الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ




















Кордова - город с тысячелетней историей

Древний город Кордова (Cordoba, испанцы произносят «Кордоба»), расположился в верхнем течении реки Гвадалквивир в 400 км к юго-западу от Мадрида и в 138 км к северо-востоку от Севильи, в южных отрогах Сьерра-Морены. В 756-929 годах город был столицей эмирата а в 929-1031 – халифата.?

Впервые Кордова появилась в исторических летописях в 206 году, когда римский претор Клавдий Марсел сделал ее столицей Внутренней Испании, но расцвет ее пришелся на время правления мусульман. В VIII-XI веках Кордова стала признанным центром искусства, науки и поэзии. Даже когда пал халифат, Кордова еще долго оставалась во власти мусульман - лишь в 1236 году Фердинанд III смог покорить этот величественный город. Здесь до сих пор удивительным образом сочетаются арабский, еврейский и христианский стили, а многие архитектурные памятники не имеют аналогов.

БОГАТСТВО ИСТОРИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Со времен римлян в Кордове осталось несколько величественных сооружений, в том числе римский храм, театр, мавзолей, колониальные форумы, амфитеатр, дворец императора Максимиана, мельницы на берегах реки Гвадалквивир и могучий мост «Эль Пуэнте Романо», в основе которого лежат арки римского моста, построенного еще при Августе.?

Во времена существования Кордовского халифата Кордова была самой большой европейской столицей и третьим по величине городом в известном тогда мире после Багдада и Константинополя. У мусульман были такие удобства, которые появились в Лондоне и Париже лишь 700 лет спустя: в домах был водопровод, улицы были вымощены и освещались. В Кордове тогда, по разным источникам, проживало около четверти миллиона человек. В городе были созданы десятки библиотек, бесплатных школ, около 4000 бань и множество ремесленных лавок. Кордова славилась производством хрусталя, керамики, изящных изделий из золота, серебра, слоновой кости. Здесь развивались философия, астрономия, медицина, поэзия. Только в одной из городских библиотек находилось более 40000 томов книг.?

Мусульмане стремились улучшить достижения прошлого, модернизировать город, сделать его лучше и удобнее не только для правителей, но и для рядовых жителей.?

Главный памятник мавританской эпохи в городе – Кордовская мечеть Мескита (785-985 гг.). По своим размерам (23,4 тыс. кв.м) она занимает третье место в мире. Красота сооружения настолько потрясла христиан, покоривших город, что никто не решился её разрушить, однако к комплексу был пристроен христианский собор, превративший мечеть в церковь Успения Богородицы. Столь же удивительны крепость Калаорра, старый дворец Омейядов, особняк Ла-Каса-Андалусия (XII в.), а также летний дворец испанских католических монархов, построенный Альфонсо XI, - Алькасар (1328 г.). В XIV веке испанские монархи использовали его в качестве форпоста для завоевания Гранады. В 1493 году в Алькасаре держали в заключении последнего мавританского правителя Испании Боабдиля. Главная достопримечательность дворца – обширные сады, вода для орошения которых поступала по арабским ирригационным сооружениям из Гвадалквивира. В русле реки до сих пор сохранились остатки арабских водяных мельниц.?

Древние городские ворота Пуэрто Алмодовар образуют западную границу еврейского квартала Худерия со средневековой синагогой. Перед ними стоит статуя философа Сенеки, родившегося в Кордове. Евреи поселились в Кордове во времена римских императоров. После изгнания римлян готами, евреи длительное время преследовались, мавры же обеспечили им безопасность и разрешили создание испанского еврейского общества Сефардима. В Испании всего три синагоги, и кордовская – одна из самых старых – 1316 г.?

Из многочисленных достопримечательностей города наибольший интерес представляют Археологический музей в здании дворца Херонима-Пасса, центральное место в котором занимают сокровища вестготов, Музей изящных Искусств на Пласа-дель-Порто, имеющий богатую коллекцию скульптур и картин (здесь, например, хранятся полотна Мурильо, Сурбарана, Гойи), Музей корриды Таурино, дворец Паласио-дель-Маркес-де-Виана, имеющий богатейшую коллекцию мебели, гобеленов, фарфора, керамики и картин, а также огромную библиотеку в 7000 томов.

