الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

Человек, изменивший облик российского мусульманина

Исмаил-бей Гаспринский (1851–1914) — выдающийся крымско-татарский просветитель, писатель и публицист, чьи идеи существенно изменили облик мусульманского интеллектуализма на всей территории Российской империи. Во многом благодаря его усилиям в русской публицистике к началу XX века ясно зазвучал голос исламской России, му-сульманство Российской империи впервые заявило о себе как о зрелой культурной силе. Исмаил родился в деревне Авджыкай Крымской губернии в семье офицера Мустафы.

С раннего детства воспитанием мальчика занималась мать Фатима Султан, затем его передали в мусульманскую школу мектебе, где он обучался основам своей религии, чтению и письму. Далее стараниями отца, который мечтал дать сыну светское образование, Исмаила принимают в Симферопольскую мужскую гимназию. Через два года отец переводит его в Воронежское военное училище. Не задержавшись и там, наш герой переводится во Вторую московскую военную гимназию, где учится еще три года. В это время он живет в семье известного славянофила - редактора «Московских новостей» и «Русского вестника» М.Н. Каткова. Там он знакомится с И.С. Тургеневым и проявляет интерес к просветительской деятельности и журналистике, но шовинизм Каткова отталкивает юного Исмаила, и он порывает со своим воспитателем, одновременно решив покон-чить с военной карьерой и посвятить себя служению родному народу.

Как раз в это время разгорается греческое восстание против Османского Халифата на острове Крит, и Исмаил со своим товарищем-литовским татарином Мустафой Давидовичем отправляются в Турцию, чтобы принять участие в Джихаде, но на полпути их останавливают из-за отсутствия заграничных паспортов.

Исмаил возвращается в родной Крым, получает право на преподавание русского языка, но, чувствуя, что это не его призвание и стремясь к еще большему саморазвитию, через год преподавательской деятельности, в 1871 году отправляется во Францию. В Париже он оказывается без рубля в кармане, но ему повезло - он устраивается секретарем к старому знакомому И.С. Тургеневу.

В Париже Гаспринский активно интересуется культурной и политической жизнью Франции, посещает курс лекций в Сорбонне. В 1874 г. 23-летний Исмаил через Алжир, Тунис, Египет, Грецию перебирается в Стамбул. В Турции Гаспринский активно изучает язык и культуру братского народа, интересуется, как построена система образования, пытается поступить в военную академию, но в результате стараний русского посла Игнатьева ему это не удается, и в 1876 году он возвращается домой.

В Крыму Исмаил возвращается к преподавательской деятельности. Однако и в этот раз спокойный, размеренный труд преподавателя его не вдохновил. Он включается в выборную компанию, избирается депутатом в Бахчисарайскую думу, затем становится помощником городского главы, а 1879 году губернатор назначает Гаспринского главой города. На этом посту Гаспринский проработал пять лет. За это время бюджет Бахчисарая возрос в несколько раз, на улицах зажглись фонари, открылись новые учебные заведения и больница для бедных граждан.

Но и работа городского главы не до конца захватывает Исмаил-бея, которого больше привлекает культурно-просветительская деятельность. В 1883 году он начинает выпускать газету «Тарджиман» (Переводчик), которой суждено бы-ло сыграть ведущую роль в модернизации мусульманского образования в Крыму, Поволжье, Туркестане, Кавказе. Он создает новые учебники и новые учебные программы, основывает в Крыму так называемые «новометодные школы», впоследствии получившие широкое распространение на российских мусульманских территориях — вплоть до Самарканда, Ташкента и вассального Бухарского эмирата. Благодаря этим новометодным школам в первые полтора десятилетия XX века зарождается новая генерация мусульманских интеллектуалов, по-европейски образованных, но не утративших «мусульманской» идентичности.

