الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

Рождение исламской нумизматики началось с «монетной войны»
















Для начала напомним, что же такое «нумизматика». Энциклопедия дает следующее определение: «Нумизматика (от лат. numisma, греч. nomisma — мо¬нета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др… Монеты — своеобразный источник при изучении исто¬рии идеологии, религии, политической мысли обще¬ства… Сегодня исламская нумизматика – огромный и очень интересный раздел этой вспомогательной исторической дисциплины. Еще бы! Ведь исламские государства занимали и занимают огромную часть планеты (почти все они имели свои монеты), а первая исламская монета была отчеканена еще в 691 г. Византийские и арабские монеты

Следует отметить, что еще со времен античности мо-неты, помимо средства платежа, играли важную роль, как средство пропаганды. Чеканились они огромными тиражами, и изображения, и надписи на них играли роль своеобразных СМИ. Наиболее ярко это было вы¬ражено в Римской империи. Кроме того монеты играли и декларативную роль – мол есть такое государство и такой правитель. Первые исламские монеты в 691-692 гг отчеканил Абд аль-Малик ибн Марван - 5-й халиф из династии Омейядов. Он восстановил единство Хали¬фата, утерянное в 683 г. после смерти халифа Язида. I. За образец новых денег был взят золотой солид византийского императора Ираклия (610-641 гг). Как хорошо видно на фото, монета была скопирована почти 1:1 (штемпеля, скорее всего, резал кто-то из греческих мастеров, которых было предостаточно в городах Ха¬лифата). Но были внесены и некоторые изменения. В частности, три бородатые фигуры на лицевой стороне (император Ираклий с сыновьями) лишились крестов. Заменили изображение и на оборотной стороне. Вместо креста, установленного на ступенчатом пьедестале, появилась колонна. И сделано это было не просто так.
















На протяжении первых десятилетий существования Халифата мусульмане своих монет не имели. В обо¬роте использовались деньги старых выпусков – визан¬тийские и династии Сасанидов. Но с укреплением соб-ственной государственности возник вопрос о выпуске собственной монеты. Здесь было несколько аспектов. Во-первых, огромный халифат с большим количе¬ством крупных городов, процветающими ремеслами и торговлей, нуждался в огромном количестве монет. Старые постепенно выходили из оборота (стирались, терялись, оседали в кладах или просто переплавля¬лись). Новых со стороны приходило в недостаточном количестве, да и зависимость от поступлений «чужой» монеты была опасна – в этом случае правители не мог¬ли контролировать экономические процессы. На Руси, с преимущественно натуральным хозяйством, почти до самого конца XIV века могли довольствоваться привоз¬ной монетой (выпуск княжих златников и сребреников был скорее политическим, чем экономическим шагом). Немаловажной была и религиозная составляющая. Получался абсурд – государство-то исламское, но на монетах сплошь откровенно христианская символика или, как на сасанидских дирхемах, – пылающий жерт¬венник языческого бога Ормузда (его изображение присутствовало в обязательном порядке на всех мо¬нетах династии Сасанидов). Последнее, скорее всего, и сыграло главную роль.

