الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

Он всегда верил в Аллаха и светлые идеалы Ислама
















«Разве сравнятся те, которые знают с теми, которые не знают?»

(Аз-зумар, аят 9).

Перед многоквартирным домом в селении Хасанья, в котором я проживаю более 20 лет, всегда собирались аксакалы на ныгъыш, где они вспоминали прожитые годы, делились новостями и просто общались. А жизнь каждого из них была нелегкой. Они пережили и военные годы, и депортацию.

Я всегда с удовольствием и трепетом слушал их рассказы. Однажды, узнав мою фамилию, и откуда я родом, Калабеков Ибрагим и его младший брат Исхак с искренним уважением рассказали мне о моем близком родственнике Эфендиеве Хаджимураде Магомедовиче, который по воле судьбы во время депортации жил среди них в Киргизии в пригороде шахтерского города Кызыл-Кия, в подсобном хозяйстве шахтоуправления совхозе №1. От своих близких родственников я знал, что Хаджимурад был одним из первых учителей, и что он прекрасно знал тонкости Ислама и арабский язык. В моей детской памяти сохранился интересный рассказ Уянаева Виктора Кубадиевича о Хаджимураде, который в то время работал ответственным секретарем Советского райисполкома.

В середине 60-х годов в Советский район из Москвы приехала научно-этнографическая экспедиция, во главе с нашим земляком, известным ученым, профессором Калоевым Борисом Александровичем, родом из Северной Осетии. Среди прочих вопросов, которые они хотели исследовать, было - выяснить, насколько сохранились мусульманские традиции и знания среди местных жителей.

В то время одним из самых образованных, как в общепринятом понимании, так и в религиозном отношении, не только в Советском районе, но и во всей республике был Эфендиев Хаджимурад. Об этом свидетельствует тот факт, что он был единственным подписчиком газеты на арабском языке, которая печаталась и издавалась в Тбилиси и называлась «Заря Востока». Виктор представил гостя из Москвы. Хаджимурад начал беседу с ним на очень грамотном русском языке, а узнав о цели приезда гостя, заговорил с ним на арабском языке, которым владел достаточно свободно, чем очень удивил своего собеседника. Когда Виктор сказал, что он сам родом из Северной Осетии, Хаджимурад заговорил с ним на осетинском языке, чем окончательно поразил гостя. Хаджимурад около двух часов беседовал с высоким гостем и покорил его своей начитанностью, глубоким знанием тонкостей Ислама, интеллигентностью. После чего Калоев Борис Александрович сказал Виктору Кубадиевичу, что никогда в жизни не поверил бы, что в таком далеком маленьком горном селении ему придется общаться с таким удивительным человеком. Так высказался о Хаджимураде будущий академик РАЕН, автор 14 монографий и 150 научных статей и очерков, заслуженный деятель науки республики Северная Осетия-Алания. Мне захотелось лучше узнать об этой удивительной, интересной личности и рассказать о нем читателям газеты «Ислам в Евразии». Бесспорно, моя статья была бы более содержательной и полной, если бы она была написана в результате беседы с самим Хаджимурадом, но к великому сожалению, его давно нет среди нас. Но еще живы люди, хорошо знавшие его, и есть архивные документы, которые многое могут рассказать о нем.

Предки Хаджимурада Эфендиева жили в Дагестане и занимались обучением и распространением Ислама. Отец Хаджимурада Магомед в конце XIX века вместе со своей большой семьей, как и многие жители Северного Кавказа, хотел уехать в Турцию на постоянное жительства. Распродав все свое нехитрое имущество, перед отъездом заехал в Балкарию попрощаться со своим близким родственником Батталом – эфенди в свое время совершившим хадж в священные для всех мусульман Мекку и Медину. Баттал - эфенди уговорил его остаться здесь. Так семья Эфендиевых переселилась из Дагестана в Холамское ушелье. У Магомеда Эфендиева было два сына: Хаджимуса и Хаджимурад и три дочери: Марьям, Шамкъыз и Фатимат.

У маленького Хаджимурада была огромная тяга к знаниям, и он начинает брать уроки у прекрасного поэта, основоположника балкарской литературы Кязима-хаджи Мечиева, который жил с ними по соседству в ауле Шыкъы. В результате маленький Хаджимурад научился арабской письменности, узнал основы Ислама, стал читать Священную книгу мусульман Коран. В 1908 году отец Хаджимурада Магомед отправляет его учиться в медресе в город Казань, который был тогда одним из центров мусульман Российской империи. Здесь он получает глубокие знания по Исламу и арабскому языку. Проучившись четыре года, возвращается домой.