В ХІ веке нашествие берберов опустошило Кордову – она распалась на отдельные провинции – таифы. 29 июня 1236 г. Кордова перешла в руки испанского короля Фердинанда III, но к тому времени город уже не являлся ведущим центром страны. Ныне же это небольшой провинциальный городок, административный центр провинции Кордова. Потеряв былое могущество и влияние, этот город по-прежнему остается одним из самых живописных уголков Испании.?

КОРДОВСКАЯ МЕЧЕТЬ

Среди богатого средневекового архитектурного наследия города особое место занимает Кордовский собор – выдающийся памятник мирового зодчества, заложенный еще в 785 году первым кордовским халифом Абдар-Рахманом I и создававшийся на протяжении веков. Вспоминая родную Сирию, правитель мечтал восстановить ее образ здесь, на земле иберов. Говорят, чтобы ускорить работы, сам халиф каждый день хотя бы час работал на стройке.?

Строительство началось на месте христианской готической церкви Сан Висенте, которая, в свою очередь, была построена на месте римского храма. На тот момент в Кордове было уже 3000 мечетей. Но новая мечеть должна была стать не просто молитвенным домом, а символом политического могущества новой власти. Сочетание мавританского и испанского в архитектурном стиле породило здание необычайной красоты.?

Собственно мечеть представляет колоссальный зал, в котором расположено 1293 колонн, образующих 19 нефов. Первые колонны для «пальмового» зала мечети были привезены из римского амфитеатра города Мериды (к северу от Андалусии). Колонны как бы «вырастают из земли»; созданные из разноцветного мрамора, яшмы, гранита, порфира, они в верхней части снабжены арками, которые, как ветви деревьев, переплетаются между собой, образуя подковообразные и полуциркульные арки. Причем эти арки созданы из клинчатого кирпича двух цветов – красных и белых, а своды образуют восьмиугольные звезды. Пересечение множества колонн и двухъярусных арок и клинчатая кладка из белых и красных камней образуют богатый линиями и игрой светотени красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом. «Узорчатость резьбы на колоннах мечети поражает воображение, – писал аргентинский прозаик, поэт и публицист Хорхе Луис Борхес. – Тот, кто однажды увидел их, уже никогда не забудет». Возводя эти стройные колонны, первые архитекторы мечети вспоминали пальмы, растущие на их родине. «Здесь открывается самая сокровенная тайна исламского искусства: все вещи имеют кое-что общее, но, в то же время, каждая – неповторима. Все случайные совпадения основаны на законах математики, точно так же, как и за всей суетностью в жизни стоит Божий промысел» - писал Муньос Молина, испанский писатель.?

В дальнем конце зала мечети находятся богато украшенный михраб (михраб – ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колонами и аркой, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке. К нему обращаются лицом мусульмане во время молитвы. Он часто расположен в середине стены) и максура — место для халифа. Кордовская мечеть уникальна тем, что ее михраб из-за ошибки проектировщиков развернут не на восток, где расположена Кааба, а на Юг.

Мастер из Константинополя украсил стены роскошными мозаиками, над которыми он трудился долгие годы. Потребовалось 320 центнеров мозаичных плиток, которые были присланы халифу византийским императором. Византийское влияние чувствуется повсюду – высокие арки, мозаика, узоры на мраморе, цветные колонны с позолоченными капителями. И конечно же купол – гигантская раковина, вытесанная из цельного каменного блока.?

Стены молитвенной ниши обрызгивались духами. Квадрат роскошного свода символизирует все земное – восьмиугольный престол Господа. Купол является символом небосвода и вездесущего Господа.?

Северная сторона мечети граничит с Апельсиновым двориком, где в X веке было устроено пять традиционных фонтанов для омовений.

«Все, кто набожен, найдут рядом с господом сады, по которым текут ручьи»,?

