الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ




















Прошлое и настоящее исламских часов

Когда ты идёшь по городским улицам, ступаешь на мостовые шумных проспектов, сворачиваешь в тесные переулки, замечаешь ли ты, как часто с высоты полёта голубя наблюдают твой путь башенные часы? Когда ты устал от суеты вечно спешащего мира, когда время кажется тебе диким жеребцом, мчащимся во весь опор, созерцание часов на твоём запястье может создать иллюзию его замедления. Наша жизнь сегодня немыслима без часов, где бы они ни находились – на стене кабинета, на руке или в мобильном телефоне. Они помогают упорядочивать и структурировать наши дни, сохраняя тем самым драгоценное Время.

Войдя в жизнь человечества много веков назад, часы остались в ней навечно. Сегодня общепринято считать родиной часов Европу, в частности такие государства старого света, как Швейцария и Германия. И не многим известно, что мусульмане имеют не менее древние традиции создания часов.

Возникновение и развитие мусульманских часов тесно связано с заповедями Ислама и восточной культурой. Древнейшими мусульманскими приспособлениями для счёта времени являются солнечные часы. Ещё в XIV столетии большой популярностью на мусульманском Востоке пользовались солнечные часы с двойным циферблатом. Первый, в виде ласточкиного хвоста, служил для определения времени по высоте Солнца, а второй – для определения Киблы. Одни из таких часов XIV века из города Алеппо, Сирия, можно увидеть на рисунке, приведённом ниже. При использовании их устанавливали вдоль меридиана, а затем поворачивали циферблат так, что можно было определить направление к Мекке от того или иного города, обозначенного на шкале.

В VI веке арабы освоили искусство создания водяных часов - клепсидр. Это приборы, в которых измерение временных промежутков происходит с помощью вытекающей из сосуда воды. Со временем арабские мастера научились создавать подлинные шедевры часового искусства того времени, снабжённые механическими устройствами различного действия. Так, известны часы, которые в начале IX века правитель Арабского халифата Харун аль-Рашид послал в подарок Карлу Великому. Эгингард, историограф Карла Великого, так писал об этих часах: «Абдалла, посол арабского короля, и два иерусалимских монаха с поручением от патриарха Фомы предстали перед императором. Оба монаха, Георг и Феликс, поднесли Карлу несколько подарков от арабского короля и, между прочим, позолоченные часы, изготовленные удивительно искусно. Особый водяной механизм указывал часы, означавшиеся еще боем от падения определенного числа шариков в медный таз. В полдень 12 рыцарей выезжали из стольких же дверей, закрывавшихся за ними. Еще много удивительного было в этих часах, но было бы чересчур долго все рассказывать. Император перенес их в свой дворец в Ахен».




















Водяные часы арабских мастеров широко использовались и для наблюдений в астрономических обсерваториях, и в быту. Мусульманские часы обладали весьма сложным автоматическим устройством. В качестве иллюстрации можно привести в пример знаменитые часы «Менганах», которые в 1358 году создал неизвестный факир. К корпусу этих часов было прикреплено дерево, а на нём гнездо и сидящая внутри птица с двумя птенцам. Ствол дерева обвивала змея. На террасе часов располагались девять врат. По мере вращения зубчатых колёс, приводимых в действие водяным механизмом, ворота открывались, и из них вылетали два орла. Змея жалила одного из птенцов и самка издавала крик. Из ворот выходила девушка-невольница, держащая в руке книжку, на которой был написан текущий час. Девушка замирала в позе приветствия.

В книге Аль-Хазини «Весы мудрости», написанной в 1121 году, описаны необычные часы, основанные на принципе взвешивания. К одному из концов рычага был прикреплён сосуд с водой, из которого вода вытекала через небольшое отверстие, так, что он опорожнялся за 24 часа. Когда резервуар наполнялся, вода удерживалась в равновесии с помощью гирь, закреплённых на другом конце рычага. Вода вытекала, и конец с пустеющим сосудом поднимался всё выше, а гири, напротив, опускались вниз. Время в этих часах определяли по высоте нахождения гирь.