Следует отметить, что еще со времен античности мо-неты, помимо средства платежа, играли важную роль, как средство пропаганды. Чеканились они огромными тиражами, и изображения, и надписи на них играли роль своеобразных СМИ. Наиболее ярко это было вы¬ражено в Римской империи. Кроме того монеты играли и декларативную роль – мол есть такое государство и такой правитель. Первые исламские монеты в 691-692 гг отчеканил Абд аль-Малик ибн Марван - 5-й халиф из династии Омейядов. Он восстановил единство Хали¬фата, утерянное в 683 г. после смерти халифа Язида. I. За образец новых денег был взят золотой солид византийского императора Ираклия (610-641 гг). Как хорошо видно на фото, монета была скопирована почти 1:1 (штемпеля, скорее всего, резал кто-то из греческих мастеров, которых было предостаточно в городах Ха¬лифата). Но были внесены и некоторые изменения. В частности, три бородатые фигуры на лицевой стороне (император Ираклий с сыновьями) лишились крестов. Заменили изображение и на оборотной стороне. Вме¬сто креста, установленного на стСледует отметить, что еще со времен античности мо¬неты, помимо средства платежа, играли важную роль, как средство пропаганды. Чеканились они огромными тиражами, и изображения, и надписи на них играли роль своеобразных СМИ. Наиболее ярко это было вы¬ражено в Римской империи. Кроме того монеты играли и декларативную роль – мол есть такое государство и такой правитель. Первые исламские монеты в 691-692 гг отчеканил Абд аль-Малик ибн Марван - 5-й халиф из династии Омейядов. Он восстановил единство Хали¬фата, утерянное в 683 г. после смерти халифа Язида. I. За образец новых денег был взят золотой солид византийского императора Ираклия (610-641 гг). Как хорошо видно на фото, монета была скопирована почти 1:1 (штемпеля, скорее всего, резал кто-то из греческих мастеров, которых было предостаточно в городах Ха¬лифата). Но были внесены и некоторые изменения. В частности, три бородатые фигуры на лицевой стороне (император Ираклий с сыновьями) лишились крестов. Заменили изображение и на оборотной стороне. Вме¬сто креста, установленного на ступенчатом пьедестале, появилась колонна. И сделано это было не просто так. упенчатом пьедестале, появилась колонна. И сделано это было не просто так.
















Византийский крест на ступенях имел несколько смысловых слоев. Сам крест символизировал Христи¬анство, а три массивных навершия на его концах - Св. Троицу. На исламских же монетах - ОДНА колона с ОДНИМ шаром наверху – это символизировало, что Бог Един, и красноречиво отвергала христианский по¬стулат о Св. Троице. Последнее дублировалось надпи-сью на арабском - «Во имя Бога, нет божества, кроме Аллаха, Бог Он Един, Мухаммад - Пророк Бога». Эта золотая монета получила название динар. До сих пор остается неясным, кто изображен на лицевой стороне монеты. Некоторые европейские исследователи счи¬тают, что это сам Пророк Мухаммад (САС) (в центре), справа от него первый халиф Абу Бакр Ас-Сыддик, а слева супруга пророка Аиша бинт Абу Бакр. Мол, у последней и не борода вовсе, а прикрывающая лицо вуаль. Версия абсолютно безосновательная. Авторы этой гипотезы, по всей видимости, не имели ни малей¬шего представления об Исламе, иначе бы не выдви¬гали столь абсурдных предположений. Дело совсем в другом. Это были «переходные» монеты, поэтому их и решили чеканить похожими на уже привычные на¬селению. С другой стороны, мастер-монетчик резал, как умел и как привык. Кроме того, следует помнить события, предшествующие появлению первых монет. Накануне, в 689 г. н.э. войска императора Юстиниана II нанесли поражение войскам халифата и Абд аль-Малик ибн Марван был вынужден заплатить дань в золотой монете. Одной из требований победителей было и то, чтобы монеты ОБЯЗАТЕЛЬНО несли на себе изображения. Коварные византийцы, подраз¬умевали, что побежденные повторят рисунок визан¬тийских монет и «контрибуционную» монету потом можно будет пустить в обращение в самой Империи. Халиф букву соглашения соблюл. Вот только, в пику императору, поместил на монете исламскую симво¬лику, а три фигуры на монете – просто дань договору с византийцами и ничто более. Выпуск этой монеты вызвал целую бурю негодования в Константинополе. Император наотрез отказался принять идеологически-«враждебную» монету. Тем более, что Византия в ту пору еще рассматривала земли Халифата как исконно свою территорию, временно оторванную еретиками (Ислам тоже рассматривался, не как отдельная ре¬лигия, а разновидность христианской ереси). И тут такой удар! Ведь чекан собственной монеты (вме¬сто, как ожидалось, копий византийских) – еще и более чем весомая заявка на абсолютно отдельную государственность, да и монета та несла на себе символы иной религии. Учитывая же, что в то время между богословами Византии и Халифата шли оже¬сточенные споры об истинности веры такой демарш халифа был прямым вызовом Империи. Император Юстиниан II в ответ тут же приказал отчеканить новый солид с изображением на лицевой стороне Христа-Пантократора. После – все золотые солиды Византии, многие серебряные и медные монеты чеканились с этим изображением. Демарш Юстиниана II в ответ на чеканку первых исламских монет своеобразно аукнулся и в Киевской Руси. Столетия спустя князь Владимир Великий взял за образец для своих злат¬ников именно византийский солид с Христом-Панто¬кратором, появившемся, как сказано выше, в ответ на чеканку первой исламской монеты. Но вернемся к монете Юстиниана II. На лицевой стороне, где был помещен лик Христа шла надпись «Иисус Христос, Господь, Царь Царствующих». На обороте – ростовой портрет самого императора, держащего в руках крест и девиз «Победа императора» - открытый намек на поражение войск халифа в 689 г. Надпись на лицевой стороне «Иисус Христос, Господь, Царь Царствую¬щих» тоже содержала в себе прямую политическую атаку против халифа Абд аль-Малика ибн Марвана. Дело в том, что исламское имя халифа переводится с арабского как «Слуга Царя». Император, таким об¬разом, пытался нанести оскорбление халифу. Мол: «Я – царь, а ты, всего лишь, - слуга царя». Правда, халифа это нисколько не задело. В Исламе существует только один Царь – сам Господь. А быть слугой Бога – ничуть не постыдно и не унизительно. Но на выпад всё равно нужно было ответить, и ответ не задержался! В 693 г. н.е халиф Абд аль-Малик чеканит новый динар. Как и император, халиф здесь изображен в полный рост, а его руки, ненавязчиво так, сжимают огромный меч (намек более чем прозрачный). В тексте по кругу цитируется Исламский Символ Веры. С подобным же изображением были выпущены и медные фельсы (фельс – искаженное от «фоллис» - так называлась крупная медная монета Византии).
















