الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ




Умар ибн Абдул-Азиз – пятый праведный халиф

Умар ибн Абдул-Азиз родился в 680 году (63 г.х.) в Медине. Он принадлежал к курайшитскому роду омейядов, находившихся в то время у власти халифата. Его полное имя Умар ибн Абдул-Азиз ибн Марван ибн аль-Хакам ибн аль-Аас ибн Абд Шамс. Он является правнуком второго праведного халифа, великого сподвижника Умара ибн аль-Хаттаба (РА). Будучи халифом, Умар ибн аль-Хаттаб часто, натянув капюшон, выходил в город, чтобы узнать, как живут простые люди. Однажды ночью, обходя улицы Медины, он под утро устал и присел отдохнуть около одного дома и услышал следующий диалог матери и дочки:

- Дочка, просыпайся, пока не пришел молочник, надо успеть развести молоко водой.

- Мама, как можно такое делать? Разве ты не слышала, что халиф Умар запретил разбавлять молоко?

- Ну что ты, дочка! Халиф Умар сейчас сладко спит в своей постели. Как он может увидеть, как мы разбавляем молоко?

- Но мама, если халиф Умар и спит сейчас, разве Аллах тоже спит? Разве Аллах не видит нас? Разве Он не знает, что мы сейчас делаем? - сказала дочь, обращаясь к матери.

Мать молчала, не зная что ответить. Она поняла свою ошибку и раскаялась в своих словах.

Умар ибн аль-Хаттаб (РА), слушая этот разговор, тихо плакал про себя. Подрастало молодое поколение искренне верующих, которых любовь и трепет перед Аллахом удерживали от зла и грехов. Его слезы были слезами любви и благодарности Всевышнему Аллаху, который взрастил такое поколение. По возвращению домой первое, что сделал халиф – повелел своим сыновьям жениться на той девушке и женился на ней Асым.

От этого брака родилась будущая мать Умара ибн Абдул-Азиза.

Умар ибн Абдул-Азиз получил блестящее по тем временам образование. Несмотря на свое огромное состояние (его годовой доход составлял 40 тысяч динаров - это около 180 кг. золота) Умар славился своей скромностью и набожностью. В возрасте 26 лет его назначают наместником Медины, Мекки и Тайфа. За 6 лет правления Умар проделал огромную по своим масштабам работу: были проложены дороги, вырыты каналы и колодцы для сельскохозяйственных работ. Покинув должность наместника, Умар простым солдатом отправляется в составе армии халифата на войну с Византией.

В то время халифатом правил его дядя Сулейман ибн Абдуль Малик. Когда болезнь Сулеймана усилилась, он, посоветовавшись с окружением, пожелал завещать власть своему племяннику. Боясь, что Умар откажется от власти, халиф скрыл от него свое завещание. Когда после смерти Сулеймана, при большом стечении народа, было оглашено завещание, Умар публично попытлся отказаться от власти. Однако все присутствующие присягнули преемнику.

Так Умар ибн Абдул-Азиз становится в 99 году Хиджры правителем огромной державы, границы которой простирались с востока на запад– от Китая до Испании, и, с юга на север – от Аравии до Кавказа, Средней Азии.

Став халифом, Умар отказывается от окружавшей его роскоши. Он покидает дворец, поселяется в простом доме и жертвует все свое состояние в казну государства. Жена халифа Фатима, следуя примеру мужа, сдала в казну даже свои украшения. У него остался земельный участок, который приносил в год всего лишь 200 динаров.

Несмотря на то, что в казну поступали огромные средства, он не брал себе ни дирхема. Дошло до того, что приближенные решили напомнить ему о том, что даже праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (РА), почитаемый как образец набожности и искренней веры, получал небольшое содержание из государственной казны, на что он возразил, сказав, что у Умара ибн аль-Хаттаба не было никакого имущества в то время, как у него оно есть.

Богатым и изнеженным родственникам халифа пришлось потуже завязать пояса. Халиф отказался от ненужной многочисленной придворной армии прислуг. Кроме того, Умар для себя оставил лишь одну смену одежды.

Сообщается, что порой халиф задерживался на пятничную проповедь, дожидаясь пока высохнет выстиранная одежда. Известно, что столь сильное духовное воздействие на него оказал великий ученый Хасан аль-Басри, который был известен аскетизмом в земной жизни. Они тесно общались и вели постоянную переписку.

