الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

























Последний кадий Нальчикского округа

Будущий кадий, чья жизнь была необычной, родился в 1829-м году в ауле Ашабова (один из аулов, вошедших ныне в селение Малка). Для того чтобы понять его происхождение нам надо немного углубиться в родословную Канкуловых.

По родословной кабардинских князей и мурз ХVII века, приведенной в первом томе книги «Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв.» вышедшем в 1957-ом году в Москве, видно, что Шагануко, давший начало роду Шегануковых, прямой потомок праотца кабардинских князей Инала. У Шагануко был родной брат Казыко, который был родоначальником Атажукиных. У Шагануко было по одним данным пять, по другим шесть сыновей. А старший Алегуко со своим двоюродным братом Хатокшуко руководил так называемой Казыевой Кабардой в течение долгого времени.

Известный европейский автор конца XVIII-го века Ян Потоцкий писал про Шегануковых: «Главы этого семейства не допускали, чтобы другие князья садились раньше их. Они не разрешали, чтобы лошадей других князей поили водой тех же речек, или, как минимум, выше по течению того места, где поились их собственные лошади. Когда им хотелось вымыть руки, они приказывали молодому князю держать перед ними таз. Они считали ниже своего достоинства посещать «поки», или собрания князей. И вот что из всего этого вышло. На одном из таких всеобщих собраний они были осуждены на уничтожение. Судьи взяли на себя роль исполнителей приговора, ими же вынесенного. Ничто не вышло наружу до момента исполнения приговора. Когда пришел фатальный день, все князья семейства Чегеншукхо были заколоты кинжалами с их детьми и беременными женами».

Согласно родовому преданию Канкуловых, братьев Шегануковых пригласили в гости, и после того как они все опьянели, заблокировали в доме и сожгли. Согласно другим сведениям, якобы, после того как они пригласили к себе в гости Хатокшуко Казиева и угостили мясом его же лошади, оскорбленный князь как бы и организовал их уничтожение.

Итак, как бы это ни происходило, истребление Шегануковых имело место быть в конце XVII-го века. После того как приговор был вынесен, отец одной из снох этого рода, принадлежавший к уважаемому роду Тыжевых, заблаговременно забрал к себе свою беременную дочь и отправил к родственникам в Абхазию. Вскоре родился мальчик, и как в то время часто бывало, он стал продолжателем рода. У тех абхазов была крепостная семья по фамилии Кул (Къул) и мальчик стал их воспитанником (къан). В то время было в порядке вещей отдавать своих сыновей на воспитание в другие семьи, особенно княжеских. И так получилось, что со временем потомка Шегануковых назвали Канкул (Къанкъул). Когда он подрос,то некоторое время жил с матерью в Грузии у своей тети (дочери Алегуки), которая (и по данным Шоры Ногмова) была когда-то выдана замуж за местного князя, а затем перебрались в Черкессию.

Отец Ахмеда Екуб был правнуком Канкула, согласно их родословной ветви. К тому времени, когда Ахмед стал юношей, большинство семей Канкуловых жили в ауле Ашабова были возле реки Малки. Передают, что Ашабовы не хотели, чтобы они поселились выше их по течению, так как Ашабовы были дворянского сословия, а не прошеные гости были неизвестно какого. Однако вмешались Атажукины, и им пришлось смириться.

Первым учителем Ахмеда был Закерей Канкулов, который согласно архивным данным (ЦГА КБР ф.2, оп.1, д.908, л. 1-15.) был муллой соседнего с Ашабова аула Трамова с 1856 года.К нему часто приезжали его коллеги из других аулов, и один из них кумык по национальности, удивленный способностями его племянника, предложил отправить юношу на учебу в Дагестан. Здесь отметим, что Ахмед обладал исключительной памятью даже в столетнем возрасте. В то время Имам Шамиль воевал с царскими войсками, то есть еще продолжалась русско-кавказская война и, конечно, с дагестанцем не согласились. Однако после того как Ахмед вдруг пропал, он признался, что тайком от родных отправил юношу в Дербент. Сначала старейшины рода сразу же хотели послать за ним, но решили повременить. А когда через пару лет все же послали, выяснилось, что Ахмед в числе других одаренных учеников отправлен в Турцию. После этого события о нем долгое время не будет вестей…

