الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

РОЛЬ УКБЫ ИБН НАФИ И АМРА ИБН АСА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ВЛИЯНИЮ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ




















Город Кайруан в Тунисе – один из древних и важных исламских городов.?

Это первый исламский город в арабском Магрибе. После Куфы и Басры в Ираке и Фустата в Египте, он оказался четвёртым по счёту среди городов, укреплённых мусульманами. Его постройка ознаменовала начало новой эры в истории древней цивилизации арабского Магриба. Первые дома здесь были возведены арабским правителем, мусульманином, Укбой ибн Нафи‘ом в 50 году хиджры. Он построил город Кайруан, и в нём – мечеть, первую мечеть в тех странах.?

Укба выбрал место для строительства города на расстоянии ходьбы одного дня от морского побережья для того, чтобы обезопасить свою армию от нападения римлян со стороны берегов Северной Африки. Примерно такое же расстояние отделяет город от гор, за которыми обитали племена, противодействовавшие распространению Ислама.?

Кайруан стал исходным пунктом для завоеваний Укбы в странах Магриба, как Алжир, Тунис и Марокко. На протяжении пяти веков он оставался столицей этих государств и культурным центром Ислама в регионе. Он хотел положить начало такому городу, который станет убежищем для мусульман в этих странах, освещением для наставления на прямой путь и призыва, а также форпостом для исламской армии.

Укба (РА) прибыл в долину, где водилось множество хищных диких животных, и обратился к её обитателям: «О, жители долины, освободите дорогу, поистине, мы сподвижники Посланника Аллаха (САС)». Услышав его слова, каждое дикое животное брало с собой своих детёнышей и отходило.

Центром этого города является соборная мечеть Укбы ибн Нафи‘а, которая являлась местопребыванием этого великого сподвижника. Он стремился распространять здесь язык священного Корана и исламской культуры. А из Кайруана мусульманский призыв и присоединение новых стран распространились к западу вдоль средиземноморского побережья, до его крайней точки и продолжились в Испании.

Эти события связаны с присоединением Египта и с его поддержкой.

Оно началось после успешной операции армии Амра ибн Аса (РА), заключавшейся в штурме и взятии крепости Бабульюн, крупнейшей и самой важной римской крепости на территории Египта. После этого его войска направились в Александрию, столицу оккупированного римлянами Египта, а оттуда - на север Африки. Расстояние между Каиром и Александрией составляет 252 км. Сейчас на автомобиле его можно преодолеть менее чем за три часа, а на поезде - даже за два. Но Амр ибн Ас (РА) в своё время проделал этот путь в течение 22-х дней.

В составе войска, которое Амр ибн Ас (РА) вёл в Александрию, было несколько выдающихся полководцев. Он им верил, и уверенно полагался на них, зная, что от них будет польза. Ещё по дороге в Александрию произошло несколько столкновений с отдельными римскими подразделениями, закончившиеся победой мусульман. На подступах к Александрии у сёл Салтис и Кирюн располагался большой римский гарнизон, во главе со знаменитым римским полководцем Теодором.

Теодор вышел из Александрии специально для того, чтобы преградить путь армии Амра ибн Аса (РА). Битва здесь продолжалась почти 11 дней и закончилась на окраине Александрии, практически в самом городе, в начале июня. Этот поход занял и весь месяц май, то есть промежуток времени между египетскими зимой и летом.

Добравшись до окрестностей Александрии, армия под командованием Амра ибн Аса установила блокаду, продлившуюся долгих 14 месяцев. За это время произошло множество столкновений с римскими силами, расположенными как внутри города, так и вокруг него. Римляне понимали, что, покинув Александрию, они отдадут под полный контроль мусульман весь Египет и всю южную часть средиземноморского побережья.

В самом сердце Александрии есть район под названием Махатату Рам (лагерь Рима). Именно этот город был столицей Египта в то время, когда армия Амра ибн Аса (РА), состоявшая из 12 000 воинов, прибыла сюда в начале июня. А численность римского гарнизона, располагавшегося в Александрии, равнялась 50 000 воинов. К тому же, римляне обладали преимуществом, которого не было у Амра ибн Аса (РА): они имели выход к морю и возможность морским путём получать помощь из метрополии. В то время Александрия была торговым и экономическим центром мирового значения. И вторым по значимости политическим центром в западной римской империи после Константинополя, переименованного впоследствии в Стамбул.