Передается, когда Умар стал халифом, он вызвал к себе ученых Салима ибн Абдуллаха, Мухаммада ибн Кааба Каразий и Раджа ибн Хайва, и попросил у них совета: «Я изнурился этим делом, дайте мне совет». Тогда Салим сказал ему: «Если ты хочешь спастись от наказания Аллаха, то пусть старшие из мусульман будут у тебя на уровне отца, взрослые – на уровне брата, а маленькие – как сыновья. Так уважай отца, будь щедр к брату и будь сострадательным и нежным к ребенку». А Раджа ибн Хайва наставил: «Если хочешь спастись от огня, то желай для мусульман то, что желаешь для себя, а что ненавидишь для себя, то ненавидь и для них, после чего можешь умирать».

Так же приводится, что когда Умар стал халифом, он поднялся на минбар и сказал: «О люди, поистине, меня не спрашивали в этом деле, и вам не давали выбора». И спустился с минбара. Тогда народ ответил: «Мы выбрали тебя, о правитель верующих, и мы довольны тобой». Тогда Умар снова взобрался на минбар, восхвалив Аллаха и помолившись за Пророка (САС), сказал: «Я советую вам бояться Аллаха, поистине, за всем стоит страх перед Аллахом. Работайте ради последующей жизни, поистине, кто работал для последней жизни, тому Аллах достаточной сделает эту жизнь. Исправляйте ваше сокрытое и Аллах исправит ваше открытое. Помните о смерти и делайте хорошую подготовку к ней, прежде чем она навестит вас. В этой Умме нет разногласий относительно веры в Аллаха Всемогущего или в Пророка (САС), но есть разногласия относительно динаров и дирхамов. И я клянусь Аллахом, что не заберу у человека то, что принадлежит ему по праву». Потом повысил голос и продолжил: «О люди, повинуйтесь мне, пока я повинуюсь Аллаху, а если я ослушаюсь Аллаха, то не слушайтесь меня».

Придя к власти, Умар кардинально преобразовал социальную организацию общества. Он предоставил подданным право на свободное перемещение, выстроил постоялые дворы для путников, выкопал много колодцев, построил дороги.

В результате проведенных им экономических реформ вырос уровень жизни населения - в халифате практически не осталось нищих. Люди жили так хорошо, что затруднялись найти тех, кому нужно было бы платить закят. Во все провинции Халифата был разослан указ Умара: «Кого притеснили, пусть входит ко мне без разрешения». Интересно, что закон предусматривал оплату дорожных расходов.

Ученые и исследователи были поставлены на полное материальное обеспечение. «Научные искания не должны отвлекать финансовые проблемы», - считал халиф.

Каждый житель халифата, обремененный долгами, независимо от вероисповедания, получал гарантию погашения долга за счет специально установленных государственных фондов. Каждый желающий обзавестись семьей и не имеющий на это средств получал необходимую сумму из казны.

Время правления Умара называют эпохой наибольшего распространения Ислама. Жители провинций Халифата в массовом порядке принимали Ислам. Наместники этих земель, опасаясь уменьшения поступлений налогов в бюджет, предложили Умару сохранить для новообращенных джизью (годовой налог с немусульман). Возмущенный халиф пылко возразил: «Аллах отправил Мухаммада (САС) направляющим на прямую стезю, а не сборщиком налогов!»

Результаты, достигнутые Умаром за короткое время, поражали воображение. Но спустя всего лишь три года эпоха справедливого правления была неожиданно прервана. В возрасте 40 лет Умар внезапно умирает. По одной из основных версий, халифа отравили его приближенные из рода омейядов. Строгий пуританский образ жизни халифа, его щепетильное отношение к казне и справедливые реформы явно были ненавистны их неуемным и алчным желаниям.

Период правления Умара ибн Абдул-Азиза, известного, как одного из самых набожных и справедливых правителей за всю историю Ислама, иногда сравнивают с эпохой четырех праведных халифов, правление которых полностью соответствовало Божественному порядку. Поэтому Умара ибн Абдул-Азиза называют еще и пятым праведным халифом.

Перед смертью Умар ибн Абдул-Азиз попросил присутствующих сесть рядом. Они сели. Затем он обратился к Аллаху: «Ты мне велел, но я был небрежен. Ты мне запрещал, но я ослушался. Но я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха».

Халиф Умар ибн Абдул-Азиз умер в Дамаске, в месяц Раджаб 101 года Хиджры, что соответствует 720 году по христианскому летоисчислению. Да смилуется над ним Всевышний.

Подготовил материал Расул РАХАЕВ.

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"