Несомненно, Кязим Мечиев оказал огромное влияние на его жизненную позицию, на его становление как личности. Кязим-хаджи, как мы знаем, вначале с большой радостью принял идеи социалистической революции 1917 года, где многие идеи перекликались с идеями Ислама. Поэтому, в эти годы он написал такие строки: «Советская власть – золотое дерево». Не только Кязим-хаджи, но и многие жители огромной Российской империи положительно отнеслись к идеям революции. На стороне революционных сил воевал сын Кязима-хаджи Мечиева - Мухаммат, который отдал свою жизнь за дело революции. Активное участие в деле революции принимает и старший брат Хаджимурада, Хаджимуса, который с оружием в руках защищает идеалы революции. И это не удивительно, так как в те годы на стороне революционных сил воевали целые мусульманские полки. И Хажмурад, по мере своих сил, принимает участие в строительстве нового общества. В те далекие годы представители власти понимали, что для развития новой страны нужны грамотные, образованные люди. Хаджимурад принимает самое активное участие в этом благородном процессе. Его, как одного из активистов, направляют на учебу в педагогическое училище в г. Буйнакск в Дагестане. После успешного окончания Хаджимурад начинает свою трудовую деятельность в селении Кашхатау. Многие из его учеников впоследствии стали видными деятелями в республике. Чомай Уянаев, и Мухажир Кульбаев, видные партийные и советские руководители республики, внесшие большой вклад в дело развития республики и заслуженный журналист республики Алий Кульбаев, и многие другие.

О том, что Хаджимурад пользовался большим уважением среди односельчан и руководства района свидетельствует тот факт, что он был сначала избран делегатом 5-го окружного Балкарского Совета, а затем 30 апреля 1926 года на окружном съезде Советов Балкарии он был избран делегатом на 5-ый областной съезд Советов народов Кабардино-Балкарии. Об этом свидетельствует мандат за номером 321, который хранится в Центральном архиве республики, он подписан председателем Балкарского краевого исполкома Ако Гемуевым. В работе съезда народов Кабардино-Балкарии приняли участие такие видные революционеры и руководители республики, как Бетал Калмыков, Ахмат Мусукаев, Маштай Черкесов, Ако Гемуев, Хасан Зокаев. Эти факты свидетельствуют об огромном авторитете Хаджимурада среди жителей республики. В Центральном архиве также хранится интересный документ - список людей, окончивших курсы секретарей Сельских советов. Он датирован 1931 годом. Это шестимесячные курсы, основным предметом обучения на которых были уроки по Советскому строительству. Многие после окончания курсов стали руководителями Сельских советов в своих населенных пунктах. Но Хаджимурада административная работа и карьерный рост не очень увлекали. Он все свои силы и энергию отдавал обучению и воспитанию своих односельчан. Талантливого педагога сначала отправили работать в Верхнюю Балкарию, в село Глашево. Затем его направляют в село Ташлы-Тала, что находится на границе с Северной Осетией. Видимо, в эти годы ему не раз приходилось общаться со своими новыми соседями. Так как у него была склонность в изучении языков, оттуда и знание осетинского языка, в чем я когда-то усомнился.

В эти же годы Хаджимурад создает семью со своей односельчанкой Айшат Настаевой, которая помогала ему тем, что взяла на себя все семейные хлопоты. А Хаджимурад полностью посвятил себя обучению и воспитанию односельчан. Помимо своих прямых обязанностей, Хаджимурад не забывал о своих обязанностях перед Всевышним. Он самостоятельно изучал Коран, занимался переводом его на балкарский язык, регулярно совершал пятикратный намаз. Его трудовая деятельность по Исламу считается одной из самых достойных перед Аллахом, так как знания, которыми мы обладаем, в конечном итоге ведут нас к поклонению Всевышнему. Каждый верующий обязан стремиться приобретать знания. Ислам-это путь, указанный Аллахом.

Подобно тому, как тело без души разлагается, так и Ислам без знаний приходит в упадок. Очень хорошо сказал о знаниях один из исламских ученых: «Знания – это душа Ислама и опора религии». В одном из достоверных хадисов говорится:

«Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха» (хадис приводят Табарани, Абну Абдул Барри).

В те немногие часы, когда был свободен от основной работы, Хаджимурад занимался изучением религиозной литературы и Корана и переводил на балкарский язык некоторые очень ценные аяты. В архивных подшивках газет мне удалось увидеть несколько статей, Хаджимурада посвященных обучению и воспитанию.

Прошли годы и в молодой семье появились дети: сыновья Махмуд, Магомед, Ахмат, дочери Фатимат, Абидат. Хаджимурат и Айшат старались привить им нравственные черты, трудолюбие. Отец семейства своим примером прививал им исламские ценности, знакомил детей с основами Ислама, учил арабской грамоте. И в годы войны, Хаджимурад продолжал работать в школе. И вот наступил роковой для всех балкарцев март 1944 года, когда в одночасье был выслан весь народ в Казахстан и Среднюю Азию. Так как на сборы было дано очень мало времени, с собой смогли взять только самое необходимое: продукты питание, одежду. Поэтому Хаджимураду пришлось оставить всю религиозную литературу, все переводы, личные документы, наградные листы. Семья Хаджимурада попала в Киргизию, селение Боби недалеко от областного центра города Джалал-Абад. Он сильно переживал за несправедливое решение руководителей страны о выселении его народа. Но как истинно верующий мусульманин, Хаджимурат понимал, что человек создан Всевышним для того, чтобы быть испытанным, и, проходя нелегкие испытания жизни, он должен проявлять смирение и терпение. Проявляя эти качества, человек подтверждал свою веру в Великого Аллаха. И многие балкарцы именно так восприняли переселение. Ведь в Коране (в суре «Бакара» в 45 аяте) говорится:

«Ищите помощь в терпении и молитве, ведь, поистине, помощь велика только для смиренных людей».

