الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ




















Астрономы исламского мира

Вклад народов стран Ислама в развитие астрономии трудно переоценить. До сих пор мы называем многие звезды именами, данными им исламскими астрономами. К примеру, среди наиболее известных звезд, сохранивших свои арабские названия, можно назвать Вегу в созвездии Лиры – чье название происходит от искаженного ан-наср ал-ваки («Падающий орел»), Альтаир и Денеб в созвездии Лебедя – от ат-таир («птица») и занаб («хвост»). Алгол в созвездии Персея – от ал-гул («чудовище»), Фомальгаут в созвездии Южной Рыбы – от фумм ал-хут («рот Рыбы»), Бетельгейзе, Ригель и Мантака из созвездия Ориона – от байт ал-джауза («подмышка великана»), риджл («нога») и минтака («пояс») и многие другие.?

Многие астрономические термины, такие как зенит, азимут, альмукантарат и алидада, астролябия и многие другие, также были позаимствованы из арабского языка. Это связано, прежде всего, с тем, что в исламском мире искусство изготовления высокоточных инструментов (квадрантов, секстантов, астролябий и т. д.) получило особое развитие, что было связано с особенностями вероучения Ислама.?

В этой религии большое значение отводится определению времени начала и окончания периода молитвы (намаза), причем это время обязательно нужно определять по Солнцу. Естественно, что наблюдательной астрономии в мусульманском мире отводилась главенствующая роль. Впоследствии это проявилось также и в том, что в некоторых регионах арабо-мусульманского мира (например, в Египте) астрономия развивалась главным образом муваккитами (от вакт – «время») – «хранителями времени» при мечетях, ответственными за правильность времени призывов мусульман к молитвам.?

Одним из центров научной деятельности в исламском мире стала столица Халифата Багдад (современный Ирак). Уже в 829 г. здесь была основана астрономическая обсерватория. Другим научным центром стал Дамаск (Сирия), который был столицей Халифата до Багдада. Стараниями арабских ученых в течение IX в. на арабский язык были переведены труды Аристотеля и других древнегреческих философов, а также классический труд Клавдия Птолемея «Альмагест» (ок. 140 г.), включавший полный комплекс астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. Благодаря этому с работами античных мыслителей впоследствии смогли познакомиться и европейцы (оригиналы трудов древнегреческих ученых в большинстве своем были потеряны, и если бы не мусульмане, то мировая наука вряд ли узнала о научных достижениях древних греков).?

В 827 г. арабские астрономы в пустыне Синджар измерили дугу меридиана при помощи измерительного шнура. Для длины окружности меридиана было получено значение 40700 км.?

В Багдаде при дворе халифа ал-Мансура (754-775) работал автор одной из первых арабских астрономических таблиц (зиджей) и один из первых конструкторов астролябий в странах Ислама, Ибрахим ал-Фазари (ум. 777г.). При дворе халифов ал-Мансура и легендарного Харуна ар-Рашида (766-809) работал Машаллах (ум. 815г.), известный в Европе под именем Месахалла, руководивший измерениями при основании Багдада. Он являлся автором «Книги о построении астролябий и действиях с ними».?

В Дамасской обсерватории работал известный астроном Абу Абдаллах Мухаммед бен Джабир ал-Батани (850-929), известный в Европе как Альбатений. Он с высокой точностью установил ряд астрономических величин, а также на основании множества собственных наблюдений составил таблицы положения планет, которые со временем неоднократно переводились и публиковались в Европе. Известны также его комментарии к «Альмагесту» Птолемея. Ал-Батани первым предложил методы вычисления сферических треугольников, развитые в дальнейшем арабскими математиками.?

Своими исследованиями, проводимыми в Багдадской обсерватории, прославился арабский астроном и математик Абуль-Вафа (940-998). Он написал фундаментальный трактат по астрономии, в котором изложил основы плоской и сферической тригонометрии, составил таблицы синусов и таблицы тангенсов. В этой же работе он исследовал особенности лунного движения, «переоткрытые» впоследствии знаменитым западноевропейским астрономом Тихо Браге.?

