الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ




















Передача научно-технических знаний исламской цивилизации Западу (Часть 1)

Пути передачи научно-технических знаний1

С античности и до XVI века Ближний Восток опережал весь мир в новаторстве и техническом прогрессе. Мы не хотим недооценивать важность китайской цивилизации и ее огромный вклад в развитие человечества – мы хотим подчеркнуть, что за весь период истории до XVI века Ближний Восток сделал для мирового прогресса больше, чем какая-либо другая страна.

В пример можно привести и древние цивилизации Египта и Месопотамии, и более поздний эллинистический и романский периоды.

То, что принято называть греко-римским наследием, было построено на достижениях великих цивилизаций Ближнего Востока. Более того, крупнейшие научно-технические открытия, приписываемые эллинам и римлянам, стали, в основном, возможны благодаря достижениям ученых и мастеров Египта, Сирии и Месопотамии.

Ислам вобрал в себя достижения всех доисламских цивилизаций Ближнего Востока и всей территории от Средней Азии и северной Индии до Испании, и под влиянием ислама и арабского языка эти регионы достигли значительного прогресса в науке и технике.

В период расцвета исламской цивилизации Европа в научно-техническом отношении еще находилась на ранних этапах развития.

Во втором томе своей «Истории технологии» Чарльз Сингер отмечает, что «Ближний Восток превосходил Запад. Почти во всех отраслях технологии лучшим на Западе было то, что прибыло с Ближнего Востока. В технологическом отношении Запад мало что мог дать Востоку. Движение технологий шло в обратном направлении».2

Несмотря на этот факт, современные западные авторы, за редким исключением, с трудом признают заслуги средневековой арабо-исламской цивилизации в формировании западной традиции и обеспечении ее фундаментом для развития науки и техники. Ведущие западные историки также не желают признавать это влияние.

В данной статье мы подытожим все те достижения в области науки и техники, за которые Запад находится в долгу перед арабо-исламской цивилизацией. Статья является ответом на внезапный интерес Запада к арабо-исламским открытиям в науке и технике, интерес, пробудившийся вследствие последних политических и военных событий.

Пути передачи

Передача исламских знаний в области науки и техники на Запад осуществлялась разными путями. Ниже мы расскажем об основных.

Аль-Андалус

Значительный поток научно-технических знаний шел с мусульманского Востока в аль-Андалус, и это было главным фактором его культурно-экономической жизнеспособности.

С Пиренейского полуострова происходила наиболее плодотворная передача знаний на Запад, так как здесь несколько веков существовало в целом толерантное правление династии Омейядов и их последователей, которые поощряли дружественные отношения между мусульманами и христианами.

Испанский историк Кастро утверждает, что христианская Испания всегда была импортером передовых технических достижений, а после падения Толедо в 1085 году экспортерами технологий были мусульмане-мудехары, которые жили изолированными группами, географически находясь внутри страны, но в национальном отношении будучи обособленными.

Впрочем, границы национальных анклавов не были непреодолимым препятствием для передачи знаний ученых и ремесленников из мудехаров.3 Благодаря их миграции, через усвоение знаний и опыта мусульманских общин и копирование незнакомых устройств и приспособлений, в христианских городах распространялись новые технологии и приемы.

Кастро считает, что таким образом экономика христианских стран была подчинена их же национальным меньшинствам.

Мозарабы4 также играли важную роль в передаче арабской культуры, науки и техники в христианскую Испанию. Христианские государства могли продолжать расширять свои владения только за счет колонизации новых территорий.

Эти территории были буквально опустошены завоевателями, и поэтому необходимо было заселять их снова. Одним из способов было привлечение мозарабов из аль-Андалуса. Именно такую политику избрал Альфонсо III для колонизации завоеванных территорий.

Мозарабы строили основные здания, монастыри и крепости, ставшие типичными образцами архитектуры мозарабов. Они приносили с собой знание языка, которое позволяло им переводить арабские подстрочники латинских манускриптов, а также арабские труды, которые стали фундаментом переводческой школы Толедо.