Отец Ахмеда Екуб тоже оставил достойную память о себе не только в своем роду. По архивным данным (ЦГА КБР ф.2, оп.1, д.26, л.23-25 об.), он был в списке избирателей (от аула Ашабова), выбиравших в 1861 году членов участковых и окружных судов. Другими словами, они создавали новый орган власти, поэтому, собственно, имена этих выборщиков сохранились. Тогда, конечно, он не знал, что его сын вернется и станет шариатским судьей. Имя Екуба упоминается и в этом документе ЦГА КБР ф.40, оп.1, д.96, л.37-42 об. Согласно ему, он вместе с Эдиджем Атажукиным и Карабатыром Аджиевым были избраны от аула Ашабова в качестве почетных старейшин для решения разных вопросов, связанных с ходом земельной реформы.

В Стамбуле Ахмед тоже выделялся способностями и «кавказской» красотой. На закате своих лет он любил вспоминать, как в качестве поощрения нередко бывал с «избранными» в том саду, где часто видел гуляющего по ней султана. В те годы во дворцах монархов было принято содержать не только красивых юношей, но даже темнокожих детей. Когда ему было за двадцать, знатный паша его хорошо устроил. Сообщается, что как-то Ахмед говорил, что был женат на его дочери, но не любил вспоминать об этом.

Его спокойная жизнь продолжалась до тех пор, пока Имам Шамиль по пути в хадж не прибыл в Стамбул. Ахмед-хаджи часто вспоминал о том, как восторженно тогда встречали Шамиля. Известно, что в Аравию великого имама сопровождали в основном выходцы из Кавказа, но Ахмед не был среди них, о чем потом жалел. Впрочем, вскоре он поехал на Арабский Восток, где задержался на несколько лет, и вернулся в Стамбул с бесценными знаниями в разных областях, включая и медицину. Здесь он прожил несколько лет, и решил, наконец, вернуться в Кабарду.

Разумеется, возвращение такого сына домой для Канкуловых стало большим радостным событием. Весть о том, что из Стамбула вернулся ученый-богослов со слугами и книгами быстро распространилась. Многие специально приезжали в аул Ашабова, чтобы послушать и посмотреть на него. В то время он был одним из образованных людей Кабарды, и когда через несколько лет ему предложили стать кадием, он согласился. Надо отметить, что тогда кабардинцы и балкарцы жили по нормам Шариата кади был более весомой фигурой, чем это может показаться. До этого, как передают, Ахмед преподавал не только в местном медресе, (которые были в большинстве аулов как Кабарды, так и Балкарии), но и читал проповеди по всему Нальчикскому округу. Также сообщается, что он способствовал открытию новых медресе, пользуясь своими связями в Стамбуле, снабжал их необходимой литературой, приглашал ученых из Турции и Дагестана. И уж, наверное, не стоит и говорить о том, что тратил средства на близких и нуждающихся. Разумеется, у него были ученики (некоторые из них погибнут мученической смертью в сталинских лагерях).

Передают, что по предложению Ахмед-хаджи незадолго до конца XIX-го века, (к двухсотлетию истребления рода Шегануковых), на берегу реки Малка состоялся первый сход рода Канкуловых, коих уже было около двадцати семей. Тогда был поднят вопрос о возвращении им своих владений, но они довольствовались значительными материальными компенсациями от Атажукиных. Ныне почти все кабардинские и балкарские роды периодически проводят сходы, и, наверное, многим читателям не безынтересно будет узнать, что именно Канкуловы положили этому начало, созвав свой очередной сход в 1990-м году к трехсотлетию гибели дома Шегануковых. Однако особо отметим, что Ислам требует от нас поддерживать родственные связи. В первом номере нашей газеты за 2012 год под рубрикой «Хадис номера» отмечалось, что человек, указавший на благое, подобен тому, кто его совершает. И если в свое время Ахмед-хаджи действительно предложил такое впервые, вероятно, руководствовался подобными хадисами, то есть, собирая сход своего рода, для укрепления родственных связей.

