень много верующих людей со всей республики. А первый намаз в новой мечети стал огромным, настоящим праздником не только для мусульман двух районов, но и для мусульман Джамбульской области. На первый взгляд, построили мечеть, которая по размерам была не больше обыкновенной средней школы, которых по стране строили тысячами в год. Но исключительность этого проекта была в том, что люди впервые за годы Советской власти ощутили себя приверженцами Великой религии и почувствовали причастность к этой стройке. Такое знаменательное событие люди наблюдали впервые за долгие годы Советской власти, когда не могли допустить даже самой мысли о подобной постройке. Как нам известно, строительство мечети является одним из самых богоугодных дел. И все, кто принимал участие в нем, получат воздаяние – сауаб, как в этом мире, так и потустороннем.

Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Кто построит мечеть, Аллах построит тому дом в Раю»

При мечети Зулкарний-хаджи организовал медресе, где обучал всех желающих основам Ислама, арабскому языку и таджвиду - правилам чтения Корана. Впоследствии медресе переросло в мусульманский институт, где обучались студенты из других областей республики и представители из Монголии. Зулкарний-хаджи не жалея своих сил, занимался с ними, делясь знаниями и богатым опытом работы.

1982 году Зулкарний-хаджи впервые совершает хадж, обязательный для каждого мусульманина. Он посещает священные Мекку и Медину. И все это дало ему новый положительный импульс, что было очень необходимо в его нелегкой и ответственной работе. После этого он еще дважды в своей жизни совершил хадж.

Раис-имам Зулкарний-хаджи становится одним из самых почитаемых, уважаемых, авторитетных религиозных лидеров Казахстана. В годы, когда Зулкарний-хаджи Тилов жил и работал в Казахстане, произошло очень значимое событие, о котором будет интересно знать читателю. С приходом к власти в СССР М.С.Горбачева в стране начали происходить перемены, которые коснулись и духовной жизни граждан. Михаил Сергеевич был первым из руководителей страны, который понял, что истинное духовное и нравственное воспитание жителей огромной страны может быть только через возрождение Христианства и Ислама.

В советское время мусульманская умма огромной страны была поделена на четыре части, а руководство находилось в Москве. Духовное управление мусульман народов Средней Азии и Казахстана находилось в городе Ташкенте. С началом перестройки, в декабре 1989 года представители мусульман Казахстана собрались в Алма-Ате и решили отделиться от руководства Духовного Управления Средней Азии и стать самостоятельным Управлением. Решить этот вопрос в те годы можно было только в ЦК КПСС и непосредственно его первым секретарем М.С. Горбачевым. На съезде было решено избрать по одному представителю из каждой национальной общины и делегировать их в Москву. Для убедительности просьбы было собрано также три тысячи подписей мусульман республики. Всего в делегации было семь человек. Главой делегации был избран Мухаммад-хаджи Асланбеков, чеченец по национальности, работавший заместителем кадия Казахстана.

Прямо из аэропорта поехали в Кремль на прием к Горбачеву. Пока проверялись документы делегации и согласовывалось время приема у М.Горбачева, прошло много времени. Когда после всех процедур они попали в приемную М.Горбачева, наступило время обеденного намаза и члены делегации решили совершить намаз. Зулкарний-хаджи сообщил о решении руководителю приемной, чем немного удивил его. Ответ получили не сразу, потому что в стенах Кремля никогда раньше не совершался намаз, тем более в приемной руководителя страны. По истечении малого времени, был получен положительный ответ. Встал вопрос, как совершать намаз, с азаном или без. Мухаммад-хаджи решил, что надо совершить намаз с азаном, который исполнит турок Карим, член делегации. На звуки азана высокопоставленные чиновники выскакивали из своих кабинетов. Один из них даже похвалил за красивое исполнение. Имамом был М. Асланбеков, а шестеро других встали за ним. Так как дело было в середине декабря, день был очень короткий, и через час наступило время послеобеденного намаза. И делегация в том же порядке совершили намаз.
















После этого их пригласили пройти на прием. Михаил Сергеевич, как истинный знаток кавказского этикета, стоя, со словами «Ас-саламу алейкум!» встретил своих посетителей и не сел, пока все гости не расселись по обе стороны большого стола. Он внимательно выслушал просьбу мусульман Казахстана, которую передал ему Мухаммад-хаджи Асланбеков, и обещал в ближайшее время во всем разобраться и дать ответ. И, действительно, через несколько дней был получен положительный ответ.