На обороте все та же ОДНА колона и текст: «Во имя Аллаха этот динар был отчеканен в 74 г». Юстиниан II в долгу не остался и приказал отчеканить серию новых монет имитирующих арабские. В ответ халиф полно¬стью убрал из монет все изображения и оставил одни надписи. Этот тип монет сохранился и до нынешних дней (изменялась, разве что, каллиграфия шрифта да некоторые элементы декора). А вот самые первые исламские монеты сегодня огромнейшая редкость. Впоследствии их изъяли из обращения и переплавили, как несоответствующие Исламу – напомним, на них присутствовали изображения людей.
















Любопытна дальнейшая судьба героев этой истории. Халиф Абд аль-Малик правил долго и мудро. Он про¬вел ряд важных реформ, направленных на укрепление исламского государства. Именно по его повелению на месте разрушенного римлянами Иерусалимского хра¬ма был воздвигнут «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра), заключающий в себе выступ скалы, с которого, по пре-данию, Пророк Мухаммад (САС) совершил вознесение на небо (мирадж). Сегодня Куббат ас-Сахра – один из самых известных и, наверное, самый заметный символ Святого Города. Умер халиф в 705 г. н.е. Юстиниан II «прославился» своей жестокостью и призрением к законам. При всей показной набожности презирал он и Церковь. Например, чтобы построить беседку и ложи для цирковой партии венетов, где бы они могли принимать императора, он приказал разрушить храм Пресвятой Богородицы и, в насмешку, потребовал у патриарха провести молебен за разрушение этого храма. На гребне народного негодования в 695 г. н.е. Юстиниана свергли и, отрезав ему ноздри и язык, со¬слали в Херсонес (Крым). Позже, при помощи мечей болгарского хана ему все же опять удалось сесть на императорский трон. Возвращение императора сопро¬вождалось многочисленными жестокими казнями, а последующее правление – кровавой гражданской во¬йной. В итоге в декабре 711 г. Юстиниан таки лишился головы.

Автор:

Дмитрий Митун


Источник:

UMMAINFORM

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"