الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

ИСТОРИЯ

20 фактов об Исламе в современном мире
















1. Современный период для ислама начинается с экспедиции Бонапарта в Египет (1798–1801), положившей начало колониальному освоению Ближнего Востока.

2. XIX — начало XX вв. (до 1914 г.) были ознаменованы распадом Османской империи. Из ее состава вышли европейские владения:

• 1829 год ознаменовался независимостью Греции, автономией Сербии и румынских провинций;

• 1878 год — созданием государства Болгария, отделение Добруджи, затем Боснии и Герцеговины;

• в 1913 году освобождение Албании и Македонии. Египет, который уже в XVIII в. предпринимал попытки достичь независимости, также окончательно освободился от османского ига.

• Мухаммед Али (1811–1849), став пашой и абсолютным хозяином в своей провинции, модернизировал в этой стране административную, экономическую, военную организацию, взяв на вооружение западные методы. Тем не менее, Египет вскоре потерял независимость, попав под протекторат англичан.

• Дальнейшие колониальные устремления европейцев способствовали окончательному распаду Османской империи:

• завоевание Алжира Францией (1830–1847);

• Индии англичанами к 1850 г.;

• французский протекторат над Тунисом (1881);

• завоевание Триполитании Италией (1911–1912),

• распределение территории Ирана на зоны влияния русских и англичан, французский протекторат над Марокко (1912).

3. После Первой мировой войны активизировалось арабское национальное движение и произошли коренные изменения в Турции. В 1919 г. было создано революционное правительство во главе с Мустафой Кемалем.

4. После отмены халифата (1924 г.) Турция стала светской республикой.

Постепенно на Ближнем Востоке появляются различные государства с демократическим или псевдодемократическим режимом, иногда с тенденцией к военной диктатуре.
















5. После Второй мировой войны многие государства получили независимость:

• Сирия и Ливан;

• Трансиордания стала Иорданией (1949), присоединив арабскую часть Палестины;

• Пакистан;

• Соединенные Штаты Индонезии (1945–1949);

• Ливия; Египетский Судан (1956),

• Тунис и Марокко (1956),

• Алжир.

6. В 1945 г. была создана Лига арабских государств (Египет, Аравия и Йемен, Трансиордания, Ирак, Сирия, Ливан), целью которой явилось «сохранение независимости и суверените¬та», а также соблюдение интересов других арабских стран.

7. Если на Ближнем Востоке, затем в странах Магриба, с 1945 года постепенно осуществлялась деколонизация, то в странах, доверивших разработку своих нефтяных ресурсов иностранным компаниям, продолжалось экономическое владычество англо-американского капитализма (в Иране — с 1909 г., в Ираке — с 1918 г., в Бахрейне — с 1931 г., в Саудовской Аравии — с 1936 г., в Кувейте — с 1938 г., в Египте — с 1944 г.), попытки освободиться от которого приводили к конфликтам между исламскими странами-производителями и более развитыми государствами-импортерами.

8. Осуществление раздела Палестины (1948) вызвало войну между новым государством Израиль и приграничными арабскими государствами, продолжавшуюся в 1956, 1967 и 1973 гг.

9. В современном мире насчитывается более одного миллиарда мусульман, которые распределены на несколько групп:

• арабы и жители арабоязычных стран (Ближний Восток и страны Магриба),

• иранцы (Иран, Афганистан),

• тюрки (Средняя Азия, Турция, РФ),

• индийцы,

• малайцы,

• китайцы,

• африканцы (Западная, Экваториальная и Восточная Африка)

,

• балканская группа,

• «диаспора» в Европе и Америке.

10. Из этой массы арабоязычные страны составляют лишь одну шестую часть. Среди них подавляющее большинство составляют сунниты, шииты — 10%.
















11. Что касается богословско-правовых школ, на первом месте стоит ханафизм (более трети от общего количества), затем шафиизм, маликизм и ханбализм.

12. Мусульманский мир включает следующие независимые государства:

• Саудовская Аравия (монархия, 28,5 млн. жителей),

• Йемен (республика, 23,5 млн),

• Кувейт (монархия, 3,5 млн) и

• Объединенные Арабские Эмираты (4,7 млн),

• Арабская Республика Египет (83 млн),

• Судан (республика, 38 млн, из которых 65% мусульмане),

• Ливия (республика, 6,3 млн), Тунис (республика, 10,3 млн),

• Алжир (республика, 35,2 млн),

• Марокко (монархия, 33,2 млн),

• африканские республики Мавритания, Сенегал, Мали, Нигер, Гвинея, Нигерия, Сомали (ок. 60 млн),