Тут же по телефону сообщили об этом руководителю республики Н.А.Назарбаеву. Нурсултан Назарбаев ответил: «Аллах Вам помог». В аэропорту Алма-Аты делегацию встречали высокопоставленные чиновники из Совета министров Казахстана. Один из них сказал: «Ваша поездка в Москву открыла новую страницу в истории Казахстана».

В марте 1990 года состоялся первый съезд мусульман Казахстана. Зулкарний-хаджи был избран в числе 11 человек в руководящие органы Духовного управления Казахстана. Он получил новую, более высокую должность кадия, то есть стал первым заместителем Председателя Духовного Управления Джамбульской области. 10 декабря 1991 года Тилов Зулкарний-хаджи был приглашен в Президиумом Верховного Совета Казахской ССР на торжественное заседание сессии Верховного Совета Республики, посвященное вступлению в должность первого Президента Казахской ССР Нурсултана Абишевича Назарбаева, которое состоялось во дворце республики в Алма-Аты.

В 1992 году Казахстан отделился от СССР. Зулкарний-хаджи всегда хотел вернуться на историческую Родину в Кабардино-Балкарию. Но в силу некоторых причин ему это не удавалось. Ему было трудно покидать эту благодатную, гостеприимную, дорогую его сердцу республику, но как говорят казахи: «Тойгъан жерден туугъан жер татлы», что в переводе на русской язык означает: «Чем та земля, где ты был вскормлен, земля, где ты родился слаще».

Зулкарний-хаджи вернулся в Кабардино-Балкарию. Приезд религиозного деятеля такого уровня не остался незамеченным руководителем республики Коковым Валерием Мухамедовичем, которому не чужды были идеи Ислама. Валерий Мухамедович предложил Зулкарний-хаджи свою помощь в его обустройстве и хорошую достойную работу в столице республики. В.Коков попросил Зулкарний-хаджи выступить на местном телевидении с темой о миротворческой миссии Ислама. Хаджи подготовил содержательный материал и больше часа выступал по телевидению. Зулкарний-хаджи принял решение жить в родном районе и купил дом в селении Былым. Он стал имамом села и начал активную религиозную деятельность. Из части сельского дома культуры была сделана мечеть и там же одну из комнат оборудовали под медресе. З. Тилов начал обучать односельчан арабской письменности и правильному чтению Корана. Для нормальной религиозной деятельности в селе необходимо было построить мечеть. И в жизни Зулкарний-хаджи началась вторая история со строительством мечети. Было много проблем, трудностей, стройка шла долго. Первый праздничный джума-намаз там был совершен в 2008 году. Деятельность Зулкарний-хаджи усилила у жителей села веру в Аллаха, богобоязненность, а с ней и понимание своей ответственности перед Всевышним.

В конце 90-х годов Зулкарний-хаджи становится райис-имамом Эльбрусского района и ведет активную деятельность по идеологической работе с молодежью через средства массовой информации: выступает с проповедями по телевидению и на страницах периодической печати. Он издает газету «Ислам и общество», на страницах которой дает ответы на острые злободневные вопросы, волнующие мусульман республики. Порой он смело и аргументировано критиковал своих коллег из ДУМ республики за пассивность, авторитаризм в работе и отсутствие внимания к проблемам мусульман. Зулкарний-хаджи полагал, что, прежде всего, мусульманам необходимо быть терпеливыми друг к другу, не отказывать в помощи ближнему, страждущему, быть стойкими в трудный час. Набожность, не есть показное милосердие, а есть благородство характера, нравственная чистота и неуклонное стремление к знаниям, и таким должен быть мир истинно верующего человека. И еще важно всем мусульманам чувствовать себя единым обществом, и каждому из них осознавать свое место в нем. Все это Зулкарний-хаджи демонстрировал на протяжении всей своей яркой, содержательной жизни. Его плодотворная деятельность не осталась незамеченной не только в родной Кабардино-Балкарии, но и далеко за ее пределами. Он становится членом Всероссийской культурно-просветительской ассоциации «Маджлис» (Собрание). О ее масштабе говорит тот факт, что в настоящее время в ее состав входят 17 общественных организаций из разных регионов РФ. В работе ассоциации принимали участие 35 членов, они представляли интересы многонациональной России. В него входили крупные ученые, теологи, хорошо знающие Ислам, нравственно чистые и глубоко верующие люди. Было много академиков и профессоров, в докладах которых нашли место глубокие философские мысли, истинная реальность жизни. За свою хорошую работу в этой ассоциации он был награжден благодарственной грамотой ассоциации, в которой отмечалось, что Тилов Зулкарний-хаджи Мурадович награждается за многолетнюю плодотворную просветительскую работу, реализацию значимых социальных проектов на основе исламских ценностей и искреннюю заботу о нравственном здоровье подрастающего поколения.
















