الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

Поистине Аллах с терпеливыми
















































«Поистине Аллах, если полюбит кого-либо, подвергнет его испытаниям» (Хадис).

Однажды, будучи в гостях у своего хорошего знакомого Абаева Шамиля Абдул-Мажидовича, просматривая семейный альбом, мое внимание привлекли несколько старинных фотографий, которые побудили меня написать этот материал.

На одной из них запечатлены благородные аксакалы в мусульманских одеждах и с четками на руках религиозные деятели и известные богословы конца XIX начала XX вв. наши земляки. Фотография была сделана в ХIХв., во время их обучения на теологическом факультете Стамбульского университета. Келеметов Исмаил-хаджи, который на первой фотографии, есть дедушка Абаева Шамиля по материнской линии, а Балкаруков Ибрахим-хаджи - дедушка супруги Шамиля Фатимы Магомедовны Балкаруковой. В центре сидит Келеметов Чёпе-хаджи дедушка по материнской линии Назира Ахматова – директора благотворительного фонда «Мир», учредителя газеты «Ислам в Евразии», уважаемого религиозного и общественного деятеля, делающего многое для распространения правильного образа Ислама не только в Кабардино-Балкарии.

Историю любого народа можно проследить на примере жизненного пути одного представителя народа, так как исторические процессы, происходящие в обществе в той или иной мере, затрагивают любого из нас. История Российского государства за последнее столетие менялась не раз и была трагичной по отношению ко многим из его граждан. Если в начале ХХ столетия царское самодержавие, понимая огромное значение религии в жизни страны, уделяло большое внимание религиозному обучению населения. Так, преподавание слова Божьего было обязательным во всех учебных заведениях и начиналось с младших классов школы. В конце обучения, по этому предмету сдавались экзамены, как в школе, так и в высших учебных заведениях. У выдающего нашего современника писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына, есть такое высказывание: «Вера – это основа жизни». С этим согласятся сегодня многие. Когда к власти пришли большевики, официальной идеологией страны Советов стал воинствующий атеизм. В эти трагические годы были расстреляны и подверглись репрессиям сотни тысяч верующих. Также, были разрушены десятки тысяч религиозных зданий и сооружений, и почти полностью была изъята и уничтожена религиозная литература. Эта горькая участь, как поведал Шамиль Абаев, постигла и людей на вышеупомянутых фотографиях.

Род Келеметовых считался одним из известных и зажиточных в Чегемском ущелье и относился к княжескому сословию. Исмаил-хаджи был глубоко верующим человеком. Он выделялся еще и тем, что был одним из просвещенных и грамотных людей своего времени. Исмаил-хаджи получил блестящее образование в одном из известных университетов того времени в Стамбуле, знал наизусть весь текст Священного Корана, в совершенстве владел арабским языком и мог свободно перевести любой аят из Корана и растолковать его. Аллах Всевышний наделил его своим баракатом, у него по тем временам, было хорошее материальное состояние и большая и дружная семья – шестеро сыновей и две дочери. Сыновья Шохаип, Магомед, Зуфар, Махмуд, Исхакъ, Ахмад и дочери Хафисат и Мадина. В доме Исмаила-хаджи была большая библиотека, где было много исламской литературы. Исмаил-хаджи всех своих детей обучил основам Ислама. Все они могли читать и писать на арабском языке. Когда в стране Советов начался процесс репрессий, большая семья Келеметова Исмаила-хаджи, оставив свой дом и все имущество, покинула родные места и перебралась на новое место жительства в дагестанский город Буйнакск. Самого Исмаила-хаджи к тому моменту не было уже в живых, умер он незадолго до революции.

Аналогично сложилась судьба семьи Балкарукова Ибрахима–хаджи. Его отец был одним из авторитетных и влиятельных людей Чегемского ущелья. Балкаруковы долгое время были верховными князьями Чегемского Общества. Ибрахим–хаджи помимо основной деятельности – проповедования основ Ислама среди своих односельчан, одновременно занимался и врачеванием. Основам врачевания его обучили в Стамбульском университете. У него было две дочери и один сын. Во времена репрессий его уже не было в живых, но семье пришлось испытать все тяготы и лишения того периода. Сын Ибрахима–хаджи Магомед был выслан и участвовал в строительстве Беломорского канала. Остальные члены семьи были вынуждены покинуть родные места, и перебрались также в Буйнакск. Магомед принимал участие в Великой Отечественной войне. Попал в плен. После освобождения из плена был арестован и осужден на длительный срок. Сидел в Соловках, на Калыме и в Удмуртии, где и умер.