Достиг известности своего учителя и ученик Абуль-Вафы египетский астроном Ибн Юнус Али ибн Абд ар-Рахман (950-1009). Работая в обсерватории на горе Мокаттам близ Каира, он составил так называемые «Гакемитские таблицы» – астрономические и тригонометрические таблицы, относящиеся к движению Луны, Солнца и планет, которые пользовались популярностью среди астрономов в течение двух веков. На основе анализа данных, полученных в результате наблюдений затмений Солнца и Луны, Ибн Юнус открыл вековое ускорение среднего движения Луны.?

Сильный всплеск интереса к астрономическим исследованиям произошел во времена правления халифа ал-Ма`муна (813-833), при дворе которого работали многие известные ученые Средней Азии. Среди них прежде всего стоит упомянуть Мухаммеда ал-Хорезми (ок. 783 – ок. 850) из Хорезма, который первым познакомил арабов с индийской позиционной системой счисления и цифрами, которые сегодня принято называть «арабскими» (латинская форма имени ал-Хорезми Algorithmus первоначально служила в Европе названием арифметики, а позднее превратившаяся в термин «алгоритм»). Ал-Хорезми был известен и тем, что он был автором первого арабского руководства по алгебре (чье название происходит от применявшегося им термина ал-джабр уаль-мукабала), а также астрономических таблиц «Зидж ал-Хорезми» и «Книги о действиях с астролябиями».?

В Рее (пригород Тегерана) родился и работал выдающийся ученый-энциклопедист, врач и философ Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (865-925), написавший известное астрономическое сочинение «Книга о форме мира».?

Позднее там же, в Рее, работал Абу Махмуд Хамид аль-Худжанди (ум.1000г.), уроженец Ходжента. Аль-Худжанди построил огромный секстант, названный им в честь султана «Фахриевым секстантом», а также написал несколько трактатов о построении астролябий и других инструментов, из которых наибольшую известность приобрели «Книга о всеохватывающем астрономическом инструменте», «Трактат об универсальном тимпане [для всех] горизонтов» и «Книга о действиях с [астролябией] заркала».?

На рубеже IX и X вв. работал прославленный ученый, энциклопедист, крупнейший философ и врач, автор классического «Канона медицины» Абу Али аль-Хусейн Ибн Сина (980-1037), известный в Западной Европе как Авиценна. Помимо своих знаменитых медицинских и философских трактатов, Ибн Сина был автором ряда сочинений по астрономии. Среди них можно назвать астрономический раздел в его энциклопедическом труде «Книга исцеления», «Трактат о пользе мнения, заимствованного у древних, о веществе небесных тел и доказательство их расплавленности», «Трактат о небесных телах» и направленный против астрологии «Трактат об опровержении приговоров звезд». В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента» Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который, по его мнению, должен был заменить астролябию. Находясь в Гургане, Ибн Сина определил долготу этого города, предложив новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и ее сравнении с высотой Луны в Багдаде с помощью вычислений по правилам сферической тригонометрии.?

На рубеже IX и X вв. в другой части исламского мира – Египте – работал знаменитый ученый-энциклопедист Абу Али ал-Хасан ибн ал-Хайсам (965-1039). Всепоглощающая любовь к науке побудила его оставить должность визиря в родной Басре и полностью сосредоточиться на своих исследованиях. Его «Книга оптики» приобрела известность в Западной Европе под названием «Сокровище оптики», благодаря чему Ибн ал-Хайсам, известный в Европе под именем Альхазен, получил прозвище «отец оптики». Кроме этого, ал-Хайсам был автором других астрономических сочинений, в которых подвергал критике теорию движения планет Птолемея, и многих других.?