В ноябре 2008 года Председатель регионального отделения культурно-просветительского центра Тахир–хаджи Атмурзаев и Зулкарний-хаджи по приглашению Духовного управления Казахстана были в столице Казахстана Алма-Аты. Им был оказан радушный прием муфтием Казахстана Абдул Саттаром, который много лет проработал послом Советского Союза в нескольких арабских странах, прекрасно знает Ислам, арабский язык, культуру и нравы арабов, очень интеллигентный и высокообразованный человек, с которым было очень интересно и приятно общаться. Главным вопросом встречи было налаживание дружеских отношений между мусульманами Кабардино-Балкарии и Казахстана. На следующий день заместитель муфтия Казахстана, наш земляк чеченец Мухаммад Хусейн повез их для ознакомления с жизнью республики в город Джамбул. В центральной мечети области собрались все райис-имамы и много простых мусульман. В знак уважения заслуг в деле пропаганды идей Ислама слово было предоставлено Зулкарний-хаджи. Он выступил перед собравшимися мусульманами на казахском языке. Выступление было выслушано с большим вниманием, было так тихо, что можно было услышать полет мухи. Зулкарний-хаджи после выступления, долго не отпускали с трибуны, задавали очень много вопросов. Выступление затянулось на два часа. В конце выступления Зулкарний-хаджи отметил ту огромную помощь, которую оказали наши казахские братья в годы депортации многим народам Северного Кавказа. И этот факт говорит о том, что в душах многих жителей Казахстана в те непростые годы жили идеи Ислама. В одном из хадисов нашего Пророка Мухаммада (САС) говорится:

«Не уверовал в меня до конца тот, кто ложится спать сытым, зная, что его сосед за стенкой голодает».

Сколько будут жить балкарцы, как народ, они никогда не забудут ту искреннюю помощь, оказанную казахами. После окончания выступления все присутствующие стоя провожали его долгими аплодисментами и со слезами благодарности на глазах. В мечети присутствовали представители интеллигенции, учителя, деятели культуры. Все они были удивлены тем, что Зулкарний-хаджи так красиво и внятно мог рассказывать им на их родном языке о требованиях Ислама, и многим стало даже стыдно за незнание своего родного языка на таком высоком уровне. На второй день состоялась встреча с молодежью в культурном исламском центре, на котором присутствовали журналисты телевидения, радио и газет. Был организован круглый стол, на котором рассматривались жизненно важные вопросы, связанные с Исламом. О его чистоте и о мирном содержании самой сути религии, об обычаях и традициях, о поднятии человеческого духа, о дружбе между народами. В Джамбуле главный имам Меркентского района Батырбек-хаджи наградил Зулкарний-хаджи Почетной грамотой, в которой отмечался его самоотверженный труд и огромный вклад в дело религиозного образования и воспитания в духе гуманизма и солидарности.

Через два дня они прибыли в родной для Зулкарний–хаджи город Мерке. Их встречали возле мечети, построенной при непосредственном его участии. Среди встречавших были его ученики. В знак уважения высокого гостя закололи верблюда и был устроен къурманлыкъ.

Так на Востоке встречают только очень достойных гостей. Несколько дней они гостили у знакомых, близких друзей Зулкарний-хаджи. Тахир-хаджи был искренне горд и рад за своего соплеменника. Он на себе испытал то искреннее уважение и тепло, идущее от самого сердца, с которым встречали в домах его друзей. Так могли встречать очень достойных сынов многомиллионного Казахстана.