Методика «Усулю-джаддид» (от араб. «джаддид» -новый), разработанная Гаспринским, способствовала повышению качества образования. Она позволяла увеличивать скорость усвоения материала в несколько раз. В соответствии с новой методикой, помимо религиозных предметов, в программу начального обучения вводились светские науки. В 1884 году в Крыму Гаспринский открыл первую такую школу, где он сам преподавал по своему учебнику, а затем семимильными шагами такие школы распространились по всей Империи и за ее пределами. В этом деле ему посильную помощь оказывает его жена Зухра Акчурина, которая ради благородного дела распродает все свои драгоценности и украшения. Вдвоем они вручную крутят маховик типографского станка, складывают, сортируют газеты, отправляют их адресатам, таким образом, из маленькой газетенки тиражом в 320 экземпляров «Тарджиман» вырастает солидная газета ти-ражом в 20000 экземпляров, которую читают не только в Российской империи, но и в Румынии, Китае, Турции, Египте и других странах.

В1893 году на десятилетии газеты в Крыму в присутствии гостей со всего мира представители Бухарского эмира и Шахиншаха Ирана вручили Гаспринскому ордена своих стран, а Зухре Акчуриной гости из Казани присвоили титулом «Мать нации».

В своей просветительской деятельности Исмаил Гаспринский фактически воплотил замыслы либеральных казанских богословов Абу Насра ал-Курсави (1776–1812) и Шихабиддина Марджани (1818–1889), призывавших к структурному обновлению мусульманского знания (Марджани к тому же ратовал за европеизацию образования, рецепцию европейской науки]). Именно Гаспринскому впервые в русском мусульманском пространстве удалось облечь идеи своих предшественников во вполне осязаемые и функциональные формы — определить содержание и методику нового образования (усул-и джадид) и опробовать ее в рутинном педагогическом процессе.

У нового движения появились свои враги. Это были как муллы-консерваторы, которые зачастую не понимали, какую большую пользу несет в себе новый метод, так и русские шовинисты, не желавшие, чтобы свет просвещения дошел до мусульманских народов. По милости Аллаха (хвала Ему!), Гас-принский все же смог выстоять, и по новой системе получили образование многие из выдающихся личностей двадцатого столетия.

Лишь в последние годы, пройдя множество испытаний, выдержав огромное количество нападок, как со стороны единоверцев, так и со стороны врагов распространения и развития Ислама, Исмаил-бей Гаспринский получает всеобщее признание. В 1905 году он участвует в проведении первого Всероссийского съезда мусульман, где избирается его председателем. В 1907-1908 г.г. он несколько раз посещает Египет с целью проведения всемирного конгресса мусульман. В Египте он встречается с единомышленниками - учениками великого реформатора Ислама - Мухаммада Абдо, делится с ними своими соображениями. В 1911 году Гаспринского избирают в центральный комитет турецкой партии «Согласие и прогресс». В том же году он посещает Индию, где знакомит всех со своей системой обучения, дает уроки в учебных заведениях. За огромный вклад в деле просвещения и за миротворческую деятельность Франция и Индия вносят предложение о выдвижении кандидатуры Гаспринского на соискание Нобелевской премии мира. Многие газеты и журналы по всему миру, в том числе и в России, поддерживают эту идею, но, к сожалению, ее не удается воплотить. В своих публикациях и книгах Исмаил бей затрагивает проблемы, актуальные как тогда, так и в наше время: это отношение власти к мусульманам. Он призывает прислушаться к ним, решать их проблемы, понять, что они такие же полноправные граждане России. Гаспринский пишет, что выставление мусульманских народов на второй план на руку только Западу, потому что это приводит к конфликту мусульман и христиан и далее - к ослаблению России. Он также призывает Россию одуматься и повернуть свое лицо от Запада к Востоку для своего же благополучия. В 1914 году в возрасте 63 лет Исмаил-бей Гаспринский покинул этот бренный мир, навсегда оставив след в истории развития Ислама. Мусульманское сообщество искренне сгорбило о потере человека, распространившего свет знании на одной шестой части Земли. Его ученики писали: «Лучше бы мы легли в могилы, а наш учитель продолжал свое благородное дело».

Да примет Аллах его усердие! Аминь.

Биттиров Азамат, Нальчик, КБР

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"