Выдающимся астрономом мусульманского средневековья был знаменитый ученый-энциклопедист, уроженец Кята, Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни (973-1048). Он написал около 150 трудов, из них более 30 по астрономии. Наиболее известны три его астрономических трактата: «Индия», «Книга истолкования основных начал астрономии» и «Канон Масуда» («Масудовы таблицы по астрономии и звездам»). Ал-Бируни первым усомнился в справедливости системы Птолемея, объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца.?

Подобно многим астрономам исламского мира, ал-Бируни много внимания уделял разработке астрономо-геодезических методов наблюдения, конструированию и усовершенствованию основных астрономических инструментов того времени (астролябии, квадранта, секстанта). По точности измерения ал-Бируни наклонения эклиптики к экватору и его изменения в течение многих веков не находили себе равных в Европе. Он построил и первый неподвижный (настенный) квадрант радиусом 7,5 м, на котором производил точные наблюдения Солнца и планет. Этот инструмент в течение 400 лет оставался крупнейшим в мире.?

Прославился своими астрономическими изысканиями и известный нам больше как поэт Омар Хайям (1048-1131), уроженец Нишапура. В 1074 г. Хайям был приглашен в Исфахан ко двору правителя сельджукской империи Малик-шаха, который собирал самых лучших астрономов для своей новой обсерватории.?

Основной задачей, которую правитель поставил перед Хайямом и другими астрономами, была реформа персидского солнечного календаря. В Исфахане Хайям составил также астрономические таблицы «Маликшахов зидж», из которых сохранились только таблицы эклиптических координат 100 наиболее ярких звезд.?

В Багдаде, во время правления Сельджуков, при дворе халифа ал-Мустанджида, работал другой знаменитый астроном Абуль-Баракат Хибаталлах аль-Балади аль-Багдади (ок. 1095-1175), которого современники прозвали Аухад аз-Заман («Уникум своего времени»). Ему принадлежит идея о некоей «движущей силе», существованием которой он объясняет ускорение падения тел. Аль-Багдади был автором астрономического «Трактата о причине видимости звезд ночью и их исчезновения днем».?

В Испании, завоеванной арабами в начале VIII в., в 756 г. был основан Кордовский халифат (до 929 года – эмират), а около 970 г. в столице халифата Кордове была организована академия с большой библиотекой. В этот период прославился уроженец Кордовы Ибрахим ан-Наккаш аз-Заркали аль-Куртуби (1029-1087), который большую часть жизни провел в Толедо и в Севилье. Аз-Заркали получил широкую известность благодаря изготовленной им астролябии «аз-заркала», которая стала очень популярна в Европе. В Севилье также работал Джабир ибн Афлах (XII в.), известный европейцам как Гебер, который написал «Астрономию Ибн Афлаха» и «Усовершенствования Альмагеста». Там же жил уроженец Сарагосы Мухаммад ибн Баджжа (ум. 1138), известный в Европе как Авемпаце, выдвинувший идею «движущей силы», которая впоследствии привела в Европе к понятию импульса современной механики.

Существенную роль в развитии астрономии в исламском мире сыграл выдающийся астроном XIII в. Насир ад-Дин ат-Туси (1201-1274) родом из Северного Ирана. В возрасте 47 лет, уже будучи известным астрономом, математиком и философом, ат-Туси заканчивает очень популярный астрономический труд «Изложение Альмагеста» и целую серию аналогичных изложений различных трудов Евклида, Архимеда, Феодосия, Менелая и других античных математиков и астрономов.?

Благодаря настойчивости ат-Туси внук Чингиз-хана Хулагу-хан (1217-1265), бывший в то время правителем обширной территории, выделил на строительство обсерватории 20 тысяч динаров. Обсерватория была построена в столице Хулагу-хана Мараге в Южном Азербайджане. По просьбе ат-Туси Хулагу-хан приказал своим воинам не убивать пленных ученых, а вместе с трофейными рукописями и астрономическими приборами привозить в новую обсерваторию. В результате в Мараге возникла астрономическая обсерватория, располагавшая обширной библиотекой (около 400 000 рукописей) и размещавшаяся в нескольких огромных зданиях.?

