الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

Мухаммад ибн Сирин




















Мухаммад ибн Сирин родился во времена правле¬ния третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана (РА). Мать его звали Сафия. Она была вольноотпущен¬ницей Абу Бакра (РА). Отец его, Сирин, был вольноот¬пущенником другого известного сподвижника Анаса ибн Малика (РА).

Сирин решил жениться после того, как Анас ибн Малик (РА) отпустил его на свободу. Он был мастером-медником, искусным в изготовлении медной посуды, и его ремесло приносило хорошую прибыль.

Выбор Сирина пал на невольницу повелителя правоверных Абу Бакра ас-Сыддика (РА) по имени Сафия. Сафия была совсем юной девушкой с чи¬стым сердцем, многочисленными достоинствами и благородным нравом. Все женщины Медины, знав¬шие Сафию, искренне любили её. Но больше всего девушку любили жёны Посланника Аллаха (САС), особенно Аиша (РА).

Так Сирин отправился к халифу, чтобы просить руки Сафии. Абу Бакр (РА), подобно тому, как заботливый отец выясняет всё о сватающемся к его дочери, стал расспрашивать, насколько Сирин праведный и благонравный.

Первым, кого ас-Сыддик спросил о нём, стал Анас ибн Малик (РА). Анас ответил:

- Жени его на ней, о, повелитель правоверных, и не бойся за неё, ибо я его знаю как человека, верного ре-лигии, благонравного, мужественного и благородного. Я знаком с ним с тех пор, как Халид ибн аль-Валид (РА) взял его в плен в местечке «Айн-ат-тамр» вместе с другими мальчиками и привёз в Медину. Сирин оказался моей долей, и я был очень доволен им.

Халиф дал согласие на брак Сафии и Сирина. Он устроил такой праздник по случаю её свадьбы, кото¬рый выпадал на долю немногих девушек в Медине.

Очень много благородных сподвижников присут¬ствовали на этой свадьбе, в том числе восемнадцать участников битвы при Бадре.

С мольбой за неё обратился к Всевышнему Аллаху Убай ибн Кааб (РА), писарь Посланника Аллаха (САС) (человек, записывавший Божественное Открове¬ние). И присутствующие сопровождали его мольбу словами: «Аминь! Аминь!». Три матери правоверных наряжали и украшали девушку, когда пришло время отвести её к мужу.

Одним из плодов этого благословенного союза был мальчик, который спустя два десятка лет стал одним из самых известных и благородных табиинов (после¬дователей сподвижников) – Абу Бакр Мухаммад ибн Сирин аль-Басри аль-Ансари (653 — 729гг.).

Мухаммад ибн Сирин был воспитан в аскетичном духе раннего Ислама, в доме, в котором каждый угол источал благочестие и богобоязненность.

В юные годы ибн Сирина мечеть Посланника Алла¬ха (САС) была еще наполнена благородными спод-вижниками и их старейшими последователями. От них он научился Книге Аллаха, перенял их понимание религии Аллаха, а также немало хадисов Посланника Аллаха (САС). Он передавал хадисы со слов Аиши, Анаса ибн Малика, Зайда ибн Сабита, аль-Хасана ибн Али, Абу Хурайры, Абдаллаха ибн Аббаса, Джунда¬ба ибн Абдаллаха, Самуры ибн Джундаба, Имрана ибн Хусайна, Хузайфы ибн ал-Йамана, Абу Са‘ида ал-Худри, Абу ад-Дарды (да будет доволен Аллах ими всеми).

Мухаммад ибн Сирин (РА) также известен как зна¬ток мусульманского права и тафсира. Он был ком¬ментатором Корана второго поколения и обучался тонкостям этой науки у самого Абдаллаха ибн Аббаса (РА). Также одним из известных его трудов является «Толкование снов в свете Корана и Сунны».

Позже семья выдающегося мальчика переехала в Басру. В то время Басра был совсем новым, недав¬но основанным городом. Мусульмане принялись за его строительство во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба (РА). Город был военной базой для му¬сульманских войск, отправлявшихся в походы на пути Аллаха, а также центром обучения и наставления для жителей Ирака и Персии, принимавших Ислам.