В номере №12(32) за 2011 год, газеты «Ислам в Евразии»в статье под названием «Шариатское движение в Кабарде», мы отметили, что Ахмед-хаджи упоминается в книгах известного в КБР историка О. Л.Опрышко.Так на 11-ой странице его книги «Бывают странные сближения…» буквально читаем: «Под сотенным списком, помеченным 3-го апреля 1904 года, написано: «Поименных в сем списке лиц к присяге приводили:

кади Нальчикского городского суда Ахмед Канкулов…

При привидении к присяге присутствовали:

Начальник Нальчикского округа полковник Страхов;

Командир сотни штабс-ротмистр кн. Бекович-Черкасский.»

Здесь говорится о кабардинской сотне, отправленной тогда на русско-японскую войну. Тогда они приносили клятву на Коране перед кади. В сегодняшней России такое возможно, наверное, только в Чеченской Республике, где генофонд народа не растворяется в алкоголе,где нет сиротских приютов, и лучше поддерживают родственные связи…

В книге Опрышко под названием «На изломе времен…» говорится, что в своем циркуляре от 3 августа 1914 года начальник Нальчикского округа Клишбиев извещал старейшин Кабарды и Балкарии, что в «какую-то» комиссию назначил от Атажукинской фамилии Атажукина и Хаджи-Ахмед Канкулова и Бекович-Черкасского. Сообщается, что именно кади окончательно помирил эти два княжеских рода. Еще со времен Алегуки и Хатукшока Казиева они были кровниками. Как известно, Черкасские, уезжая в Москву и поступая на службу царя, меняли имя и принимали крещение. Это всегда раздражало не только Атажукиных, считавших себя мусульманами. И, как мы видим по выше приведенной книге, в свое время Алегуко Шегануков не только коварно убил двух Черкасских, но и не выдавал их тела.

Сообщается, что Ахмед-хаджи принимал активное участие в общественно-политической жизни. К сожалению, ввиду потери архивных данных, мы не можем вдаваться в подробности, но и без конкретных примеров понятно, что у кадия хватало дел связанных с его прямыми обязанностями, ибо кавказцы всегда отличались горячностью. Правда, небольшие нарушения норм Шариата на местах рассматривались муллами.

После установления советской власти, когда новая власть начала репрессировать религиозных деятелей всех конфессий, за него заступился другой видный сын рода Канкуловых по имени Маша. Он до этого был известным купцом (даже чиновником), а затем революционером, и в двадцатые годы XX-го века занимал различные руководящие посты. В свое время, когда за организацию Зольского восстания Маша разыскивался властями, Ахмед-хаджи спрятал его в Карачае, где его дочь была замужем за местным кади. В самом начале тридцатых, когда семью Ахмед-хаджи с ближайшими родственниками сослали в Среднюю Азию, Маша, который тогда был первым секретарем пятигорского райкома партий (Пятигорск тогда входил в состав Кабардино-Балкарии) в последний момент «отстоял» столетнего старика.

К этому времени те Канкуловы, которые жили в селении Малка, окончательно перебрались на левый берег одноимённой реки в село Камлюково, основанное по предложению Маши в 1928-м году. Отметим, что несмотря на другое время, и тогда Канкуловы заняли опять верхнюю часть нового села, и никто им не посмел возражать, ибо некоторые их сыновья были не менее «горячи» своих предков Шегануковых.В то время Маша был полон решимости покончить не только с тем «беспределом», что чинил руководитель республики Калмыков, но и с ним самим. Однако бывший кади отговорил его от этого, и сам Маша, оставив свой пост в Пятигорске, стал директором Малкинского конезавода.

