الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

























Золотоордынский хан Узбек: вопросы и ответы

По теме принятия Ислама в качестве государственной религии Золотой Орды написано и сказано немало. Тем не менее вопросы все еще остаются. Связано это с тем обстоятельством, что тему этой великой евразийской державы Средневековья в российской историографии традиционно недолюбливают, а также и с недостатком источников по истории Золотой Орды.

Казалось бы, имеется замечательный объемный сборник «Золотая Орда в источниках», собранный В. Г. Тизенгаузеном еще в XIX столетии и продолженный советскими востоковедами. Однако на сегодняшний день в научный оборот включены и многие другие источники, неизвестные или не до конца оцененные до середины ХХ века, некоторые из которых даже не переведены на русский язык. Посмотрим на совокупность этих данных, чтобы разобраться с одним из важных вопросов — когда же именно на престол взошел хан Узбек, который и принял Ислам в качестве официальной религии Золотоордынской державы?

Так, крупные специалисты Б. Д. Греков и А. Ю. Яку­бовский в своей знаменитой работе «3олотая Орда и ее падение» датируют восшествие на престол хана Узбека 1312-м годом. Эта же дата указана и в монументальном атласе «Тартарика», изданном Институтом истории им. Ш. Марджани Академии наук Татарстана в 2005 году.

Однако Г. В. Вернадский в работе «Монголы и Русь» начинает правление Узбекхана с 1313 года. Точно так же, 1313 годом, датирует начало царствия Узбека Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Итак, различие в датах — налицо.

Казалось бы, существенной разницы между этими двумя датами нет. Но точность в вопросе не помешает, особенно учитывая два обстоятельства. Во-первых, это показатель нашего уважительного отношения к истории и нашего знания источников, без чего историческая наука превращается в псевдонаучную мифологию. Во-вторых, точное выявление указанной даты поможет мусульманам России и стран Содружества Независимых Государств определиться с празднованием юбилейного года — 700-летия принятия Ислама в качестве государственной религии на всем пространстве центральной Евразии, которое в ту эпоху занимала Золотая Орда.

Обратимся к источникам. Согласно Кашани, ханпредшественник Тохта скончался 9 августе 1312 года. Это четко указано в работе Д. де Визе Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tukles and conversion to Islam in historical and epic tradition, изданной в Пенсильвании в 1994 году (стр. 108).

Далее в дело вступает такой хорошо осведомленный информатор, как шейх альБирзали — современник хана Узбека. «Когда этот царь [Тохта] умер, то после него воцарился Узбекхан, человек лет тридцати. Он исповедовал Ислам, отличался умом, красивой внешностью и фигурой». АльБирзали недвусмысленно сообщает дату воцарения Узбека: «На престол царский он [Узбекхан] вступил в конце рамазана этого, т. е. 712 года [январь 1313 года]» (Золотая Орда в источниках. Т. 1. Арабские и персидские сочинения. — М., 2003, стр. 88). Вышеприведенные сведения из исторических источников — сами по себе достаточно четкие — подтверждаются и данными нумизматики. Самые ранние монеты Узбекхана, довольно редкие, датируются 1313 годом.

Компилируя сообщения разных источников, мы видим, что между смертью Тохты и воцарением Узбека прошло почти полгода, точнее, 5 месяцев. Это вполне укладывается в ту канву, в которой развивались события — не просто борьбы за трон, но выдвижения ставленника промусульманской партии, с последовавшим затем разгромом сторонников язычества. Разные источники называют имена лидеров мусульманской общины Золотой Орды, которые и лоббировали фигуру Узбека — это один из крупнейших эмиров государства КутлугТимур с его братьями; факих Имамеддин бин аль­Мескири и др. И сам факт борьбы за престол между партиями мусульман и шаманистов, и принадлежность к Исламу тех, кто стоял за Узбеком, позволяют предположить, что к моменту воцарения новый хан уже был мусульманином. Однако, согласно Ибн Дукмаку, Узбек принял Ислам только после вступления на престол; затем он «устроил себе соборную мечеть, в которой совершал все [пять] молитв». В момент принятия Ислама хан получил новое имя — СултанМухаммед. Это сообщение ничуть не противоречит нашему предыдущему выводу: официальная, торжественная церемония принятия Ислама действительно состоялась только после воцарения Узбека на ханском престоле, но в действительности этот юный Чингизид находился под сильнейшим влиянием промусульманской партии и до этого события.