На второй фотографии в первом ряду сидят благородные аксакалы в белых мусульманских халатах из Черекского ущелья, отметим, что она была снята тоже в конце XIX века. На ней запечатлены жители аула Кюннюм во время пятничного намаза. Со слов Шамиля, второй слева - это его родной дед Гиргок Абаев. Абаевы - знатный род в Балкарском ущелье, относились к сословию таубиев (горских князей). Об их успешной деятельности свидетельствует родовая крепость Абай-Кала, которая и сегодня находится в хорошем состоянии. Дедушка Шамиля Гиргок Абаев был одним из уважаемых старейшин Балкарского общества. Гиргок был очень дальновидным и прогрессивным человеком своего времени. Свидетельством этому является, то, что предвидя трудности жителей Верхней Балкарии в связи с малоземельем, он в 1865 году купил на свои деньги землю у кабардинских князей Кожокиных в Нижней Жемтале. И переселился с десятками семей из Верхней Балкарии на более равнинную местность. Это было мудрое и своевременное решение. Так, как и сегодня, здесь, в Нижней Жемтале в Тамакла счастливо живут вместе с кабардинцами потомки, тех первых переселенцев. Сын Гиргока Абдул-Маджид окончил Владикавказский Горный институт и стал инженером по строительству горных дорог. Эта профессия была остро востребована в те времена жителями гор.

На новом месте Абаевы построили дом с черепичной крышей. Ну а гордостью семьи был замечательный фруктовый сад, посаженный руками самого Гиргока, где было 78 корней яблонь, 42 сливы и 7 груш. В марте 1927 года все это состояние было конфисковано и национализировано.

Спасаясь от репрессий и преследования новой власти, Абдул-Маджиду пришлось уехать в Дагестан. В это же время была раскулачена семья Келеметова Исмаила-хаджи.

Абдул-Маджид был знаком с семьей Келеметовых. В 1930 году он женился на одной из дочерей Исмаила Хафисат. А в1932 году у них родился сын Шамиль. В 1935 году от болезни умер отец маленького Шамиля. А второго марта 1935-го года семьи Абаевых и Келеметовых решением Президиума Буйнакского Горсовета, как кулаки-лишенцы, были высланы из Дагестана. Их новым местом жительства стала станция Мерке, Джамбульской области Казахстана. Они были определены в первое отделение свекловичного совхоза «Меркенский» - целинный совхоз, где была только голая степь. В основном здесь жили репрессированные переселенцы из Кавказа, которым пришлось с нуля возводить все основные объекты совхоза: конторы, клубы, ремонтные мастерские, складские помещения и многое другое. По вечерам они строили жилье для себя. В совхозе, кроме Абаевых, жили семьи Баразбиевых, Кучуковых, Келеметовых, была и семья кабардинца Кожукова Магомеда, много семей из Дагестана и несколько чеченских семей. Все жили очень дружно, всегда поддерживали друг друга, общая беда сплотила их.

Преодолеть эти труднейшие невзгоды жизни им помогала Вера. Коран и Сунна предписывают правоверному проявлять терпение и смирение:

«Поистине Аллах с терпеливыми»

(2:153): согласно учениям Ислама, смиренность является одним из важных качеств человека. Ведь само слово «Ислам» в арабском языке означает «покорность» и происходит от одного корня со словом «Салям» - «Мир». Мир в душе, мир в мыслях, мир с самим с собой и со всем окружающим. Когда человек достигает такой гармонии, ему не страшны никакие беды происходящие с ним в его жизни. И большинство из переселенцев были именно в таком состоянии. Во второй суре Священного Корана «Корова» в 155-157 аятах говорится:

«Поистине, Мы испытываем вас страхом, голодом, потерей имущества, жизни и плодов: но обрадуй терпеливых – те, которые когда их постигает их бедствие, говорят: «Поистине мы принадлежим Аллаху и к нему возвращаемся!» Это те, над которыми благословение от их Господа и милость, и они – идущие верным путём»

Кроме веры ссыльным выживать помогал труд, и не просто труд, а примерный, ударный и, как выражались в те времена коммунистический. И переселенцы продемонстрировали такое отношение к труду. У классика балкарской литературы Казима Мечиева есть такие замечательные, гениальные по своей простоте строки, написанные им в переселении, и которые были адресованы именно людям, попавшим в такое незавидное положение.

