الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

Мусульмане во Франции. Зеленое знамя над Сен-Тропе
















История Ислама в Европе насчитывает уже не одну сотню лет. В течение этих столетий выдающиеся достижения мусульман в области литературы, медицины, математики, географии, истории и архитектуры стали частью европейской цивилизации.

После падения последнего в Западной Европе исламского государства Аль-Андалуса, об этих достижениях европейцы стали постепенно забывать. И даже в наше время многие французы, испанцы, итальянцы и португальцы не подозревают, что живут на земле, на которой раньше цвели посаженные мусульманами сады, возвышались неприступные крепости, в городах звучала арабская речь, а с минаретов раздавался призыв на молитву – азан.

В 732 году армия арабского полководца Абд ар-Рахмана потерпела поражение в битве при Пуатье. Но на этом война с франками не была закончена. Спустя менее трех лет мусульманское войско во главе с новым правителем Испании Укба ибн аль-Хаджаджем двинулась в Галлию. Арабам удалось захватить большинство важнейших городов Прованса, в том числе Арль и Авиньон. Следует отметить, что провансальцы по доброй воле пошли на союз с мусульманами, призвав их оказать помощь и защитить от разбойных нападений франков. Во время штурма Авиньона рядом с мусульманами сражались и христиане-провансальцы. Причиной такого удивительного поведения жителей южной Галлии были грабежи и поборы со стороны франков.
















Арабская армия в бою

Как и в битве при Пуатье, главным противником объединенной арабско-провансальской армии был франкский майордом Карл Мартелл, который в серии сражений сумел вытеснить мусульман из Прованса. Однако его поход на арабский форпост в Галлии – крепость Нарбонну, закончился провалом.

В течение последующих двадцати лет франки делали все возможное, чтобы изгнать мусульман за Пиренеи, тем самым не допустив распространения Ислама в Галлии. Это был период, когда Арабский халифат вступил в полосу жесточайшего политического кризиса, результатом которого стала гражданская война. В этих условиях удерживать Галлию стало невозможно. В 759 году пал последний оплот мусульман – Нарбонна.

Но на этом история Ислама в средневековой Франции не закончилась.

Приблизительно в 890 году на побережье Прованса, там, где сейчас находится знаменитый курорт Сен-Тропе, высадилась небольшая группа испанских мусульман. Им удалось создать в этом месте свой форпост, который получил название Джаляль-аль-Хиляль. Через некоторое время, мусульмане построили на средиземноморском побережье крепость Фраксинет.

Это был период, когда мусульманский флот практически безраздельно господствовал в западном Средиземноморье. Отважные арабские моряки создали базы на Балеарских островах, Корсике и западной Сардинии. Значительная часть морской торговли оказалась сосредоточена в руках мусульман. В те времена в христианской Европе этих моряков нередко называли пиратами. Да и в наше время историки, не задумываясь, вешают ярлык «пирата» на мусульманских покорителей морских просторов.

А как было на самом деле? Действительно, мусульманский флот регулярно атаковал торговые корабли христиан, но при этом арабы придерживались определенного кодекса ведения войны на море.

В юридическом трактате Ибн Сахнуна, который датируется серединой IX века, говорится:

«Что касается кораблей румов, захваченных в море, – будь то вблизи наших берегов или далеко от них – то есть две возможности. Если эти корабли принадлежат купцам, ведущим торговлю с мусульманами, их захват незаконен, если только [корабли не находятся] в водах [христиан], направляясь в неисламские земли… В тоже время, если в открытом море захвачен корабль, идущий из земель франков или откуда-либо еще, и команда заявляет: "Мы находимся под защитой правителя Андалусии, которому платим подушную подать", – то есть две возможности: или они предъявят доказательства, подтверждающие их слова, или их корабли станут добычей».

В Провансе при поддержке местного населения мусульмане быстро заняли господствующее положение. В середине Х века эмират Джаляль-аль-Хиляль контролировал территорию от Средиземного моря до нынешней Швейцарии, включая город Гренобль, и от Италии до Марселя. В 940 году Джаляль-аль-Хиляль перешел под власть могущественного Кордовского халифата, которым правил Абд-ар-Рахман ІІІ. Халиф мечтал о полной исламизации Европы. С этой целью он вступил в переписку с императором Священной Римской империи Оттоном I. В своих письмах Абдеррахман ІІІ убеждал императора принять Ислам. В качестве жеста примирения халиф отдал распоряжение наместнику Джаляль-аль-Хиляль прекратить военные операции против христиан. Но миротворческая затея Абд-ар-Рахмана ІІІ не увенчалась успехом.

Христиане использовали передышку для накопления сил. Вскоре они перешли в наступление, прижав арабов к морю. Решающее сражение произошло в 973 году возле небольшой провансальской деревушки Туртуре. Объединенной армией христиан командовал граф Прованский Гильом I. В этом сражении мусульмане остались без поддержки из Аль-Андалуса, так как в это время преемник Абд-ар-Рахмана III, Аль-Хакам II, вел затяжную войну в Северной Африке. Более многочисленная армия Гильома сумела одержать победу. Немногочисленные отряды мусульман отступили в крепость Фраксинет, которая была взята штурмом и разрушена до основания. Оставшиеся в живых мусульмане были проданы в рабство. Вряд ли в те времена кто-то думал, что придет время, и потомки Гильома І будут вынуждены обратиться за помощью к мусульманам.
















Знамя аль-Андалуса

В XVI веке христианская Франция, оказавшись в тяжелом положении в результате неудачной войны с государством Габсбургов, обратилась за помощью к исламской Османской империи. Султан Сулейман I откликнулся на этот призыв, послав свои корабли к далеким берегам. В 1543 году османско-французский флот осадил Ниццу и после непродолжительной осады взял ее штурмом. Французский король Франциск I даже предложил командующему османским флотом Хайреддину Барбароссе перезимовать в Тулоне. Жителям города было приказано его покинуть (остались только мужчины, ремесленники, торговцы и полиция). Около 30 тысяч турецких моряков в течение нескольких месяцев жили в Тулоне. На это время католический собор был превращен в мечеть. В городе ходили османские деньги. По воспоминаниям современников, «увидев Тулон можно было представить себя в Константинополе».

Союз «полумесяца и лилии» продолжался два с половиной столетия. Он рухнул после того, как в 1798 году войска Наполеона напали на принадлежавший Османской империи Египет.

Александр Степанченко

Источник islam.com.ua

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"