Мы можем понять, почему Греков и Якубовский датировали воцарение Узбека 1312-м годом: для них, писавших в 1930-х годах и создавших, по сути, первую системную академическую работу по истории Золотой Орды в отечественной науке, такая ошибка была простительной и не принципиальной. Но почему ее штампуют современные историки и даже целые коллективы — в частности, в таком крупном востоковедческом центре, как Казань — совершенно непонятно!

Вообще, хану Узбеку сильно не повезло в плане наших познаний о нем. Как мы уже процитировали выше, для современников он запомнился как человек с «красивой внешностью и фигурой». Однако в том же широкоформатном атласе «Тартарика» АН Татарстана представлена историкохудожественная реконструкция Узбека, на которой он предстает безобразным, жирным стариком с отвратительным лицом. Как это контрастирует с благородным старцем, изображенным на средневековой персидской миниатюре!

Но дальше — еще хуже. Ученым достоверно известно место, где захоронен хан Узбек и его потомки, однако никто не удосужился хоть както обозначить его — ни на местности, ни в научнопопулярных трудах. Прежде чем продолжить эту тему, я предлагаю вспомнить, чем мы обязаны этому правителю. Принятие Ислама при хане Узбеке имело глобальные последствия, в отличие от прихода этой религии в Дербент и Булгар. Если в доордынскую эпоху Ислам на территории нынешней Российской Федерации являлся региональной, локальной религией, то после 1312-1313 годов он превратился в мощнейшую религиозноидеологическую систему, господствующую на огромных пространствах Золотой Орды: от Румынии на западе до Алтая на востоке, и от Казани на севере до Бухары на юге.

Именно при Узбеке повсеместно в Золотой Орде развернулось такое масштабное явление, как градостроительство. В Поволжье и Крыму, Хорезме и на Северном Кавказе были построены многочисленные города и ремесленные центры, ставшие местом сосредоточения и распространения уникальной симбиозной цивилизации Золотой Орды, сочетавшей кочевнические и типично городские традиции. Некоторые памятники этой эпохи — как мечеть Узбека в Солхате (Крым) — сохранились до сих пор. Иных уж давно нет, но мы знаем о величии этих центров, которые посещались крупными учеными, географами, историками и богословами со всего света. Таков был Сарай — один из крупнейших городов мира той эпохи.

Немало и других явлений, которым мы обязаны хану Узбеку — например, почти все тюркомусульманские нации России и СНГ получили свое оформление в его эпоху. Поволжские и крымские татары, казахи и узбеки, ногайцы и каракалпаки и другие народы сложились как близкородственные нации в рамках Золотой Орды, пик развития которой приходился на время именно его правления.

Несмотря на все это, мало кто предпринимает усилия по сохранению памяти об этом великом человеке. Никто не спешит хоть както исследовать и сохранить для потомков мавзолей в Лапасе, где похоронен хан Узбек. Не торопятся ученые даже с переводом на русский язык и изданием в нашей стране вышеназванной книги де Визе, внесшей весомый вклад в дело изучения исламизации народов центральной Евразии. Хотя, казалось бы, финансирование для подобных проектов в мусульманских республиках России имеется.

Наверное, мы еще не до конца оценили величие наших предков. Возможно, многие и вправду считают, что памятники Булгара в Татарстане имеют прямое отношение к доордынской Волжской Булгарии, в то время как самые ранние из сохранившихся здесь построек (Восточный и Северный мавзолеи) датируются эпохой хана Узбека. Быть может, мы еще не раз будем конструировать нашу историю, исходя из региональных предпочтений. Истина от этого не станет меньше, и правду не сделать кривдой. Рано или поздно ростки подлинного знания нашей истории пробьются наверх, и новое поколение российских мусульман сделает то, чего не смогли сделать все предшествующие — восстановить истину во всей ее красе и увековечить память великих предков.

Дамир Хайретдинов, Историк

Источник islamrf.ru

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"