• Албания (республика, 3,1 млн),

• Сирия (республика, 19,4 млн),

• Иордания (монархия, 5,7 млн),

• Ирак (республика, 31,2 млн, незначительное превосходство шиитов),

• Турция (республика, 73,7 млн),

• Иран (республика, 80,2 млн, из которых более 40 млн шиитов),

• Афганистан (республика, 28,1 млн),

• Пакистан и Бангладеш (республики, около 330 млн)

• Индонезия (республика, около 229,9 млн),

• республики бывшего СССР (Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, более 32 млн);

• государства со смешанным населением:

• Ливан (республика, 3,9 млн, из которых половина исповедует ислам, половина — христианство);

• общины в составе немусульманских стран:

• республики России,

• мусульмане Китая (ок. 40 млн),

• Индии (50 млн),

• Малайзии, Израиля, Кипра, Эфиопии (37%),

• Эритреи (65%),

• Балкан (Болгария — 18%; Босния и Косово),

• Мадагаскара (18%),

• Чада (44%),

• различных государств Африки;

• европейская диаспора (Франция, Германия, Великобритания),

• Америка (США, Бразилия).

13. Ближний Восток до сих пор продолжает служить ареной соперничества различных движений, среди которых есть и такие, которые выступают за принятие не только западных технологий, но и политического и социального режима европейских стран. Это, в частности, продемонстрировала Турецкая республика, которая под влиянием Мустафы Кемаля провела ряд реформ. Правда, после выборов 1950 г. в Турции проявились консервативные тенденции (восстановление религиозного образования в школах), но различные последствия во внутренней политике Турции, вызванные этим фактом, не помешали стране остаться верной своему идеалу светского государства. В советских республиках модернизация, которую стали жестко применять после 1920 г., была немного смягчена после 1990 г.

14. Другие страны осуществляли модернизацию не так радикально. Так, шиитский Иран безболезненно начал европеизацию во время правления династии Пехлеви (гражданское законодательство и апелляционный религиозный суд, отмена чадры). Большинство государств Ближнего Востока в XX веке в различной степени применили эти идеи: парламентарный режим, отказ от идеи халифата, возникновение профсоюзного движения (Египет, Иран, Сирия, Иордания). Модернизму в этом регионе противостоит и консерватизм таких стран, как Саудовская Аравия.
















Модернизм и консерватизм являются радикальными решениями социально-политических и идеологических проблем. Это понимали многие прогрессивные мыслители, которые пытались одновременно заботиться о сохранении исламских ценностей и осознавали необходимость их адаптации.

15. В Египте вслед за Джамал ад-Дином ал-Афгани (1839–1897), который основал в Париже (1883) политическое и религиозное движение, Мухаммад Абдо (1849–1905) разработал теологический и культурный реформизм, длительное время оказывавший влияние на умы египтян. Как и ваххабиты, он предложил очистить ислам, поборов народные суеверия и культ святых и проповедуя возврат к первоначальной вере, но лишь для того чтобы найти принцип обновления; поэтому он выступал за повторное открытие иджтихада, воспринимая разум как второй источник после Корана. Кроме того, убежденный в необходимости согласия между наукой и религией, он попытался развить преподавание европейских наук и истории наряду с высшим мусульманским образованием. В политике он воспринял «либеральные» идеи. Это усилие было продолжено в более консервативном направлении в 30-е годы ХХ века Рашидом Ридой, редактором журнала «Ал-Манар».

16. В Индии реформизм принял более философскую и либеральную ориентацию. Под влиянием Ахмад Хана в стране стало развиваться высшее образование. В основе образования, получаемого в кружках Деобенда, преобладало антимодернистское направление. Поэт-философ Мухаммад Икбал, призывая мусульман к действию, сделал попытку возрождения суфизма с позиций гуманизма.

17. Модернизм продолжает проникать в жизнь, периодически вызывая острую критику мусульманского общества, в то время как возврат к фундаментализму утверждается в самых различных мусульманских кругах, и чаще всего достаточно прочно. Самым ярким результатом подобной ситуации была, несомненно, революция, положившая конец шахскому режиму в Иране и установившая в 1979 г. исламскую республику во главе с аятоллой Хомейни.

18. В то же время арабские страны добровольно и прагматично продолжали перенимать западные технологии, модели и в определенной степени концепции и представления. Большинство арабских стран, к примеру, избрали принцип суверенной нации-государства и западные модели политического управления: принятие конституции, развитие парламентаризма, создание политических партий.

19. Многие также приняли заимствованные на Западе кодексы, признали международные и региональные организации и судебные институты в ведении дел с другими странами, организовали и экипировали свои вооруженные силы по западным стандартам.
















20. В последнее время большинство арабских стран также установили общенациональную цель — построение современной индустриальной экономики, внедрили современные технологии в сельском хозяйстве, транспортных коммуникациях и сделали большие инвестиции в образование, в сферы отдыха и развлечений.

По материалам книги Рафика Мухаметшина "История ислама в России"

Источник islam-today.ru

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"