Начав свою новую жизнь в Басре, Мухаммад ибн Сирин разделил своё время на две части. Одну часть он посвящал знанию и поклонению (отправлялся в мечеть Басры, где учил других и учился сам), а вторую – добыванию хлеба насущного и торговле.

Мухаммад ибн Сирин был невысокого роста и плотного телосложения. Он был известен своим аскетизмом и набожностью. Абу Бакр ибн Абдаллах ал-Музани (РА) сказал: «Кто хочет посмотреть на самого набожного человека этого времени, пусть по¬смотрит на Мухаммада ибн Сирина. Клянусь Аллахом, мы не встретили никого набожнее его». Суфйан ибн ‘Уйайна (РА) сказал: «В Куфе и Басре не было такого набожного человека, как Мухаммад ибн Сирин».

Ибн Сирин отличался мягким нравом и любил кра¬сиво пошутить. По ночам он много плакал, а днем всем улыбался. Он много молился и постился через день. Рассказывают, что он никогда не повышал голоса в присутствии своей матери и разговаривал с ней шепотом. Зарабатывая на жизнь торговлей, он всегда рассказывал покупателям о недостатках сво¬его товара. У него было 30 сыновей и 11 дочерей, но все, кроме его сына Абдаллаха, скончались до него. Как-то он сказал о самом себе: «Ни в религиозных, ни в мирских вопросах никому я не завидовал. Это одна из самых больших милостей, оказанных мне Всевышним Аллахом».

О щедрости ибн Сирина ходили легенды. Он регу¬лярно помогал беднякам и выплачивал за них долги. Перед его домом всегда был привязан мул, которого каждый мог одолжить, не спросив разрешения у хозя¬ина. Он любил принимать гостей у себя дома и лично прислуживал каждому, кто навещал его.

Увидев его на рынке, люди, доселе погружённые в свои мысли и беспечные, будто просыпались. Они вспоминали о Всевышнем Аллахе и начинали повто¬рять: «Нет божества, кроме Аллаха» и «Аллаху Акбар».

Жизнь ибн Сирина была благим примером для других. Когда ему приходилось делать выбор в своей торговле, он непременно выбирал то, что было на¬дёжнее с точки зрения религии, даже если это было в ущерб ему.

Глубина понимания религии и правильный взгляд на неё, порой подталкивали ибн Сирина к поступкам, которые люди находили странными. Как-то раз один человек солгал, заявив, что ибн Сирин должен ему два дирхема. Ибн Сирин отказался давать ему эти деньги.

Мужчина спросил:

- И ты поклянёшься?

Он был уверен, что ибн Сирин не станет клясться ради двух дирхемов. Но ибн Сирин сказал:

-Да, ответил ученый, и поклялся. Люди удивились:

- О, Абу Бакр! Неужели ты клянёшься ради двух дирхемов?! Ты, отказавшийся от сорока тысяч из-за сомнений, которые возникли у тебя и которых не возникло бы ни у кого другого?

Он ответил:

- Да, я клянусь, ибо поистине, не желаю кормить его запретным, ведь я знаю, что это запретное.

Собрание ибн Сирина было собранием блага, бла¬гочестия и наставлений. И если в его присутствии упоминали о дурном деянии какого-нибудь чело¬века, ибн Сирин спешил рассказать самое лучшее из того, что ему было известно об этом человеке. Более того, однажды он услышал, как кто-то ругает аль-Хаджаджа после его кончины, и, повернувшись к ругавшему, сказал:

- Тише, о, сын брата моего, поистине, аль-Хаджадж отправился к Господу своему. И поисти¬не, когда ты прибудешь к Всевышнему Аллаху, ты обнаружишь, что самый незначительный из грехов, которые ты совершил в этом мире, покажется тебе страшнее самого тяжкого греха аль-Хаджаджа. Каждый из вас в этот День будет занят собой. И знай, о, сын брата моего, что Всевышний Аллах предоставит возможность тем, кого притеснил аль-Хаджадж, свести с ним счёты, но Он также предоставит аль-Хаджаджу возможность свести счёты с тем, кто несправедливо поступил с ним. И с этого дня не занимай себя поношением кого бы то ни было.

