الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ




















УМАР ИБН АЛЬ-ХАТТАБ

« О, Ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, когда бы ни встретил тебя Шайтан, идущим по одному из ущелий, он пойдет по другому ущелью»?

(Бухари,Муслим).

Есть в истории человечества личности, имена которых оставляют неизгладимый след в мировой истории. Их слова передаются из поколения в поколение, становясь афоризмами, их дела и поступки поражают современников, их жизненный путь является примером для потомков.

Безусловно, именно такой личностью был второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб. Он не был из тех, кто первым принял Ислам, он долгое время противился призыву Посланника Аллаха (САС), даже намеревался убить его.

Однако именно Умар (РА) удостоился чести быть правителем правоверных после кончины Абу Бакра Сиддика (РА). Он входит в число тех десяти, которым был обещан Рай еще при жизни. Именно его имя и поныне будоражит сердца мусульман, именно его именем называют своих детей миллионы правоверных, в надежде, что их чадо вместе с именем вберет в себя хоть толику от храбрости, мужественности, справедливости этого незаурядного человека. Человека с большой буквы, человека, который никогда не различал людей по степени их знатности или же богатства, но только по богобоязненности. Человека, который приняв Ислам, даже под угрозой смерти, не стал скрывать этого от курайшитов, а напротив, заявил об этом во всеуслышание и убедил Мухаммада (САС) совершать намаз не прячась, у всех на виду. Сообщается, что Абдуллах бин Мас‘уд сказал: «После того как Ислам принял Умар, мы постоянно набирали силу». Он также сказал: «Прежде мы не могли молиться у Каабы, пока Ислам не принял Умар бин аль-Хаттаб (РА), а после того он сражался с многобожниками, пока те не оставили нас в покое». Он также сказал: «Принятие им Ислама явилось для нас поддержкой».

Умар славился своей проницательностью. Посланник Аллаха (САС) говорил:

«Если бы после меня был пророк, то это был бы ‘Умар».

Не раз в подтверждение слов и мнений Умара Всевышним ниспосылались аяты Корана. Так, были ниспосланы аяты относительно его мнения о пленных, взятых при Бадре, а также в связи с молитвой за стоянкой Ибрахима (макам Ибрахим) возле Каабы, о запрете опьяняющих напитков, о ношении хиджаба и по поводу других важных вопросов. Этот факт также подтверждает и то, что Аллах вложил истину в уста и сердце Умара.

Его жизнь не была спокойной и безоблачной. Несмотря на благородное происхождение, он не обладал богатством. С детства Умар был приучен к труду, пас верблюдов своего отца и собирал хворост. Став взрослым Умар занялся торговлей.

Он очень долго сопротивлялся призыву Пророка Мухаммада (САС), однако стоило ему услышать славный Коран, как его сердце затрепетало, его острый ум моментально определил, что эти слова не могут быть написаны человеком. И тогда сбылась мольба Пророка Мухаммада (САС), которую он вознес Всемогущему незадолго до этого:

«О, Аллах, укрепи Ислам тем из двоих, кого Ты больше любишь: Умаром ибн аль Хаттабом или Абу Джахлем ибн Хашимом!»

Приняв Ислам, Умар стал одним из самых верных сподвижников Посланника Аллаха (САС). Его многие побаивались, считая суровым и жестким человеком, однако суровость его была направлена, в первую очередь, на него самого, а жесткость он проявлял только к тем, кто попирал законы Аллаха.

Умар отличался бесстрашием и смелостью. Он принимал участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре и других сражениях. В сражениях против многобожников он показал невиданные образцы самоотверженности и героизма, заслуженно став одним из лидеров мусульманского государства.

Он неукоснительно следовал заветам Посланника Аллаха, соревновался с Абу Бакром правдивейшим в совершении благих дел, презирал лицемеров. Он часто плакал страшась гнева Всевышнего, вел скромный образ жизни и не излишествовал ни в еде, ни в одежде.

Он до такой степени был предан Мухаммаду (САС), что когда пришло время и Аллах забрал благословенную душу Посланника (САС), Умар отказывался верить в его смерть. Он заявил, что зарубит мечом любого, кто осмелится сказать о том, что Мухаммад (САС) умер, и только слова Абу Бакра привели его в чувство. И тогда он зарыдал, ощутив всю горечь утраты любимейшего из людей.

Умар был первым, кто присягнул Абу Бакру, как халифу. Это были трудные времена, когда множество мусульман становились вероотступниками, отказывались платить закят и сражались против своих братьев. Именно в эти сложные моменты Умар стал верным помощником и советчиком Халифа, был рядом с ним несмотря на все невзгоды и трудности. Они прекрасно дополняли друг друга, составляя тандем, в котором мягкость одного уравновешивалась твердостью другого.

Почувствовав приближение смерти, Абу Бакр предложил в качестве халифа правоверных своего верного друга Умара. Однако он руководствовался отнюдь не близостью к себе последнего, ибо им были чужды пороки, которые присущи большинству современных правителей. Абу Бакр руководствовался богобоязненностью, справедливостью, честностью Умара. Однако Умар отказался принять это, заявив что никогда не стремился быть правителем. На что Абу Бакр ответил: «О Умар, если бы ты был из тех кто стремится к власти, то я бы не предложил тебе это».

Умару пришлось принять халифство, которое он воспринимал исключительно, как тяжелую ношу, за которую ему придется держать ответ. Как же далеки сегодняшние правители от Умара, воспринимая свое правление, как привилегию и метод обогащения.

