الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ



















Дамаск - город из «Тысячи и одной ночи»

К нынешним событиям, происходящим в Сирии, приковано внимание значительной части мира. И уже, кажется, что этот благословенный край не воспринимается иначе, чем место раздора. Забывая о многотысячелетней истории и богатом культурном и духовном наследии, которое Сирия дала миру.

Одним из самых ярких и запоминающихся памятников мировой истории и культуры является столица Сирии – Дамаск. Ведь именно про Дамаск Пророк Мухаммад (САС), увидев его впервые, сказал, что город показался ему чудесным изумрудом, окаймленным желтым песком. И восхищение Пророка (САС) неудивительно. Ведь и до того это место и этот город привлекали многие цивилизации, сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий в этом великолепном городе.

Впервые в письменных источниках государства хеттов город, расположенный у подножия горы Касьюн и в дельте реки Барада, где та разделяется на семь рукавов, упомянут в XVI веке до нашей эры под именем Дамашиас. Через полтора столетия город был захвачен египетским фараонов Тутмосом III, который назвал добычу на свой лад – Дамаска. Ныне по-арабски это название звучит как Димашк аш-Шам.

Однако археологи установили, что непрерывное существование городского поселения на территории Дамаска существует как минимум 6 тысяч лет. Тем самым делая Дамаск самой старейшей столицей среди всех стран мира. Более того, столица Сирии, таким образом, вошла в число двадцати самых древнейших городов человеческой цивилизации.

Естественно, что город с такой древней историей за время своего существования неоднократно переходил из рук в руки различных государств и властителей. Достаточно перечислить некоторых в хронологическом порядке: хетты; Египет; Ассирия; Нововавилонское царство; Персия; империя Александра Македонского; набетейцы; Римская империя; Византия… пока над Дамаском не было поднято зеленое знамя Пророка (САС).

И, конечно же, эта многообразная история не могла не отразиться на мифах и преданиях, которые окружали и продолжают окружать этот легендарный город Ближнего Востока. Самая яркая из них содержится в Библии и повествует о том, что именно на горе Касьюн, возвышающейся над Дамаском, произошло первое в истории человечества убийство - брат Каин убил брата Авеля. В самой горе до сих пор сохранилась пещера - предполагаемое место преступления, которая называется Магарат ад-дамм, то есть «Кровавая».

Средневековый арабский историк Ибн Асакир (XII в.) утверждал, что первой стеной, воздвигнутой после Всемирного потопа, была Дамасская стена, и относил возникновение города к IV тысячелетию до н. э.

А чего стоит эпический арабский сказочный цикл «Тысяча и одна ночь», в котором по частоте упоминаний Дамаск уступает только Багдаду?!

Более того, у большинства прославленных арабских городов есть свой постоянный эпитет, навсегда закрепленный за ними. Эпитет Дамаска - аль-Фейха - переводится как «обширный», а иногда и как «душистый».

Все это говорит о том, что Дамаск, по крайней мере, последние две тысячи лет играл и играет одну из ключевых ролей не только в мусульманской, но и во всемирной истории и культуре.

Особе развитие и значение столица Сирии приобрела после того как в 635 году (все даты по Григорианскому летосчислению) ее покорили арабы, и с этого времени начинается история Дамаска как мусульманского города.

Когда арабские войска осадили город, их прославившийся полководец Халид ибн аль-Валид из династии Омейядов обратился к жителям Дамаска с такими словами:

«Именем Всевышнего Милостивого, Милосердного. Вот что дарует Халид ибн аль-Валид жителям Дамаска, если вступит в город: он обещает подарить им безопасность для их жизней, имущества и церквей. Городские стены не будут разрушены, и в их домах не будут размещены мусульмане. С того момента получат они подданство Всевышнего и покровительство пророка Его, халифов и правоверных. И пока платят они налоги, не учинится им никакого зла».

И Халид ибн аль-Валид выполнил свое обещание. Более того, Дамаск впоследствии стал столицей Халифата, который со временем раскинулся от реки Инд на Востоке до Пиренейского полуострова на Западе. В ту эпоху Дамаск стал самым значимым и блистательным городом всего мира.

Именно в это время и были заложены основы развития и расцвета мусульманской культуры, создавший неповторимый образ Дамаска. Хотя и наследие предыдущих культур не было уничтожено – в городе сохранились до сих пор многие памятники римской и византийской эпох, культовые сооружения, как христиан, так и дохристианской эпохи.

Всех, кто посещал Дамаск, всегда поражала строгая параллельно-перпендикулярная планировка старой части города, сложившаяся в основном в XV веке н. э. Это объясняется теми самыми семью рукавами реки Барада, протекавшей через весь город. И хоть улицы в этой части Дамаска порой очень узки, они придерживаются практически строгого геометрического принципа. Это обстоятельство, в основном и отобразилось на формировании лица старого Дамаска.




















Именно в этой части города и располагаются древнейшие и самые уникальные памятники истории и культуры, из-за которых Дамаск был включен в реестр памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Перечислить и описать все памятники Дамаска – большой труд, но несомненно, что центральной, градообразующей композицией как старой части, так и всего города является неповторимая и знаменитая на весь мир Большая мечеть Омейядов. Еще временное здание мечети из самана на этом месте заложил сам Халид ибн аль-Валид, после овладения городом. И только в 706 году началось строительство того памятника мусульманской культуры, который знаменит ныне.

Сама мечеть представляет из себя огромный комплекс строений различного типа и назначения, но весь ансамбль выполнен исключительно в бело-черных цветах. Сама мечеть имеет четырехугольную форму с просторным внутренним двором, и отделена от внешнего мира прочной стеной.

Большая мечеть Омейядов почитаема во всем мусульманском мире не только за свою красоту и величественность – в ней находится много реликвий, священных для каждого правоверного. В мечети хранится ларец с волосами самого Пророка Мухаммада (САС).

А в молельной зале стоит гробница с головой пророка Яхйа (в христианстве известного как Иоанн Креститель – Предтеча, которому отрубили голову по приказу иудейского царя Ирода).

Один из трех минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса бен Мариам, то есть «Иисус, Сын Марии»).

К стене мечети с внешней стороны примыкает великолепный мавзолей Салах ад-Дина (построен в 1193 г.), в котором покоится прах легендарного воина, начавшего изгнание крестоносцев с Востока.

Есть еще немало памятных мест в старом городе Дамаска, например, кладбище Баб ас-Сагыр, на котором похоронено множество исторических персон. В их числе Билял Абиссинец – сподвижник Пророка Мухаммада (САС) и первый муэдзин Ислама, две внучки Пророка Мухаммада (САС), знаменитый ученый аль-Фараби и много других.



















Исторических памятников в Дамаске несчетное количество среди них - мечеть Такия ас-Сулеймания (1554 г., считается одной из самых красивых в арабском мире), многочисленные средневековые медресе и рынки, в том числе знаменитый базар «Сук-аль-Хамидийя» с караван-сараем Хан Асаад-паша и крупнейшим рынком пряностей Бзурия.

Но есть и еще один уникальный факт в богатой истории Дамаска. Один великий визирь дамасского халифа прославил город на весь христианский мир. Речь идет о всемирно известном христианском богослове и церковном писателе Иоанне Дамаскине. Он родился в ассирийской христианской семье и был визирем одного из арабских халифов. Главным среди них считается сочинение «Источник знаний», которое состоит из трех частей: «Диалектика», «О ересях» и «Точное изложение веры».

Дамаск – воистину город из сказок «Тысяча и одна ночь». Так не хочется чтобы над ним нависла «одна ночь».

Автор: Игорь Кун

Источник: UMMA inform
 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"