Средневековый арабский инженер Аль-Язари, живший и работавший в конце XII – начале XIII веков, изготавливал сложные водяные часы с различными фигурными элементами. Так, известны его водяные часы с флейтовым сигнальным устройством для измерения промежутков времени – нечто вроде прообраза изобретённого много позже репетира. На водяных часах Аль-Язари не было циферблата. Время в них отображалось с помощью движущихся фигур. Вот как описывает работу часов Станислав Михаль в своём научном труде под названием «Часы. От гномона до атомных часов»: «Указательный механизм водяных часов Аль-Язари представляет собой скульптурные изображения четырех павлинов – павлин, два молодых павлина и над ними пава. Эта фигурная часть дополняется сверху 15 стеклянными шарами в полукруглом междукружье. Во время рассвета пава занимает положение, указанное на рисунке, а затем она медленно поворачивается клювом и движется до тех пор, пока не доходит до противоположного положения. Это движение она совершает за полчаса. Специальный механизм, управляющий движением стеклянных шариков, поворачивает первый из них так, чтобы стала видной красная половина его поверхности. В этот момент оба павлина под павой начинают двигаться, издают громкий свист, после чего находящийся внизу павлин начинает медленно поворачиваться и раскрывает веер своего пестрого хвоста. Затем пава снова возвращается в свое первоначальное положение. Этот процесс повторяется каждые полчаса до захода солнца, а количество стеклянных шаров с виднеющейся красной поверхностью указывает количество прошедших за это время получасов. Для различения ночных и дневных часов служил источник света, который ночью освещал стеклянные шары».

Таково славное прошлое мусульманских приборов времени. С развитием в мире механических часов, многие часовщики обратили своё внимание на восточный рынок. И это не случайно. Ислам тесно связан с необходимостью строгого контроля времени, и часы были необходимы верующим для точного соблюдения времени намазов и определения начала праздников и постов. Так появилось большое количество часов, позволяющих считывать время понятным для мусульман образом - с помощью традиционных числительных арабского языка. Циферблаты с цифрами украсили карманные, а позднее и наручные часы, и сегодня их нередко можно встретить в различных музеях мира.




















Восточный рынок интересен производителями часов и по сегодняшний день. Но в большинстве своём его наполняют несложные приборы с мусульманским дизайном и кварцевым механизмом. Сложные механические часы, подобные тем, что производят швейцарцы для европейского рынка, очень редко несут на себе печать Ислама.

Действительно, глубоко погрузиться в традиции мусульманского летосчисления под силу немногим. Но одним из таких немногих производителей часов для мусульман является российская мануфактура «Константин Чайкин». Предприятие выпускает как наручные, так и настольные часы с исламским календарём Хиджра.

Коллекция настольных часов мануфактуры называется «Лунная Хиджра». Это часы с двойным календарем. Основной календарь - мусульманский, то есть по ним можно узнавать дату и месяц по Хиджре. Дополнительный циферблат на 8 часов показывает дату и месяц по григорианскому календарю. Дизайн часов изобилует архитектурными мотивами, традиционными для мусульманских построек, а на основании механизма выгравирован 5 айят десятой суры священного Корана:

«Он - тот, кто даровал солнцу сияние, а луне - свет и установил для нее периоды, чтобы вы могли определять счет годов и счисление [времени]. Все это Аллах сотворил только по справедливости. Он разъясняет Свои знамения для тех, кто ведает [истину]».

Часы «Лунная Хиджра» дополнительно усложнены одноминутным турбийоном.




















Особенностью мусульманских наручных часов является их исключительная функциональность. Поэтому часы мануфактуры «Константин Чайкин» обладают редкой функцией, позволяющей не только читать время, но и определять границы постов и праздников по лунному календарю Хиджра.

Источник: Ислам в России
 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"