И всё же слишком долгая блокада вызывала недовольство Умара ибн аль-Хаттаба (РА). Он отправил Амру письмо, побуждая его к скорейшему взятию Александрии, пока его воины не ослабли.

По данным из достоверных источников армия Амра ибн Аса понесла в этом бою большие потери. И если бы не помощь самих египтян, он не смог бы так просто взять Александрию. В действительности, ему удалось завоевать город и заключить договор. Говорят, почти все египетские города были присоединены мирным путём, а Александрию взяли, применив силу и победив в бою.

В период завоеваний и присоединения новых земель с халифом Умаром ибн аль-Хаттабом (РА) происходили удивительные и важные вещи. Он сам находился в городе, а его разум и сердце были с армиями, отправившимися на завоевания. Он будто находился с ними в этих сражениях.

Получая внушение (ильхам) от Аллаха, он даже подсказывал полководцам, что и как им делать, хотя сам находился в Медине, а те – далеко, в бою. Так, однажды он, читая проповедь в Медине, закричал, обращаясь к воинам одного полка, желавшим обойти гору и напасть на врага: «Поднимайтесь на гору!», ибо увидел, что иначе враги сами наступят на них. И, по воле Аллаха, они услышали его, поступили согласно его совету и победили.

И во время завоевания Египта он также и сердцем, и разумом был вместе с войском и в своих письмах к Амру ибн Асу (РА) по поводу завоевания Александрии давал такие советы, будто находился рядом с ними.

Вот таким образом закончилось пребывание римлян в Александрии. Важную роль во взятии под контроль мусульман этого города и остальных областей Египта сыграли участие и поддержка со стороны местных жителей. По подтверждённым данным, Амр ибн Ас (РА) не обладал достаточной информацией об Александрии. И те люди, которые представили ему подробный план города и укреплений, были египтянами. Их называют аль-Акбатами.

Этих людей обвиняли в том, что они сдали арабам-мусульманам, Александрию и весь Египет. Католическая церковь долгое время, может быть, даже и по сей день, обвиняет египетскую церковь в том, что она, сдав Александрию и Египет мусульманам, предала Христа. Некоторые историки, как, например, Иоханна Йакусий, обвиняли Мукавкиса (правитель Египта), оказавшего помощь Амру и называли его лицемером и предателем.?

На самом деле, Мукавкис был проницательным человеком, который сразу мог оценить силу войска и его возможности. Византийский император Ираклий к тому времени был уже мёртв. Хотя некоторые историки того времени и утверждали, что он находился тогда в Александрии, но анализ событий показывает, что Ираклий всё же погиб раньше. Римская империя разрушалась, и армия её слабела. У мусульманских же воинов, в отличие от других, была лишь одна цель – распространять Ислам и принять мученическую смерть на пути Аллаха – и ничто другое их не интересовало.

Амр ибн Ас (РА) оставил в Александрии гарнизон из своих солдат и приложил все силы, чтобы завоевать оставшиеся на территории Египта римские крепости. Тем самым он завершил присоединение прибрежных городов, взял под свой контроль все регионы Тальта и отправил одну часть войска в Верхний Египет, а другую – в Фай.?

Историки обращают внимание на то, что согласно решению, принятому совместно Мукавкисом и Амром ибн Асом, жители Египта отдавали Амру ежегодный налог, так как Умар ибн Хаттаб (РА) назначил его правителем этой страны. Он обеспечил государству безопасность, устроил в нём гарнизоны, издал справедливые законы и дал жителям возможность обрабатывать землю, вести свои дела и исповедовать свои религии так, как они это делали раньше. В последующем египтяне начали активно принимать Ислам и следовать ему. А что касается Верхнего Египта, то до него тогда войска вообще не добрались. Это случилось позже, когда Амр двигался на запад, в сторону Барка и Триполи.

У этого человека, ставшего правителем Египта, были две отличительные черты, о которых свидетельствовали многие сподвижники Пророка (САС).?

Первая – это его проницательность.

А вторая – красивый характер, высокая нравственность.

Этот человек был праведным, богобоязненным, отдалённым от всего сомнительного, и, вместе с тем, обладал благоразумием и сметливостью.?

Завоевание Египта значительно расширило западные границы халифата. Но обеспечить их безопасность можно было, лишь полностью покончив с римским господством в регионе. Для этого мусульмане заключали союзнические договоры с племенами, обитавшими между Средиземным морем и «Большой пустыней» - Сахарой.?

