الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

Справедливый судья




















В Исламе запрещено кому-либо вмешиваться и влиять на решение суда. Это побуждало, в первую очередь правителей, к справедливости. Праведные халифы и их последователи всячески оберегали систему правосудия, уважали судей, принимали любой их вердикт, даже если он был против них. Ислам не просто запрещает государственным лидерам вмешиваться и влиять на приговор суда, он предоставляет гарантии, чтобы суд оставался сильным и независимым.

История знает немало примеров, когда четыре Праведных Халифа и последующие исламские лидеры были замешаны в судебных тяжбах, и судьи, которых они сами же назначали, выносили приговор против них. Случалось, халиф понимая, что решение будет не в его пользу, все же настаивал на завершении судебного дела, желая преподнести пример последователям или испытать беспристрастность судей в сложных ситуациях, когда оппонентом правителя выступал немусульманин.

Не только правители, но и сами судьи прекрасно осознавали возложенную на них ответственность. Они не увиливали от правды, принц перед ними или бедняк, не имело никакой разницы.

В рамках данной статьи отражаются некоторые эпизоды из жизни одного из судей раннего Ислама. Звали этого уважаемого человека Шурайх ибн аль-Харис (РА). Официальным судьей он был назначен во время правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба (РА), но до этого к нему периодически обращались местные жители для разбора житейских споров. А случилось это после одного инцидента, связанного с самим халифом.

Однажды повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (РА) купил у одного бедуина коня. Но не успел он проехать небольшое расстояние, как обнаружилось какое-то повреждение, которое помешало коню продолжать бег. Умар повёл коня обратно, чтобы вернуть прежнему хозяину. Тот отказался, мол, конь был здоровым. Тогда Умар предложил ему выбрать человека, который их рассудит. На что бедуин ответил: «Пусть нас рассудит Шурайх ибн аль-Харис аль-Кинди».

Повелитель верующих Умар ибн аль-Хаттаб и владелец ко¬ня обратились на суд к Шурайху. Выслушав бедуина, Шурайх спросил у халифа: «Ты забрал коня здоровым, о повелитель верующих?» Умар ответил утвердительно. На что Шурайх произнес: «Оставь у себя то, что ты купил, о повелитель верующих, либо верни его продавцу таким, каким ты взял его у него». Умар посмотрел на Шурайха с удивлением и сказал: «А разве вершится суд иначе? Слово истины и справедливое решение... Поезжай в Куфу, я назначаю тебя судьёй».

Так Шурайх стал заниматься судопроизводством на долгие годы.

Достойные и деятельные люди ценили Шурайха за его острый ум, уникальную проницательность и сообразительность, благонравие и глубокое знание жизни.

Шурайх был родом из Йемена, из племени Кинда. Немалая часть его жизни пришлась на времена невежества. Когда Аравийский полуостров озарился светом истинного пути и лучи Ислама достигли Йемена, Шурайх одним из первых уверовал в Аллаха и Его Посланника (САС) и внял призыву к прямому пути и истине.

Люди, которым были хорошо известны его достоинства, благонравие и прекрасные особенности его натуры, искренне желали, чтобы Шурайх приехал в Медину пораньше и успел встретиться с Посланником Аллаха (САС) прежде, чем тот покинул этот мир, дабы он успел перенять от него чистое знание непосредственно. Случись это, он удостоился бы чести называться сподвижником Посланника Аллаха (САС) после того, как обрёл великое благо веры. Однако, произошло то, что было предопределено...

Пожалуй один из самых удивительных случаев в истории судопроизводства Шурайха связана с четвертым праведным халифом Али ибн Абу Талибом (РА). Однажды Али потерял кольчугу, которая была очень дорога ему. Очень скоро он увидел, как один зиммий (христианин или иудей, проживающий в Халифате) продаёт эту кольчугу на рынке Куфы. Узнав её, Али сказал:

- Это моя кольчуга. Она упала с моего верблюда в такую-то ночь в таком-то месте.

Зиммий возразил:

- Нет. Это моя кольчуга, и она в моих руках, о повелитель верующих.

Али не согласился с ним. Тогда зиммий предложил:

- Пусть нас рассудит судья мусульман.

Али сказал:

- Что ж, это справедливо. Пойдём же к нему.

И они отправились к судье Шурайху. Когда они сели перед ним, Шурайх спросил у Али ибн Абу Талиба его точку зрения. Али сказал:

- Я обнаружил свою кольчугу у этого человека. Она упала с моего верблюда в такую-то ночь в таком-то месте, и я не продавал её ему и не дарил.