Впоследствии она оказала исключительное влияние на обсерватории многих стран Востока, в том числе на легендарную Пекинскую обсерваторию. В Марагинской обсерватории работали многие выдающиеся астрономы того времени, например, философ Наджм ад-Дин ал-Катиби ал-Казвини, математик и астроном Шамс ад-Дин ас-Самарканди, выдающийся астроном Кутб ад-Дин аш-Ширази и многие другие. Здесь же ат-Туси написал ряд своих астрономических сочинений в частности, новаторское сочинение «Памятка по науке астрономии», где изложил оригинальные идеи, впоследствии взятые на вооружение многими астрономами, в том числе Коперником.?

В том же XIII в., благодаря своему фундаментальному трактату «Книга собрания начал и результатов, охватывающая все трактаты и построение» получил известность марроканец ал-Хасан ал-Марракиши (ум. 1262) из Марракеша. Книга ал-Марракиши состоит из четырех частей:?

- В 1-й части трактата приводятся необходимые сведения из математики и астрономии.?

- 2-я часть работы посвящена построению астрономических инструментов. Здесь описаны измерительные инструменты, различные виды солнечных часов, «сферические инструменты» (небесные глобусы и сферические астролябии), различные виды астролябий, наблюдательные инструменты (армиллярные сферы, трикветры, квадрант, секстант, инструменты типа планетария для определения затмений и инструменты для наблюдения новолуний).?

- 3-я часть содержит инструкции по использованию описанных инструментов.?

- 4-я часть включает в себя задачи по математической географии, решаемые с помощью арифметики, геометрии и алгебры.?

Из всех исламских астрономов более других знаменит, причем вполне заслуженно, внук великого завоевателя Тимура (Тамерлана) – Улугбек Мухаммед Тарагай (1394-1449), правивший в Самарканде. В 1417 г. Улугбек открыл в Самарканде медресе, куда пригласил преподавать своего наставника в астрономии, уроженца Бурсы (Турция) Мусу Кази-заде ар-Руми (1360-1437). Спустя 8 лет, в 1425 г. Улугбек основал под Самаркандом обсерваторию, руководить которой назначил иранца Гийаса ад-Дина Джамшид ал-Каши (ум. ок. 1430).?

Трехэтажное цилиндрическое здание обсерватории высотой 30 м размещалось на холме высотой 21 м и достигало 50 м в диаметре. Внутренние помещения были оштукатурены, а стены покрывали изображения небесных сфер и «семи климатов». Здание обсерватории имело центральный широкий проем, расположенный по меридиану. В этом проеме и располагался главный угломерный инструмент обсерватории Улугбека, остатки которого сохранились до нашего времени – огромный мраморный стенной секстант радиусом 40 м, который на 10 м углублялся в подземелье. Вместе с ар-Руми и ал-Каши Улугбек составил свои знаменитые астрономические таблицы – «Зидж Улугбека», или «Новый Гураганский зидж». Большая точность таблиц зиджа способствовала его большой популярности. Он был издан в 1665 г. в Оксфорде и не раз переиздавался с многочисленными комментариями. В течение долгого времени каталог Улугбека считался лучшим в мире. В 1449 г. Улугбек был убит, после чего обсерватория прекратила свою работу.?

Пример Улугбека оказался заразительным, и впоследствии многие правители исламского мира увлекались астрономией. Среди наиболее известных царственных астрономов можно назвать основателей династии Великих Моголов в Индии – Бабура (1483-1530), автора трактата «Подарок эмира», состоящего из трех глав: «О науке астрономии», «Измерение земли» и «Правила арифметики», и его сына Хумайуна (ум. в 1556), автора «Краткого трактата об объяснении больших кругов».?

Автор: Денис БРИЛЕВ Источник: UMMAinform  

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"