Они приносили с собой арабо-исламские вкусы, ремесла и административные навыки. В этом смысле неоспорима важная роль мозарабов в интеллектуальной и культурной арабизации христианских государств.

Мусульманские методы производства, сельского хозяйства, орошения, строительства гидросооружений стали неотъемлемой частью повседневной жизни юга полуострова, и знания в этих и других областях из христианской Испании передавались в Италию и Северную Европу.

Войны крестоносцев против мусульман Испании не помешали этой передаче. Напротив, вероятно, она даже ускорилась, потому что христиане обнаружили оставшиеся от мусульман устройства и приспособления, и периодически ремонтируя, могли пользоваться ими еще не одно столетие.

Сицилия

Сицилия была частью мусульманского халифата и не отставала в культивировании высоких стандартов цивилизации, в частности, основав крупные образовательные учреждения, где учили наукам и искусству.

Благодаря своей близости к Италии она сыграла важную роль в передаче арабских научно-технических знаний в Европу. В арабскую (827-1091 годы) и норманнскую (1091-1194 годы) эпохи Силиция, так же, как и Испания, была мостом между арабо-исламской цивилизацией и Европой.

В мусульманский период Палермо был крупным центром торговли, науки и культуры, одним из крупнейших городов мира. Это был период процветания и толерантности, когда мусульмане, христиане и евреи жили вместе в мире и гармонии.

Арабская традиция терпимости к другим религиям закрепилась при норманнах. При Роджере II Сицилия стала крупным научным центром, куда съезжались восточные и западные ученые и обменивались идеями, что было началом пробуждения Европы и предвестием Возрождения. С Сицилии арабские знания передавались в Италию, а затем по всей Европе.

Арабское присутствие на Сицилии стимулировало расцвет культуры и искусств, который стал характерной чертой Сицилии при норманнах.

Буквально все памятники, соборы, дворцы и замки, построенные при норманнах, были арабскими (в том смысле, что и архитекторами, и мастерами были арабы). Точно так же, арабское влияние на архитектуру прослеживается и во многих других итальянских городах.

Благодаря арабам европейцы узнали множество новых сельскохозяйственных культур, например: хлопок, коноплю, финиковые пальмы, сахарный тростник, шелковицу, цитрусовые. А новые ирригационные методы, завезенные арабами на Сицилию, позволили выращивать здесь все эти культуры.

Эта революция в сельском хозяйстве дала толчок развитию ряда смежных областей деятельности, таких как ткачество, производство сахара, веревок, циновок, шелка и бумаги. Среди других отраслей можно перечислить изготовление стекла, керамики, мозаики, оружия и военной техники, кораблестроение, добычу минералов (серы, аммиака, свинца и железа).

Близость Сицилии к Италии сделала ее (наряду с мусульманской Испанией) передатчиком в итальянские города многих промышленных технологий, таких как производство бумаги и шелка.

К концу XI – началу XII века на мусульманской Сицилии стало появляться все больше шелковых мануфактур, а к XIII веку производство шелка было налажено и в Италии, в основном в Лукке и Болонье. Эти два итальянских города также были местом применения первого в Европе шелкопрядильного станка, работающего в соответствии с технологией, пришедшей от сицилийских арабов.

Византия

Исламские земли граничили с Византией, и этим объяснялись активные торговые и культурные связи между ними. Арабские научные труды были переведены на греческий язык.

Открытие «пары Туси» в греческой рукописи, которая могла попасть в руки Копернику, достаточно убедительно доказывает возможную передачу этой теоремы византийским путем. Из исламских земель научно-технические знания и открытия проникали в Византию, а оттуда в Европу.

Войны

Крестовые походы на Ближний Восток

В период Высокого Средневековья Арабская цивилизация олицетворяла для Европы «Восток», и хотя влияние крестоносцев в передаче научных знаний в Европу было незначительным, тем не менее, на Ближнем Востоке крестоносцы познакомились с привлекательными сторонами жизни мусульман и попытались воссоздать их у себя на родине.