Шурайх также обратился к зиммию и получил ответ:

- Это моя кольчуга и она в моих руках, и я не обвиняю повелителя верующих во лжи.

Шурайх повернулся к Али и сказал:

- У меня нет сомнений в том, что ты говоришь правду, о повелитель верующих, и что эта кольчуга действительно твоя, но требуются два свидетеля, способные подтвердить это.

Али ответил:

- Мой слуга Канбар и мой сын аль-Хасан могут засвидетельствовать.

Шурайх возразил:

- Но свидетельство сына в пользу отца не принимается.

Али воскликнул:

- Пречист Аллах! Человек из числа обитателей Рая, и его свидетельство не принимается! Разве ты не слышал, что Посланник Аллаха (САС) сказал:

«Аль-Хасан и аль-Хусейн - предводители юношей обитателей Рая»?

Шурайх:

- Да, мне это известно. Тем не менее, я не могу разрешить сыну свидетельствовать в пользу отца.

Тогда Али повернулся к зиммию и сказал:

- Забирай кольчугу, ибо у меня нет иных свидетелей.

Зиммий воскликнул:

- Но я свидетельствую, что это — кольчуга повелителя верующих!

И он добавил:

- О Аллах! Повелитель верующих сидит вместе со мной перед судьёй, и судья выносит решение в мою пользу! Я свидетельствую, что религия, которая повелевает это - Истина. И я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад - Его раб и Посланник! Да будет тебе известно, судья, что это кольчуга повелителя верующих, и что я шёл за войском, когда оно двигалось к Сыффину, и она упала с его тёмно-серого верблюда, и я взял её.

Али сказал:

- Коль уж ты принял Ислам, то я дарю её тебе. И дарю тебе вместе с ней этого коня.

А вот ещё одна интересная история из жизни судьи Шурайха. Как-то раз его сын сказал ему:

- О, отец! Поистине, я веду тяжбу с некими людьми. Ознакомься же с нашим делом. Если правда на моей стороне, то я подам судебный иск против них. А если правы они, то я договорюсь с ними и отдам им то, что причитается им.

И он рассказал отцу всю историю от начала до конца. Шурайх сказал: «Иди и подавай иск против них».

Когда все они предстали перед судом, Шурайх вынес решение не в пользу сына.

По возвращению домой сын обиженно произнес: «Ты опозорил меня, отец... Клянусь Аллахом, если бы я не посоветовался с тобой прежде, я бы не упрекал тебя сейчас». Но Шурайх объяснил свое решение: «Сынок, клянусь Аллахом, ты дороже для меня целой земли таких, как они, но Всевышний Аллах дороже для меня, чем ты. Я побоялся, что если сразу сообщу тебе о том, что правда на их стороне, и ты договоришься с ними, не обращаясь в суд, то они могут недополучить что-то из того, на что имеют право. Поэтому я и сказал тебе то, что сказал».

Иногда некоторые свидетели вызывали у судьи Шурайха подозрение, но при этом он не видел способа отвергнуть их свидетельство, потому что не было оснований назвать их ненадёжными. И он, стремясь к справедливости, говорил им, прежде чем они засвидетельствуют:

«Послушайте меня, и да наставит вас Аллах на истинный путь. В действительности это вы выносите решение против этого человека. Посредством вас я оберегаю себя от Огня. А вы ещё больше нуждаетесь в том, чтобы защитить себя от Ада. Поистине, сейчас у вас есть право отказаться свидетельствовать и просто уйти».

Если же они настаивали на том, чтобы засвидетельствовать, Шурайх поворачивался к тому, против кого они собирались это делать, и говорил ему: «Знай, что я выношу решение на основании их свидетельства и при этом я считаю, что с тобой поступили несправедливо, но я не могу выносить решения на основе предположения, я выношу решение на основании свидетельства свидетелей. И поистине, моё решение не делает дозволенным для тебя ничего из того, что запретил Всевышний Аллах».

У Шурайха был девиз, который он всегда повторял, занимаясь судопроизводством: «Завтра притеснитель узнает, кто остался в убытке. Поистине, притеснителя ожидает наказание. И поистине, притеснённого ожидает справедливость. И поистине, я клянусь Аллахом, что тот, кто отказался от чего-то ради Всевышнего Аллаха, не станет жалеть об этом».