А если к нему приходил попрощаться человек, от¬правлявшийся в торговое путешествие, ибн Сирин говорил ему:

- О, сын брата моего, бойся Всевышнего Аллаха и добивайся предопределённого тебе дозволенным путём. И знай, что если ты будешь добиваться этого недозволенным путём, то тебе всё равно не обрести больше предопределённого тебе.

Известны истории, героями которых были ибн Си¬рин и правители из династии Омейядов. Ибн Сирин говорил им правду в лицо, чистосердечно относясь к Аллаху, Его Посланнику (САС) и предводителям мусульман.

Однажды Умар ибн Хубайра, который был прибли¬жённым Омейядов и занимал должность наместни¬ка двух Ираков (то есть Басры и Куфы), пригласил его к себе и он отправился к нему вместе со своим племянником.

Когда ибн Сирин прибыл к нему, наместник встре¬тил его радушно, почтил его и усадил на почётное место. Он задал ему много вопросов, касающихся религии и мира этого, а потом спросил:

- Как обстояли дела в твоей области в тот день, когда ты покидал её?

Ибн Сирин ответил:

- Когда я уезжал, жители страдали от несправед¬ливости и притеснения. А тебе нет до них дела...

Племянник толкнул его плечом. Ибн Сирин по¬вернулся к нему и сказал:

- Не тебя спрашивают о них, а меня. И поистине, это свидетельство:

«Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено гре¬хом» (2:283).

Когда встреча закончилась, наместник проводил ибн Сирина с таким же уважением и почтением, с какими встретил его, и послал ему вдогонку мешок с тремя тысячами динаров.

Ибн Сирин отказался брать деньги. Его племянник спросил его:

- Что мешает тебе принять подарок правителя?

Ибн Сирин ответил:

- Поистине, он дал мне это потому, что у него сложилось хорошее мнение обо мне. И если я, дей¬ствительно, из числа благих людей, как он подумал, то ни пристало мне принимать такой подарок. А если я не таков, как он обо мне подумал, то я тем более не имею права принять этот подарок.

Всевышний Аллах пожелал испытать искренность и терпение Мухаммада ибн Сирина. Однажды он попал в тюрьму из-за того, что не смог расплатить¬ся за купленный товар. Ибн Сирин купил масло, но затем увидел в одном из бурдюков мышь. Тогда он вылил все масло, считая, что эта мышь находилась в маслобойне. Он пробыл там достаточно долго.

Умирая, Анас ибн Малик (РА) завещал, чтобы его тело омывал ибн Сирин. Он же должен был совер¬шить погребальную молитву. А в то время он всё ещё находился в тюрьме.

Когда Анас скончался, люди пришли к наместнику и сообщили ему о завещании сподвижника и слуги Посланника Аллаха (САС). Они попросили его выпу¬стить ибн Сирина на время, чтобы он мог исполнить завещание. Он дал им своё разрешение.

Но, ибн Сирин сказал:

- Я не выйду, пока вы не спросите разрешения у того, кому я задолжал, потому что я задержан из-за права, которое он имеет в отношении меня...

Тот человек тоже дал своё разрешение.

Тогда ибн Сирин вышел из тюрьмы, омыл тело Анаса, завернул его в саван и совершил погре¬бальную молитву. А потом он сразу же вернулся в тюрьму, не навестив даже свою семью.

Мухаммад ибн Сирин дожил до семидесяти семи лет. Сообщается, что после кончины другого ве¬ликого ученого-табиина Хасана аль-Басри (РА), он прожил еще несколько месяцев и похоронен рядом с ним.

Когда смерть пришла к нему, она обнаружила, что мирских благ у него почти не было, зато был огромный запас дел, которые он совершал для жизни после смерти. Да смилуется Всевышний над Мухаммадом ибн Сирином!

«Я встретился с ибн Сирином в Васите. Я никогда не встречал более осторожно¬го в издании фетв и более смелого в тол¬ковании сновидений, чем он. Когда ему задавали вопрос на счет дозволенного и запретного (халяль и харам), цвет его лица менялся». (Ибн Шубрума)

Подготовил материал Расул РАХАЕВ

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"