В декабре 2009 года в столице республики Казахстан в Астане во Дворце мира и Согласия прошла 15 сессия ассамблеи народов Казахстана «Национальное единство – наш стратегический выбор». На ассамблею от балкарцев была приглашена небольшая делегация, в составе которой были глава администрации поселка Эльбрус Курданов Узейир, Тилов Зулкарний-хаджи, известный альпинист, дважды покоривший высочайшую вершину мира-Эверест, глубоко верующий человек - Халим Ольмезов, отец которого был известным служителем Ислама. Вместе с ними в составе делегации был известный певец Тенгиз Габаев и танцевальная группа. На ассамблее выступали представители народов, проживающих в Казахстане. Курданов Узейир от имени балкарского народа поблагодарил казахский народ за искреннюю, очень необходимую поддержку в те непростые, трудные для балкарцев и карачаевцев годы депортации. Когда казахи, как истинные мусульмане, делились последним куском хлеба с переселенцами. Президент Нурсултан Назарбаев, до этого не вмешивавшийся в ход ассамблеи, после выступления Узейира сказал: «Я очень хорошо знаю балкарцев, когда часть балкарцев выслали сюда, мой отец освободил одну половину нашего небольшого дома и туда поселились переселенцы-балкарцы. Кто знает, может это семья Курдановых». И эти слова, сказанные Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, говорят о многом. К слову сказать, и Назарбаев, и Курданов родились в одном селе Чемолдане. В этом селе недалеко от Назарбаевых в свое время жил и Зулкарний-хаджи, который был лично знаком с Нурсултаном Абишевичем и членами его семьи. Здесь хочется отметить, что Назарбаеву не чужды были идеи и предписания Ислама. Из биографии Н.А.Назарбаева известно, что отец матери был известным муллой.
















В 2014 году Зулкарний-хаджи тяжело заболел, а 12 сентября его не стало. По словам дочери Марьям, которая до последнего дня ухаживала за ним, Зулкарний-хаджи был очень внимательным отцом и мягким, терпеливым, щедрым, общительным человеком. Он, как настоящий мусульманин, стойко и терпеливо перенес эту тяжелую болезнь. Его единственным желанием перед Всевышним было, чтобы Он забрал его душу в пятницу на джума. И Аллах услышал мольбу своего раба, он взял его душу именно в пятницу. На джаназа-намаз по умершему Зулкарний-хаджи собрались мусульмане со всех районов Кабардино-Балкарии, присутствовали все работники Духовного управления мусульман республики, были и руководители республики и районов, также было много просто хорошо знавших его мусульман. Было много телеграмм и звонков со словами соболезнования из разных регионов страны, где хорошо знали и уважали Зулкарний-хаджи. И это была, несомненно, большая утрата для его друзей, учеников, последователей и верующих людей республики.

Подводя итоги жизнедеятельности Зулкарний-хаджи Тилова, необходимо отметить, что одной из главных задач каждого мусульманина является воспитание достойных детей. Зулкарний-хаджи со своей супругой Разией воспитали четверых детей. Все они выросли богобоязненными, верующими людьми. Начиная с первого класса, они совершали пятикратный намаз, держали уразу. Сын Таиб в Казахстане закончил медресе, где преподавал его отец Зулкарний-хаджи. В 2007году он заболел и умер. Дочь Марьям домохозяйка, воспитывает дочку Саиду. Дочь Асият учится в Египте в знаменитом на весь мусульманский мир университете «Аль-Азхар». Дочь Насиба закончила экономический факультет Кабардино-Балкарского университета, воспитывает двух детей.
















12-го марта 2015 года в поселке Терскол, в одном из замечательных мест России была открыта новая красивая мечеть, которая была названа именем Зулкарний-хаджи Тилова. На открытии присутствовали высокие гости: председатель Координационного Совета мусульман Северного Кавказа, муфтий Карачаево-Черкеской Республики Исмаил-хаджи Бердиев, муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов, представители муфтиятов Северного Кавказа, а также руководители и сотрудники районной администрации Эльбрусского района, религиозные деятели Кабардино-Балкарии, имамы близлежащих мечетей и местные жители. Многих из них связывали тесные дружеские отношения с Зулкарний-хаджи и они вспоминали о нем добрыми словами. Учитывая большие заслуги в деле становления и пропаганды идей Ислама, жители города Мерке его именем назвали мечеть и одну из улиц, тем самым отдавая дань его человечности, богобоязненности, щедрости души.
















В священном хадисе Пророка Мухаммада(САС) говорится:

«Те люди, которые оставили добрый след среди мусульман, которых поминают, достигнут милости Аллаха».

И многие из нас, кто знал Зулкарний-хаджи, вспоминают его добрым словом, и просят Всевышнего наградить его самыми высокими ступенями Рая.

Эрменбий ЭФЕНДИЕВ.

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"