Шурайх чистосердечно относился не только к Аллаху, Его Посланнику и Его Книге, но и к простым и влиятельным людям.

Один из них рассказывает такую историю:

- Однажды Шурайх услышал, как я жаловался другу на то, что мне пришлось претерпеть. Он взял меня за руку, заставив меня наклониться, и сказал: «Сынок, остерегайся жаловаться кому-то, кроме Всевышнего Аллаха. Поистине, тот, кому ты жалуешься, либо друг, либо враг. Если он друг, то ты только опечалишь его, а если он враг, то ты дашь ему повод позлорадствовать». Затем он сказал: «Посмотри на этот мой глаз». С этими словами он указал на свой глаз и продолжил: «Я не вижу им ни людей, ни дорогу вот уже пятнадцать лет, но я никому не рассказывал об этом до настоящего момента. Разве не слышал ты слова праведного раба:

«Поистине, я жалуюсь на горечь мою и печаль мою только Аллаху» (12:86).

Когда у тебя случается беда, жалуйся Всевышнему Аллаху и ищи утешения у Него, ибо поистине, он Самый достойный объект наших просьб и Самый близкий из тех, к кому взывают...»

Также Шурайх был прекрасным семьянином. Передается история как он однажды повстречал Аш - Шааби, тот спросил о его семье, на что Шурайх ответил: «Вот уже двадцать лет я не видел от своей жены чего - либо, что вызвало бы мой гнев». Аш-Шааби спросил: «Как это?» На что Шурайх ответил: «В первый же вечер я увидел в ней редкую красоту и очарование, и сказал себе: «Нужно взять омовение и прочитать два ракаата намаза в благодарность Аллаху». А когда я закончил свой намаз, то увидел супругу, которая молилась за мной и закончила свою молитву вместе со мной. Когда друзья ушли, и дом опустел, я подошел к ней и протянул ей свою руку, а она сказала: «Погоди, Абу Умайя, не торопись». И продолжила: «Хвала Аллаху, Которого я восхваляю и прошу о помощи, и призываю благословения Аллаха на Мухаммада и его семью. Я чужая тебе женщина, твой нрав мне неизвестен, поясни же мне, что тебе нравится, и я предоставлю тебе это, и что тебе не нравится, и я оставлю это. В твоем роду были женщины, на которых ты мог бы жениться, и в моем роду были подходящие для меня мужчины, однако решение Аллаха исполняется, ты овладел мной, так поступай же так, как Аллах приказал тебе - удержать по-хорошему или отпустить по-доброму. Я говорю это и прошу у Аллаха для себя и для тебя». Далее Шурайх продолжил: «Таким образом, клянусь Аллахом, Аш - Шааби, она вынудила меня произнести речь, и я сказал: «Хвала Аллаху, Которого я восхваляю и прошу о помощи, а также призываю благословения Аллаха и Его приветствие на Мухаммада(САС) и его семью. Если ты будешь следовать тому, что сейчас сказала, это будет твоим уделом, а если не последуешь этому, то сказанные тобою слова будут доводом против тебя. Я люблю то-то и то-то, не люблю то-то и то-то, и если увидишь что-то хорошее, то разглашай это, а если увидишь что-то плохое, то скрой это». «...И она прожила со мной двадцать лет, и я не порицал ее ни за что, кроме одного раза, когда я сам был не прав».

Шурайх был судьёй для мусульман около 60 лет подряд. Он занимал пост судьи не только при Умаре, но и при Усмане, Али и Муавии (да будет доволен Аллах ими всеми). И он продолжил занимать этот пост и в период правления династии Омейядов. И только с появлением аль-Хаджаджа он попросил отправить его в отставку.

Шурайх дожил до 107 лет. При этом жизнь его была полна достойных деяний и поступков, которыми он по праву мог гордиться.

Шурайх обогатил историю судопроизводства своими судебными решениями и уникальными примерами подчинения влиятельных и простых мусульман закону Аллаха, представителем которого был Шурайх.

Мы просим Всевышнего Аллаха одарить судью Шурайха своей безграничной милостью.

Однажды какой-то человек попросил сына Шурайха поручиться за него, а сам сбежал, чтобы не отвечать перед судом за свои действия. И Шурайх посадил сына в тюрьму вместо этого человека, и сам лично приносил ему еду в тюрьму каждый день.

Материал подготовил

Расул РАХАЕВ

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"