Многим читателям известно, что есть хадисы запрещающие стремление к власти. В одном хадисе буквально говорится: «Поистине, вы будете стремиться к власти, а в Судный день об этом пожалеете!». Видимо, подобными хадисами руководствовался Ахмед-хаджи, давая свой совет. Однако спустя пять лет, Маша был вновь призван на партийную работу. Проработав полгода в должности председателя Президиума Верховного Совета КБАССР,он был репрессирован в конце 1937-го года. Помимо «уклонения от строительства социализма и растраты народного добра на породистых лошадей», он также обвинялся в том, что в своё время воспрепятствовал осуществлению «справедливого революционного суда» над бывшим кади, всю жизнь работавшим (на взгляд строителей светлого будущего)на «охмурение народа исламской темнотой». Таким вот парадоксальным образом переплелись судьбы двух наиболее известных сынов рода Канкуловых: один был на страже Ислама, а второй, будучи убежденным революционером, был на другой стороне.

Ахмед-хаджи за свою долгую жизнь был женат семь раз, и при этом он следовал примеру Посланника Аллаха (САС),то есть руководствовался благородством души. Как известно, противники Ислама по-своему истолковывали причины многожёнства Пророка (САС), хоть, порой, и знали истину. Мы знаем, что мусульманскими учёными более чем подробно описаны причины женитьбы «печати пророков» (САС) на матерей правоверных (РА).

Ахмед-хаджи, разумеется, довелось увидеть своих внуков, сыновей своего сына Махмуда, а второй его сын Газиз (который родился, когда кадию было 83года) погиб в Великой Отечественной войне. В самом конце жизни Ахмед-хаджи закопал в большом сундуке некоторые свои книги и все свои труды на различные темы. Позже по предложению Карабия Канкулова, работавшего в послевоенное время первым секретарем Нагорного райкома партии КБАССР, с привлечением саперов пытались отыскать «этот клад» там, где бывший кади прожил последние годы, но безуспешно.

Рассказывают, что бывший кади предсказывал, что такая страна как СССР долго не может существовать, но это, наверное, не значит, что он знал скрытое. Известный исламский ученый XX-го века Сейд Кутб с трагичной судьбой (если такое можно сказать о мучениках веры), в своей известной работе под названием «Будущее принадлежит Исламу» тоже не только высмеивал марксизм-ленинизм, но и твердо отмечал, что Советский Союз неизбежно развалится.

Ахмед-хаджи скончался в самом начале зимы 1932-го года на 104-м году жизни, претерпев в последние годы жизни немало испытаний. И многие дивились тому, как этот почтенный старец был крепок духом, и чем бы ему ни угрожали разного рода персоны, он ни словом, тем более, ни сердцем не отрекся от Ислама, чему посвятил свою жизнь. И ныне здравствующий внук Ахмеда-хаджи ветеран войны девяностолетний Анвар, будучи малолетним мальчиком был свидетелем подобных случаев.

Его внуки вернулись на свою малую родину из Средней Азии в середине пятидесятых. С тех пор большинство его потомков проживают в КБР. На небольшой мраморной плите, которую они установили на могиле деда в камлюковском сельском кладбище, есть слова благодарности в адрес Маши. А мы знаем, что похвалы достоин только Аллах Господь миров (хвала Ему), и верим в предопределение. Если бы в предвечности было записано, что Ахмед-хаджи закончит свои дни в сталинских лагерях как Маша, так оно и было бы.Согласно достоверному хадису лучшими из людей являются те, кто живет долго и чьи дела хороши. Мы знаем, что Ахмед-хаджи прожил долгую жизнь, и думаем, что его дела были хороши.

Выше упоминалось, что некоторые его ученики также погибли в лагерях. Наверное, многим читателям старших поколений известно, что перед самым приходом немецких войск в нашу республику, сотрудники НКВД собрали почти всех «неблагонадежных» мулл и отправили в Сибирь. Достоверно известно, что им предлагали освобождение при условииосквернения Священного Корана, и лишь один из них сделал это, так как он был в юном возрасте. С его слов известно, что, к примеру, одного из лучших знатоков Ислама в довоенной республике Умара Бугова тогда на глазах других замуровали в бетоне, чтобы устрашить. Однако и остальные предпочли мученичество. Наверное, такие личности как Ахмед-хаджи и являются опорой Ислама...

Да помилует Аллах Всевышний тех, кто стоял и стоит на страже исламских ценностей!

Материал составлен со слов старейшины рода Канкуловых,

Рафикъом БАСЫРОВЫМ.

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"