الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ




















Медицина в Османском государстве XV-XVI веков

В Османском государстве медицина была одной из наиболее популярных отраслей науки, что обуславливалось нуждами как гражданской, так и военной жизни страны. Османские падишахи и их министры приглашали врачей из других стран и предоставляли все условия для плодотворной работы.

Благодаря усердию мусульманских врачей было построено много больниц (как правило, на средства вакуфного имущества, которым султан не распоряжался непосредственно), что вызвало значительное развитие медицинских знаний.

Первым и важнейшим здравоохранительным учреждением державы Османов был «Дар-ат-Тибб» в Бурсе, который одновременно служил и больницей, и медицинской школой. Он располагался у предгорий Улудага, был просторным и широким двухэтажным зданием, а к нему прилегал обширный сад, в который открывались двери палат и приемных комнат.

Эта первая турецкая медицинская организация имела в свое время большую славу, там работал ряд выдающихся врачей, а на содержание учреждения тратились значительные средства.

Согласно современным данным, самая старая книга по медицине, написанная на турецком языке, датируется XIV столетием. Религиозная и художественная литература на турецком зародилась в ХІІІ столетии. По сравнению с этим, турецкие медицинские произведения появились довольно поздно. Главная причина заключается в том, что языком науки в государстве Сельджукидов был арабский.

В Анатолийских же бейликах турецкий язык играл главную роль. Это способствовало появлению первых религиозных и художественных произведений на турецком языке. В связи с этим следует особенно упомянуть бейлик Айдыногълу.

Первыми подлинно научными турецкими книгами по медицине принято считать «Хавасуль – Эдвийе» Исхака ибн Мурада, труды главврача больницы в Амасье Шерафеддина Сабунчоглу, а также большую книгу Мюмина бин Мукбила Синоплу, которую он посвятил султану Мураду ІІ и назвал «Захире-и Мурадийе» (датируется 841 годом по Хиджре, или же 1437 годом по миляди). Эти труды сослужили впоследствии хорошую службу врачам Османского государства.

Время правления султана Мехмеда Фатиха явилось важнейшим периодом в деле развития медицинских исследований и здравоохранения. Фактически именно Фатих наладил систему здравоохранения в стране; он же учредил своего рода медицинский институт («Реису-ль-Этибба»), назначив его главой Ахмеда Кутбеддина. В его время медицинская мысль получила мощный толчок к развитию, что привело к утверждению многих новаторских концепций в этой области знания.

Османские врачи разработали новые методы лечения некоторых болезней. С целью терапии стали применяться музыка, звук журчащей воды, цветы.

Далее, не вдаваясь в излишние подробности, рассмотрим главные труды выдающихся врачей и их вклад в науку. Это будет способствовать более глубокому пониманию освещаемой темы.

В 873 (1468 по миляди) году врач из Амасьи, Сабунчоглу Шерафеддин ибн Хаджи Ильяс, опираясь на собственный опыт и данные наблюдений, составил своего рода медицинский учебник из семнадцати глав, в котором довольно подробно изложил методы лечения внутренних и наружных болезней.

Серединой XV века датируется стихотворная книга по медицине Ахмеди, которая называется «Тервих-уль-Эрвах». В этом произведении сначала подаются сведения по анатомии, а затем постепенно обсуждаются различные болезни и способы их лечения.

Предположительно в конце XV – начале XVI столетия была написана книга «Ядигар-и ибн Шериф», в которой обсуждаются вопросы, касающиеся еды, питья, спорта, погоды и причин заболеваний.

Предназначенная для широких слоев населения, эта книга изобилует общепонятными примерами, особенно часто в ней упоминается город Гелиболу и примеры, связанные с ним. Это наводит на мысль, что автор сего произведения жил или в самом Гелиболу, или же в его окрестностях. Кроме прочего, в этом труде обсуждаются симптомы болезней и различные лекарства. Заметно, что автор использовал при написании своей книги «Канон врачебной науки» ибн Сины и «Подробности» ибн Байтара.

С упрочением положения Османского государства на международной арене и расширением его международных контактов возросло число врачей, которые находили приют на его земле; многие из них пользовались большой популярностью. Например, врач тимуридского правителя Абу Саида, Кутбеддин Ахмед (умер в 903 году; 1497 год по миляди), попав в плен к Узун Хасану, смог избежать смерти и, спасшись, обрел приют в стране Османов. Османцы же проявили к нему внимание и назначили содержание в 500 акче в день для него. Кроме этого, выдавалось около 20000 акче каждый месяц для проведения работы, и это было очень высокое содержание по тем временам.

Подобным образом в Османское государство попало довольно много врачей и им предоставлялась возможность проявить себя, занимаясь профессиональной деятельностью. Для примера можно упомянуть первые пришедшие на ум имена: Хаким Шукуруллах, Ширванлы, Ходжа Атауххал, Хеким Лари, Хеким Арап, Кемаль Тебризлы. Поэтому следует сказать, что благодаря такой политике Османского правительства таланты и способности пришлых врачей смогли сослужить хорошую службу для развития медицины на турецкой земле.