Труд нас кормит, одевает.
Также жить нам помогает
И в тяжелые минуты,
С честью жить нам труд поможет.
(Перевод автора).

Совхоз «Меркенский» занимался выращиванием сахарной свеклы. Вся технология выращивания свеклы в те времена была мало механизированной, многие трудоемкие операции приходилось делать вручную, и под палящими лучами жаркого казахстанского солнца это было очень тяжело. В этих местах дожди выпадали не часто, а для получения хорошего урожая необходимо было многократно поливать землю. Все технологические операции по выращиванию сахарной свеклы необходимо было выполнять качественно и в сжатые агротехнические сроки. Для этого необходимо было приложить огромные физические усилия. И после тяжелой, изнурительной работы на свекловичных плантациях, переселенцам приходилось заниматься своим обустройством, то есть по вечерам делать саманные кирпичи для строительства жилья. И в этих суровых условиях только ударный труд мог помочь выйти из замкнутого круга. Через 10-12 лет совхоз стал одним из лучших по выращиванию сахарной свеклы не только в Джамбульской области, но и во всем Казахстане. Об ударном труде переселенцев свидетельствует и тот факт, что многие из них были удостоены высоких правительственных наград.

А Шохаип Исмаилович Келеметов, родной дядя Шамиля Абаева, в 1948 году стал первым выходцем из Кабардино-Балкарии, удостоившимся высшей награды СССР - звания Героя Социалистического труда. «За ваши исключительные заслуги перед Государством, отразившиеся в получении в 1947 году урожая сахарной свеклы 836 центнеров с гектара на площади два гектара, Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 8-го Мая 1948 г. присвоил Вам звания Героя Социалистического труда. Эту награду Вы заслужили своим самоотверженным трудом, инициативой, умелым применением на практике новейших достижений агрономической науки и тем духом советского патриотизма, которые преодолевает все трудности на своем пути», - написано в его наградных документах.

Что же касается самого Шамиля Абаева, рассказавшего мне эти истории, то он, получив среднее образование, поступил на курсы водителей, тогда среди молодежи особенно популярны были технические профессии, как механизатор, шофер, комбайнер, токарь, сварщик и т.д. Получив образование, он работал долгое время водителем в Меркенской автобазе. Несмотря на свою молодость, он показал себя добросовестным и ответственным работником. Фото его многие годы украшало Доску Почета предприятия. Тому свидетельством является и то, когда балкарцам в 1957 году разрешили вернуться на историческую Родину, начальство автобазы попросило Шамиля задержаться, и он не мог вернуться вместе со своим народом. За свой ударный и добросовестный труд, он был награжден очень ценным по тем временам тяжелым мотоциклом «Урал».

Вернулся на родину Шамиль в 1963 году. Обосновавшись на новом месте, в пригороде Нальчика, селении Хасанья, устроился водителем на станцию скорой помощи, где проработал до октября 1971 года. С октября 1971 года, вплоть до ухода на пенсию в 1995 году, он работал водителем в республиканской племенной станции. В трудовой книжке Шамиля Абаева, очень много записей о поощрениях за добросовестный труд, за его активное участие в общественной жизни коллектива. От имени Президиума Верховного Совета СССР Указом Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР от 31 июля1989 года Шамиль Абдул-Мажидович Абаев был награжден медалью «Ветеран труда». Огромное влияние в воспитании Шамиля оказала мать Хафисат Исмаиловна Кереметова - дочь Исмаила-хаджи, которая была высоконравным и глубоковерующим человеком

Шамиль Абаев всегда пользовался уважением и авторитетом в коллективе, среди соседей и односельчан. Это- порядочный человек, примерный семьянин, уважаемый в селе аксакал. Особо хотелось бы отметить его страсть к чтению и собиранию книг. Он интересуется историей и в частности историей своего народа, и в его библиотеке много книг посвященных истории родного края. Есть среди них и довольно редкие издания. Примером для него в этом деле стал недалекий предок, историк и публицист Мисост Абаев. Но самым ценным из книг для Шамиля является Священный Коран, красочно изданный в Стамбуле 115 лет тому назад, привезенный его дедушкой Исмаилом Кереметовым из Турции, когда он там учился.

Шамиль Абдул-Мажидович со своей супругой Фатимой Магомедовной Балкаруковой воспитали двух прекрасных дочерей, Жансурат и Мадину, дали им высшее образование.

ЭФЕНДИЕВ Эрменби

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"