الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

Тбилисский Эмират. Забытые страницы истории




















Тбилисский Эмират — государствен¬ное образование под эгидой Ислам¬ского Халифата, существовавшее в Восточной Грузии с 736 по 1122 годы, а в Западной с 735 до середины IX века.

По-арабски его название звучало «Имара ат-Тифлис». Эмират управлял¬ся сначала династией Шуабидов (ветвь династии Омейядов). А затем после мятежа эмира Исхака ибн Исмаила (известного также под именем Саак) ее сменила династия Джафаридов.

Образование Эмирата стало след¬ствием проникновения арабов-му¬сульман на Кавказ, которое началось в 640 гг. В 642 году мусульмане вошли в Дербент, а спустя 90 лет в 735 году они взяли Тбилиси. Тогда в город вош¬ли войска мусульманского полководца Марвана из династии Омейядов.




















Марван был назначен наместником Кавказа, в его задачи входило распро¬странение Ислама по всему региону. В Тбилиси же он назначил эмира, власть которого распространялась на всю Гру¬зию, как Восточную, так и Западную.

Эмир подчинялся халифу в Багдаде,хотя и находился под контро¬лем эмира более мощной области аль-Арминийя, или Армянского Имарата, куда вместе с самой Арменией, а так¬же Кавказской Албанией включался и Тбилисский Эмират.




















В 736—1122 годы Тбилиси был важ¬ным культурно-религиозным центром местного мусульманского Эмирата, хотя грузинское население окружа¬ющих сельских регионов сохраняло приверженность Христианству.

Во времена владычества мусульман Тбилиси превратился в центр торговли между исламским миром и странами Европы. Помимо этого, он играл роль ключевого мусульманского форпоста, стоявшего на страже Халифата от ви¬зантийских и хазарских войск.

Со временем Тбилиси стал пре-имущественно мусульманским горо¬дом. Но влияние и распространение Ислама, как уже говорилось, было ограничено городскими стенами. Окрестности же Тбилиси оставались в основном христианскими.

Тбилиси был большим городом с сильными двойными стенами, доступ в который обеспечивался через тройные ворота. Он лежал на обоих берегах реки Кура, а две части города соединял понтонный мост.

Географы того времени особо отме¬чали термальные источники города, которые обеспечивали бани горожан постоянной горячей водой. На реке были сооружены водяные мельницы. В первой половине IX века Тбилиси с населением в 50 тысяч человек был вторым по величине городом на Кав¬казе после Дербента.

По мере ослабления Эмирата, в период между 1080 и 1480 годами Ислам как религия находилась не на подъеме. Однако, в конце XV века, с усилением власти персидских царей в Грузии, на территории Восточной Грузии поселяется значительное ко¬личество исламизированных тюркских групп, которые впоследствии легли в основу азербайджанского этноса страны.




















Западная Грузия, перешедшая под управление Османского Султаната, вновь встречается с новой волной исламской проповеди в период между XV-XVIII веками. В результате этой волны из состава грузинского этноса выделяются субэтнические группы грузин-мусульман — лазы, аджарцы и чвенебури.

Большинство аджарцев сегодня ком¬пактно проживает в Аджарии – области Грузии на границе с Турцией. Лазы проживают на территории историче¬ской области Лазистан (Лазика, или Лазети), большая часть территории которой в настоящее время входит в состав Турции.

Чвенебури (с груз. «свои», «одни из наших») — грузины-мусульмане, равно как и близкородственные лазы. В отличие от лазов, они переселились на территорию Турции сравнительно недавно — начиная со второй полови¬ны XIX века.




















Некоторая часть грузин под властью тюркских правителей, пришедших на смену арабам, подверглись тюркиза-ции. Эти тюркизированные грузины-мусульмане, по некоторым данным, влились в состав турок-месхетинцев.

Ближе к середине IX века территория Тбилисского Эмирата сократилась до пределов Картли – одной из областей Грузии, колыбели её государствен¬ности. Собственно мусульманским городом можно было назвать лишь ат-Тифлис.

Этот город был перестроен по образ¬цу других городов халифата и по насе¬лению среди городов Кавказа уступал только Дербенту. Основная же часть населения в регионах придерживалась христианской веры.

Тем временем, после долгой борьбы, начавшейся еще в середине VIII века в Абхазии, под эгидой Византии образо¬валось Абхазское царство, полностью независимое от мусульман. В 8 веке его границы расширились по террито¬рии современной Абхазии.

А в середине IX им удалось освобо¬дить от мусульман Лазику. Несмотря на все попытки освобождения, реаль¬но Лазика была отвоевана у мусульман лишь после предельного ослабления Халифата.

Живший на рубеже VIII и IX веков византийский монах Феофан Исповед¬ник, посетивший в начале IX века Лази¬ку, сообщает о владычестве мусульман в этом регионе. Таким образом, Лазика продержалась в составе Тбилисского Эмирата (куда она и была включена) вплоть до начала - середины IX в.

В середине IX века тбилисский эмир Саак попытался отклониться от центра Халифата – Багдада и перестал пере-числять деньги в казну государства. В ответ Аббасиды отправили силовую экспедицию в Тбилиси под руковод¬ством гуляма Бугиаль-Кабира в 853 году.

Тбилиси был взят, а непокорный эмир Исхак ибн Исмаил (известный также под именем Саак) из династии Шуабидов был казнен. Так на смену Шуабидам в управлении Эмиратом пришли Джафариды. Тем не менее, территория Эмирата продолжала сокращаться. В XI веке эмиру под¬чинялся только Тбилиси с пригоро¬дами.

После 1080 года упоминания о тбилисском эмире исчезают. По грузинским источникам, городом правил совет старейшин. В 1122 году в Тбилиси триумфально вошёл грузинский царь Давид Строитель, сделавший город столицей государ¬ства Багратионов.

Возвышение Давида шло посте¬пенно. В 1096 году он прекратил платить дань сельджукскому султа¬ну, и тем самым дал повод к началу военных действий. Давид начал создавать новую армию, состоявшую из поселян-воинов и выслужившихся дворян, которые на время военной службы получали от царя земельные участки.

В 1092 году умер конийский султан Мелик-шах I. После этого стартовала междоусобная война, разгоревша¬яся между братьями и сыновьями покойного. В этой борьбе активное участие принимали правители про¬винций — эмиры и атабеки.

В XI веке начинается эпоха кре¬стовых походов. В 1097 году кресто¬носцы успешно потеснили турок-сельджуков в Малой Азии и в Сирии, а в 1099 году заняли Палестину и Иерусалим.

Ободренная успехами крестонос¬цев, Византия также предпринимает меры против сельджуков. Таким об¬разом, внешнеполитические собы¬тия складываются в пользу Грузии, теперь она уже не была одинока в своей борьбе с мусульманами.

После взятия Тбилиси Давидом в 1122 году четырёх вековой период господства мусульман в Тбилиси подошёл к концу.

Руслан КУРБАНОВ,

старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Источник: Ансар.ру
 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"