Кроме этих врачей, в то же время жил великий фитотерапевт Алтунизаде (умер в конце XV столетия). Он обладал удивительными знаниями и способностями в этой области. Тогда же стали делать успешные операции по восстановлению проходимости мочевыводящих путей, этому обучала «Сакаик-и Нуманийе». Также, в начале XVI века была переведена на турецкий язык и значительно дополнена книга Наджмуддина Махмуда «Аль-Хади фи ильми з-Зади» под заголовком «Меджмауль-Мюджерребат».

В числе прочих выдающихся врачей той эпохи следует упомянуть Мухйиддина Мехмеда Измитли (умер в 1504 году), Табиба Мехмеда Лютфуллаха Амасьялы, Хаджи Хекима (умер в 1507 году). А также, составителя научного словаря «Бахруль-Гъараиб» и автора книги по медицине «Касимиййе» Халима Амасьялы (умер в 1478 году); медика, математика и автора прославленных литературных произведений Парвиза ибн Абдуллаха (умер в 1570 году); сына Табиба Кемаля Тебризлы Аки Ахмеда Челеби (умер в 1523 году), который написал уникальное произведение на турецком языке о нарушениях водно-солевого обмена в организме и связанных с этим болезнях. Из этих людей Мухийддин Мехмед, Хаджи Хеким, Кайсунизаде, Синанеддин Йусуф и Ахи Челеби назначались на должность главврача.

По приказу султана Селима Явуза было записано и упорядочено на арабском языке произведение ибн Кемаля «Рюджууз-Шейх иле с-Сабаа фи-ль Куввети аля-ль Баа». Этот труд был значительно дополнен и переведен на турецкий язык Али Челеби.

Выше упоминалось имя Мехмеда ибн Лютфуллаха, - он составил на арабском книгу «Мюфредат-и Тибб» и посвятил её сыну Баязида II, управителю Амасьи, Ахмеду Эфенди.

Заслуживает упоминания и Муаййедзаде Абдуррахман Эфенди, написавший, опять-таки на арабском, книгу из семнадцати глав о болезнях суставов.

К первой половине XVI столетия относятся труды Джерраха Ибрахима ибн Абдуллаха, который в 1505 году написал книгу «Аллаим-и Джеррахин», являющуюся переводом с греческого языка, и «Мюфредат» Ильяса ибн Исы (умер в 1559 году).

Необходимо вспомнить и труд Атуфи Хайреддина (умер в 1541 году) «Хифзу-ль-Эбдан». В этот же период времени, приблизительно в 1544 году, некто известный как Яхуди-доктор написал книгу «Китаб-и Асай-и Пиран», главврачом тогда был Кайсунизаде. Известно, что отец и дедушка этого человека были врачами в Испании.

В описываемый нами период в Османском государстве наблюдался значительный подъем в таких отраслях знания, как медицина, фармакология и больничное дело. Судя по документации «Сериййе Сиджили», успешно развивались и практиковались как консервативные, так и оперативные методы лечения.

Принимая во внимание описательный характер этой статьи, мы не углублялись в чисто специальные подробности. Однако, следует хотя-бы в двух словах сказать о «Дар-аш-Шифа» и других медицинских учреждениях, работавших в Османскую эпоху. При этом не следует забывать, что наряду с описательной медициной и терапией активно и успешно применялись методы оперативного лечения.

Будучи классической османской больницей, «Дар-аш-Шифа» отличался изящной архитектурой и выдающимися заслугами в области практической медицины. Как и другие здравоохранительные учреждения классической османской эпохи, он содержался за счет вакуфного имущества. Из этого источника выдавалось жалование врачам и медперсоналу.

На ответственные посты в этой больнице назначались люди после тщательного отбора, они должны были обладать высоким профессионализмом, добросовестно служить делу здравоохранения, разрабатывать и внедрять передовые методики лечения. Им предоставлялись все возможности и условия для плодотворной работы, но и спрос с них также был велик. Особо благоприятными в этом смысле были XV-XVI столетия. («Дар-аш-Шифа» - это собирательное название, переводится как «лечебный дом». Так назывались крупные больницы, в которых проводилась как исследовательская, так и чисто практическая деятельность, - примечание переводчика)

Особо следует отметить такие учреждения, как «Йылдырым Дар-ус-Шифа» в Бурсе (учреждено в 1400 году), «Фатих Дар-ус-Шифа» (1470 год), «Баязида II Дар-аш-Шифа» в Эдирне (1484 - 1488 годы), «Хафса Султан Дар-ус-Шифа» в Манисе (1539 год), «Хасеки Султан Дар-аш-Шифа» (1550 год), «Сулейманийе Дар-аш-Шифа» (1553 - 1559 годы), «Атик Валиде Дар-аш-Шифа» (1582 год) и «Султан Ахмет Дар-аш-Шифа» (1607 - 1617 годы).

В этих больницах, как правило, работали ответственные и высокопоставленные люди, благодаря чему в них были достигнуты значительные результаты.

Интересно отметить, что подобные учреждения отличались развитой инфраструктурой. Врачи работали в соответствии со своей специализацией: терапевты, хирурги, гинекологи, ассистенты и тому подобное.

Были в наличии и вспомогательные службы и должности: повара, уборщики, секретари, приемное отделение, банщики, обслуживающий больных персонал, водоносы, садовники, был свой имам и так далее.

Всё это свидетельствует о высоком уровне развития медицины в классический период Османского государства.

Источник islam.com.ua

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"