С того момента, как он стал халифом, Умар посвятил всего себя правлению.

Незаурядные личные качества Умара, его талант и умелое управление государством привели к великим успехам Арабского Халифата. Победы в битвах при Ярмуке, Кадисии, Нехавенде позволили разгромить таких грозных соперников, как Византия и Персия.

Умар сыграл исключительную роль в деле распространения Ислама. Благодаря его завоеваниям население обширных территорий от Персии до Северной Африки ознакомилось с Исламом и мусульманами. Спустя некоторое время многие из этих народов приняли Ислам

При нем Халифат значительно расширился. Он завоевал страны Шама (территория современной Сирии, Ливана, Иордании, Палестины), Египет, Ирак, Константинополь, Аравийский полуостров, Азербайджан, Балх, Бухару, Самарканд, Персию, Малую Азию (Рум).

Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи — кади, которые на основе Корана (Шариата) разрешали конфликты и споры.

На завоеванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар). В разных частях Халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени).

По предложению Халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путем обмана покупателя».?

Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области Халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже 1 и 2 вв. н. э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море. Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.?

В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие.

В апреле 637 года халиф Умар ввёл новую систему летоисчисления. Новая эра начиналась с года переселения (хиджра) Пророка Мухаммада (САС) из Мекки в Медину.

Несмотря на все достижения он оставался простым человеком, далеким от бахвальства и гордыни. Десятилетнее правление Умара стало временем победоносного шествия Ислама. Одновременно были заложены основы национального и религиозного единства.

В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Фируз, по прозвищу Абу Лула, нанес Умару шесть тяжелых ножевых ранений. Причиной этому была решительная политика Умара в отношении Персии, которая была полностью разгромлена армиями арабского халифата. Когда Умару сказали, что ранения нанёс огнепоклонник Абу Лула, Умар сказал: «Хвала Аллаху, который сделал мою смерть не от рук человека, исповедующего Ислам!». После этого Абдуррахман ибн Ауф быстро закончил утреннюю молитву, а истекающего кровью Умара перенесли в его дом. Умар скончался через три дня, 7 ноября 644 года. Умирая, он назначил совет, который должен был избрать нового халифа. На совете (шура) из шести старейших сподвижников Мухаммада(САС) в составе: Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба, Тальхи ибн Убайдуллы, аз-Зубайра ибн аль-Аввама, Абдуррахмана ибн Ауфа и Саада ибн Абу Ваккаса третьим праведным халифом был избран Усман ибн Аффан (РА).?

Умар, будучи уже халифом, имел обыкновение закрыв одеждой лицо, чтобы не быть узнанным, обходить в одиночку своих подданных, дабы иметь объективное представление о состоянии их дел. В одном из таких обходов, халиф заметил дряхлую старуху и поздоровавшись спросил:

- Как правит Умар?

- Да не воздаст ему Аллах за меня добрым!

- Почему?! - воскликнул пораженный Умар.

- Да потому что, клянусь Аллахом, с тех пор как он стал править, мы не получили от него ни дирхема, ни динара.

- Но откуда знать Умару о твоем состоянии, - удивленно спросил халиф.

- Боже мой! - заворчала старушка, - клянусь Аллахом, я не полагала, что кто-то может править людьми и не знать, что творится с ними на востоке и западе.

При этих словах глаза халифа наполнились слезами и он произнес: «Все умнее тебя и даже старухи, о Умар!» Потом он обратился к ней:

- О раба Аллаха, почем ты продашь мне свою обиду на Умара? Я хочу избавить его от Ада.

- Не издевайся надо мной, да смилуется над тобой Аллах, - запричитала старуха.

- Я и не издеваюсь, - возразил халиф. И он продолжал настойчиво уговаривать ее, пока все таки не купил у нее обиду за двадцать пять золотых динаров. В это время к ним подошли Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд и обратились с приветствием: «Мир тебе, о повелитель правоверных». Старушка ошарашено взглянула на Умара и, схватившись за голову, промолвила: «Какой позор! Неужели я бранила в лицо повелителя верующих?!» Халиф успокоил ее: «Не бойся! Да помилует тебя Аллах!» После этого халиф стал искать кусочек кожи, и не найдя, отрезал кусочек своей одежды, где начертал: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Эту обиду купил Умар у сей женщины в день (такой-то) со времени его правления. В день Воскресенья, когда Умар предстанет пред Всевышним Аллахом, она обязуется не выступать с обвинениями, ибо Умар уже невиновен. Свидетелями выступили: Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд».

Вернувшись домой, Умар вручил составленное письмо своему сыну, и промолвил: «Когда я умру, вложите его в мою руку. С ним я встречу моего Господа...».

Передается, что однажды халиф Умар зашел в мечеть. При виде халифа сидящие встали, выказывая почтение халифу, а в мечети наступила тишина. Разгневанный оказанными ему знаками почитания, халиф немедленно поднялся на минбар и созвал людей. Когда мусульмане собрались, он горячо заговорил: «...Я обратился к своему прошлому и вспомнил, как будучи пастухом, пас овец племени Махзум за пригоршню фиников. А если хотя бы один день я отказывался пасти их, то мой отец гонялся за мной со своей клюкой,приговаривая:«Как я буду кормить твоих теток?»

Абдурахман ибн Ауф обратился к нему: «О правитель верующих, ведь ты унижаешь себя». Умар ответил: «Вы заставили меня сделать это! Захотели посадить в моем сердце дерево гордыни, а я захотел вырвать его с корнем».

Фатима КАЗАКОВА.

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"