Эти элементы материальной цивилизации свидетельствуют о том, что крестоносцы принесли с Ближнего Востока в Европу множество технологических идей и приемов.5

Результатом этого стало усвоение христианским Западом многих великих достижений арабской цивилизации. Эта сторона арабского влияния имела колоссальные последствия для дальнейшего прогресса в Европе.

Крестоносцы в Испании

Одним из результатов крестовых походов в Испанию стало заимствование мусульманских технологий испанскими христианами.

Одной из этих технологий было применение пороха и пушек. Известно, что в 1340-1342 годах, после осады аль-Джазиры в аль-Андалусе, о порохе и пушках узнали в Англии.

В блокаде участвовали английские графы Дерби и Салисбери и там узнали, как изготавливать порох и пушки. Через несколько лет, в 1346 году, англичане впервые в Западной Европе применили пушки в битве с французами при Креси.

Торговые отношения

Отношения христианской Европы и исламского мира не всегда были враждебными, большую часть времени они поддерживали активные торговые отношения. Это привело к созданию в мусульманских городах общин европейских купцов, тогда как мусульманские купцы селились в Византии, где поддерживали связи с шведскими торговцами, путешествующими вниз по Днепру.

В X-XI веках исключительно тесные торговые отношения существовали между фатимидским Египтом и итальянским городом Амальфи. Отсюда в Европу пришла стрельчатая арка, ставшая одним из характерных элементов готической архитектуры; первая стрельчатая арка была сооружена в церкви монастыря Монте-Кассино в 1071 году.

В Средние века предметы восточной роскоши были неотъемлемым атрибутом европейского высшего класса. При всей важности таких предметов роскоши для развития европейской культуры в Средние века, они играли не менее заметную роль и в средневековой экономике. Поставки этих дорогих вещей из заморских стран были серьезным экономическим предприятием огромного масштаба.

Исламские предметы роскоши и перец завозились из Сирии и Египта через Венецию, которая стала главным перевалочным пунктом в Европе.

На деньги, заработанные на этой торговле, венецианские купцы строили себе мраморные дворцы. Потрясающая архитектура Венеции, в изобилии демонстрирующая восточное влияние, стала своего рода памятником такой торговле с мусульманскими землями.


1 Пересмотренная редакция статьи, опубликованной в Cultural Contacts in Building a Universal Civilization: Islamic Contributions (Культурные связи в строительстве общей цивилизации: исламский вклад) под редакцией Э.Ихсаноглу, Стамбул: IRCICA, 2005. – с.183-223 2 Сингер, Чарльз (Charles Singer) и другие. История технологии. (A History of Technology) Эпилог, т. 2. Оксфорд, Oxford University Press, 1979. – с. 756 3 Испанским словом «мудехар» (mudejar, от арабского «мудаджан) называли всех мусульман, оставшихся в Испании после завоевания Пиренейского полуострова христианами (11-15 вв). 4 От арабского «муста’риб» («арабизированный») – все испанские христиане, жившие при мусульманском господстве, не приняв ислам, они успоили арабский язык и культуру. 5 Э.Бейкер. Крестовые походы. The Legacy of Islam (Наследие ислама) под редакцией Томаса Арнольда (Thomas Arnold) и Альфреда Гийома (Alfred Guillaume), Оксфорд: Oxford University Press, 1931. – с. 40-77; Сингер и другие, с. 764-765. Исключительно полезны еще два источника: А.С. Атия (A.S.Atiya), The Crusades, Commerce and Culture (Крестоносцы, торговля и культура) (Массачусетс: Gloucester, 1969); П. Хитти (P. Hitti) Tarikh al-‘Arab (Тарик аль-араб), т.2, Бейрут, 1965, - с. 780-792; а также его же History of the Arabs (История арабов), изд-е 10: Macmillan, 1970, - с. 659-670

Источник islam.com.ua

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"