- говорится в Коране. В холодной воде фонтанов верующие совершают омовение перед молитвой. В XVI веке изгнавшие арабов испанские правители частично перестроили мечеть: на месте минарета находится башня Альминар, а центр мечети был разрушен для того, чтобы освободить место для католического собора. Тем не менее, король Карл V, который дал согласие на строительство, позже признался: «Если бы я раньше знал, что получится, я бы не позволил вам этого делать. То, что вы строите, можно найти везде, а то, что вы разрушили – нигде». «Огромный паук, раскинувшийся над колоннами мечети», - так описывает собор Титус Буркхардт, метафизик, философ, специалист в области сравнительного религиоведения, исследователь традиционного искусства и цивилизации.?

МЕДИНА АСАХАР

Место археологических раскопок мавританского города-дворца находится в 8 км к северо-западу от Кордовы. Абдар-Рахман III (эмир с 912 года и халиф – с 929 года из династии кордовских Омейядов) начал строить его для своей любимой жены Сахры (что значит «цветок»). Раскопки на склоне Сьерры-Кордовы не закончены, лишь десятая этого обширного комплекса исследована археологами, но уже раскрыты три террасы. Дворцовый комплекс расположен на трех уровнях и занимает площадь примерно в 110 га. Мечеть и исторический центр города – на нижней террасе, Алькасар – на верхней, где к настоящему времени проведено больше всего раскопок, а на среднем уровне – большой зал для приемов и фруктовые сады. О затратах на возведение комплекса можно судить по свидетельству арабского историка эль-Маккари: «10 000 человек, 2 600 мулов и 400 верблюдов работали 25 лет для того, чтобы возвести дворец, сады, рыбные пруды, мечеть, бани и школы. В городе насчитывается 4 300 колонн, некоторые из которых были привезены из Карфагена, а другие сделаны из мрамора и яшмы. Королевская свита насчитывала 12 000 человек гарнизона, 4 000 дворцовых слуг и 2 000 лошадей».?

Эта жемчужина ансамбля украшена великолепными каменными панелями с геометрическими и растительными орнаментами. Были созданы висячие сады, золотые фонтаны, ручьи, вольеры для зверей и птиц. В 1013 г., всего лишь через 74 года после постройки, город был разрушен берберами, которые заодно покончили и с самим халифом Кордовы. Согласно записям арабских летописцев, Медина-Асахар, самая красивая из всех достопримечательностей Аль-Андалуса, была грозным соперником Багдада и Константинополя и претендовала, не без оснований, на звание столицы западного мусульманского мира.?

КОРДОВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВРЕМЕН

Отовсюду стекались люди в Кордову. Этот благородный и прекрасный город таит в себе великое гостеприимство, – писал мавр Рассис. В древние времена здесь мирно уживались мусульмане, христиане, евреи, даже границы их кварталов были условными. В этом прекрасном городе каждый дворик-патио, как волшебная шкатулка, хранит хрупкий разноцветной мир растений, воды и керамики. Из двориков слышно птичье пение, и сложно поверить, что за стенами домов идет повседневная жизнь.

«Благородная и импозантная Кордова» строго блюдет границы между прошлым и настоящим. Старое осталось внутри городских стен, а новое вышло за их пределы. Это, пожалуй, главное отличие Кордовы от Гранады, где прошлое постоянно проступает сквозь наслоения сегодняшнего дня. С самым обширным историческим наследием в мире весь исторический центр Кордовы с его узкими улочками, великолепными внутренними двориками (патио) и еврейским кварталом (Худерией) объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО 17 декабря 1984 года.?

Плодотворное сотрудничество религий и культур превратилось в жестокое противостояние. Остались лишь запечатленные в камне воспоминания писателя Муньоса Молины: «Эхо тех дней еще не умолкло, оно еще живет в книгах, руинах и воображении. Путники, которых уже тысячи лет нет в живых, все еще приносят известия из города, который мы ищем в сегодняшней Кордове, городе, ставшем символом безвозвратного прошлого».?

Автор: Людмила ДВОРСКАЯ

Ummainfo

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"