В сражениях, имевших место в то время, проявился талант арабского полководца, мусульманина Укбы ибн Нафи‘а. Его считают одним из так называемых младших сподвижников. Он родился за 7 лет до Хиджры. Отец же его принял Ислам значительно раньше, поэтому он вырос в чистом исламском окружении. Укба ибн Нафи родился во время Пророка (САС). И отец его был из сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и принимал вместе с ним участие во многих сражениях. От него Укба получил ценнейшие знания об этих битвах, о различных ситуациях и положениях, в которых оказывались мусульмане, о том, как они находили выход из них. Отец рассказывал ему о ходе сражений и о том, что произвело на него наибольшее впечатление. Эти важные назидания, полученные в наследство, придали ему дополнительной смелости и помогли стать известным храбрецом.

Укба и Амр ибн Ас являются друг другу родственниками по материнской линии. Говорят даже, что они двоюродные братья. Родом Укба из Бану Амир ибн Фихля. Это, несомненно, коренные курайшиты аз-Завахир. Ведь известно, что курайшиты делятся на два группы: курайшиты аз-Завахир (те, кто жили в окрестностях Мекки) и курайшиты Битаха (те, кто жили в самой Мекке). А он происходил из курайшитов аз-Завахир.

Укба вместе с отцом находился в составе армии, во главе с Амром ибн Асом, направлявшейся на завоевание Египта, и блестяще проявил себя в боях с римлянами. Потом Амр заметил в нём способности полководца и возложил на него важные и ответственные обязанности.

Амр ибн Ас (РА) поставил своего двоюродного брата, которому тогда ещё не исполнилось и 20 лет, на одну из важных позиций на передовой, то есть поместил его в самое сердце джихада, возложил на него ответственность в столь раннем возрасте.

Потом Амр ибн Ас отправил его во главе небольшой армии для завоевания Фазана в Сахаре. И в этом бою он показав свою неустрашимость, достигнул поставленной цели.

Потом Укба перешёл к Буркату в Ливию.

Укба находился в городе под названием Барк, откуда он послал письмо Му‘авии, описав своё положение в Африке. Взвесив всё, Му‘авия отправил к нему на помощь 10 000 воинов, дабы обеспечить безопасность ему и тем манёврам, который он намеревался совершить со своим войском…

Укба во главе армии двинулся дальше, пока не достиг территории Туниса, где и основал его столицу – Кайруан.

…Он построил там мечеть и город Кайруан, который стал источником в распространении света Ислама в Африке. А также устроил армейский гарнизон, куда войско могло возвращаться из походов.

Во время правления Му‘авии Укба был назначен правителем Туниса. И в этом качестве продолжал присоединять страны арабского Магриба. Он вёл джихад вокруг оси Северной Африки. Историки упоминают о том, что он смог оживить Ислам в областях, протянувшихся более чем на 8000 км.

За время своего правления Укба смог овладеть территорией от западных границ Египта до Туниса и контролировать её. С помощью небольших военных операций, используя тактику внезапных атак на вражеские гарнизоны, он проникал вглубь пустыни. В конечном итоге ему удалось полностью очистить Северную Африку от римлян и покорить племена, ранее им подчинявшиеся.

Отсюда вышли многочисленные войска, направлявшиеся в Алжир, Марокко и далее, чтобы через «Джабаль ат-Тарек» (Гибралтар) выйти в Европу. Продвигаясь на запад, Укба достиг прибрежных алжирских городов, затем добрался до города Танджа (в Марокко) и оттуда направился к берегам атлантического океана. Когда Укба Бен Нафи достиг со своими всадниками атлантического океана, то, стоя на берегу, поклялся: «Если бы я был уверен, что за этим морем есть люди, то переплыл бы его, чтобы призвать их к Аллаху!»

В то время атлантический океан всему западному миру представлялся адской обителью, населённой демонами и дьяволами. Возвращаясь в столицу, Кайруан, он проходил мимо Танджа. Будучи убеждённым, что римское владычество в регионе окончательно сокрушено и власть мусульман распространилась повсеместно, он отправил основную часть войска вперёд, а сам остался в городе с 300 воинами.

Здесь на него и напал вооружённый римский отряд. Произошла ожесточённая стычка, в которой Укба был убит. Это произошло в 63 году по хиджре.

Укба ибн Нафи (да будет доволен им Аллах) погиб и был похоронен в этом городе, где он столько сделал для распространения Ислама. Арабский полководец, мусульманин, Укба ибн Нафи (РА), одержал в своей жизни блестящие военные победы и оставил яркий след в душах жителей арабского Магриба.

Источник: Ислам.ру

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"