الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 













Oтсюда Ислам пришел в Россию

Дербентская Джума-мечеть, построенная еще в 7 веке, считается самой древней на территории России, и одной из древнейших во всем мире. Бытует мнение, что распространение Ислама в нашей стране берет свое начало именно отсюда. Сейчас это монументальное культовое сооружение продолжает поражать своим колоритом и торжественностью интерьера, притягивая все больше прихожан и туристов. К слову, в мечеть на молитву приходят и сунниты и шииты.













Прихожане мечети

Мечеть расположена в центральной (старой) части Дербента – древнейшего города в Дагестане и самого южного в России. Тут когда-то в каждом квартале была мечеть, но самая важная, по мнению горожан, всегда была Джума мечеть. Жители города очень гордятся, что их мечеть – самая первая в России и именно с ее стен и началось распространение Ислама на Кавказе, да и во всей России.

Как рассказал местный историк Шабан Магарамов, если быть точнее, проникновение Ислама на территорию современной России началось с города Баб-аль-Абваб.: «Это арабское название Дербента, что в переводе означает «Ворота ворот». За обладание Дербентом сражались лучшие полководцы давно исчезнувших государств. Через эти «ворота», примерно в 20-м году хиджры (642 г.) вошли в Дагестан посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить население к Исламу».

Как цитирует слова историка ИА «IslamNews», к 733 году в Дербенте было построено 7 мечетей и отдельно от них действовала Джума-мечеть, где горожане собирались для пятничного джума намаза. «Дата ее постройки это, примерно, 733-734 г. Позже при мечети было построено и медресе в 1474-1475 гг. За все это время мечеть много раз перестраивалась и менялась в облике. Неоднократно она подвергалась частичному разрушению вследствие землетрясений. Полное формирование всего комплекса было завершено только в 1815году. Тогда мечеть была самым крупным и красивым строением города», - рассказал Шабан Магарамов.

В советские времена в истории мечети произошли негативные события – в 1930 году она закрылась, а позже перешла в руки НКВД. Его сотрудники из мечети сделали тюрьму: «Тогда по всей стране была развернута атеистическая кампании, и закрылись многие храмы и христианские и мусульманские. Но тюрьмой нашей мечети, довелось пробыть не долго – ближе к концу великой отечественной войны ей вернули статус религиозного заведения.














Архитектурный облик мечети это несколько величественных ансамблей в которые входят само здание мечети, медресе и помещения для имамов. Эти постройки удачно сочетаются с архитектурой старой части Дербента, где не далеко расположена цитадель Нарын-кала, ханские бани, караван-сарай — средневековая гостиница для купцов, мавзолей персидской ханши Тути-Бике и т.д. К красивейшим постройкам города можно отнести древние армянскую и албанскую церкви.

Внутренняя планировка джума-мечети оотличается от современных: нет женских балконов на втором этаже, женская половина находится сразу за мужской.

Удивительный цветовой колорит кирпичных сводов, белизна стен и колонн, контрастируют с покрывающими пол яркими цветными коврами. Некоторые стены здания расписаны масляными красками. Это декоративный растительный орнамент и цитаты из Корана. В тихом дворике мечети растут 800-летние платаны, под широкой кроной которых прихожане прячутся от изнурительной летней жары.

На фасадной части мечети можно разглядеть шиитский символ «рука Фатимы» - пять пальцев пальцев символизируют пять членов семьи Мухаммада и пять столпов ислама.

Дербентская джума-мечеть – одно из немногих мест в России, где в месяц мухаррам можно увидеть, как верующие наносят себе удары металлическими цепями. Это шиитский обряд в память о мученической смерти Хусейна, сына имама Али, особо почитаемого шиитами зятя Мухаммада.















Это говорит о том, что мечеть приходят на молитву и шииты, и сунниты. Хотя отношения между ними довольно натянутые, и часто между ними происходят стычки – выяснения «кто обладает большим правом на мечеть». Недовольства возникают и из-за различий в богослужении, но старейшины и местные имамы стараются удержать хрупкий мир между представителями двух течений Ислама.

Несмотря на свой почтенный возраст, мечеть хорошо сохранилась. А для того, что бы ее красотой могли наслаждаться и следующие поколения - она была внесена в реестр Культурного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в комплексе вокруг нее уже не первый год ведутся восстановительные работы. Они коснуться не только самой мечети, а всего ансамбля прилегающих к нему зданий.


























Источник: Ислам Ньюс

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"