На новом месте Хаджимурад вместе со старшим сыном Махмудом пошел работать в школу, где они обучали грамоте местных ребятишек. Вскоре тяжело заболел и умер сын Хажмурада Махмуд, сказались тяжелые погодные условия и постоянное недоедание. Семья Эфендиевых переезжает на новое место жительства - в город шахтеров - Кызыл-Кия, где проживало много родственников и односельчан.

Хаджимурад пошел работать в совхоз животноводом. Как глубоко верующий человек, и как учитель, он хорошо знал психологию людей, и что доброе слово было не менее важным для переселенцев, чем материальная поддержка. Он всячески поддерживал своих односельчан и материально, и духовно. Знание Корана и Ислама, его жизненная позиция вызывали искреннее уважение среди соотечественников и у большинства местного населения. Хаджимурад пытался обучить арабскому письму, чтению Корана, основам Ислама молодое поколение, зная, что перед Аллахом это самое богоугодное дело. Передача знаний другим – это деяние, которое приближает нас к Аллаху.

И после ухода человека из этой жизни останутся только три деяния, которые будут приносить пользу умершему на том свете. Это знания, которыми будут пользоваться другие, постоянная садака (джария т.е нескончаемая милостыня) на строительство моста, дороги, колодца, которыми будут пользоваться люди после него, и праведные дети, которые искренне будут делать дууа за родителей. Хаджимурад по вечерам обучал арабской грамоте, правильному чтению Священного Корана и основам Ислама несколько молодых ребят. В те годы в стране, которой официальной идеологией был атеизм, его благородная идея могла для него закончиться, мягко говоря, большими неприятностями.

Несмотря на то, что в те годы официально любая религия была запрещена, Хаджимурад верил, что наступит время, когда религия Аллаха будет разрешена и Ислам восторжествует. И он оказался прав. Сегодня строятся мечети, открываются Исламские университеты и институты. Многие верующие свободно совершают хадж и гумру, посещают священные города Мекку и Мадину.

И сегодня, по прошествии многих лет, хорошим, добрым словом вспоминают Хаджимурада Эфендиева все, кто жил рядом с ним в переселении. А что может быть лучшей наградой для любого из нас.

После возвращения из Киргизии Хаджимурад жил в родном селе Кашхатау. Принимал активное участие в религиозной жизни района. По пятницам выезжал на джума-намаз в известную мечеть в Шалушке, куда приезжали многие известные религиозные деятели республики. К Хаджимураду Эфендиеву много раз приезжал за толкованием аятов Корана и разъяснением вопросов фикха известный многим в республике богослов Мухаммад-хаджи Каркаев.

По возвращении на родину Хаджимурад поехал в Дагестан навестить сестру в селение Тарки. Сестра Фатимат в свое время вышла замуж за Айдаболова – одного из представителей балкарских таубиев, которые были раскулачены. И спасаясь от преследований, они были вынуждены переехать в Дагестан. Там в пятницу на джума-намазе верующие села попросили его прочитать проповедь. И он прочитал им очень интересную и содержательную хутбу. Хаджимурад сделал садака на большую сумму для нужд мечети.

Все дети Айшат и Хаджимурада Эфендиевых живут по нормам и требованиям Ислама. В 1973 году Хаджимурада не стало. Когда в Дагестане узнали о его кончине (его там называли уважительно «ага»), по нему был сделан зикр большим числом мусульман села. В Средней Азии в городе Кизил-Кая сейчас живет большое количество наших соотечественников, которые рассказывают, что многие балкарцы, киргизы, узбеки, проходя мимо дома, в котором жил Хаджимурад, делают дуа и просят Всевышнего простить ему грехи и наградить Раем. При жизни Хаджимураду были присущи такие качества, как смирение и терпение. Свою статью я хочу закончить 10-ым аятом из суры «Зумар»:

«О мой посланник! Скажи им: Все, кто уверовал, бойтесь Всевышнего, тем, кто вел праведную жизнь на этом свете, уготованы (райские) наслаждения. Возможности Аллаха необъятны. Только тот, кто смирен и терпелив, будет достоин бесчисленных благ Создателя».

И хочется верить, что Хаджимурад будет одним из обитателей Рая, о чем и я прошу Всевышнего.

ЭРМЕНБИЙ ЭФЕНДИЕВ.  

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"