الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

ЭКОНОМИКА

Нормы и принципы исламской экономики















14.03.2017

Исламская экономика – это вид экономики, который базируется на законах шариата.

Ислам всегда уделял важное место экономике. Многие аяты Корана и хадисы свидетельствуют о необходимости честного и упорного труда. К примеру, сура 28, аят 77:

«А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие».

Ислам как религия, охватывающая все стороны жизни мусульман, не упускает и экономическую сферу деятельности его последователей. Следовательно, экономика в Исламе немыслима без нравственно-моральных регуляторов. Основными источниками норм шариата, которые регулируют исламскую экономику, являются священная книга мусульман Коран и Сунна – достоверные изречения пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Уникальность исламской экономической модели состоит в 4-х принципах:

1. Полный запрет на ростовщический процент (риба), создание банковской системы, которая основана на системе займов и совместного участия банка-партнёра и предприятия-заёмщика. В Коране сказано:

«Аллах разрешает торговлю и запрещает риба» (Коран, 2:275).

Запрет вполне рационален – ведь именно процентная банковская система лежит в основе всех капиталистических кризисов (т.н. кризисов перепроизводства).

2. Запрет на ведение дел с активами/пассивами, которые ещё не были произведены, манипуляция только имеющимися товарами и услугами (что фактически означает отказ от современной биржевой торговли).

Основание для запрета содержится в книге «Исламские финансы и экономика», выпущенной университетом аль-Азхар, Египет, где в качестве аргумента приводятся слова Аллаха:

«И никогда не говори: "Я сделаю это завтра". Если только этого не пожелает Аллах!» (Коран, 18:23-24),

которые ясно указывают на то, что нельзя надеяться и полагаться на вещи, которые в данный момент отсутствуют.

3. Важность источника дохода и запрет на некоторые неполезные виды народного хозяйства, принцип «халяльности» экономики, вытекает из очевидных запретов Ислама на свинину, алкоголь, наркотики, золотые украшения для мужчин, порнографию, проституцию, азартные игры и т.д.

4. Налоговая и социальная ответственность субъектов экономической деятельности. Огромную роль играет благотворительность и участие в социальных проектах со стороны бизнеса, обязанностью является закят (для физических и юридических лиц, кроме фермерских хозяйств) и ушр (для фермерских хозяйств).

Бизнес с точки зрения Ислама обязан вносить свой посильный вклад в различные социальные проекты на благо общества (образовательные, в сфере здравоохранения, инфраструктурного строительства). Основание для этого – следующий аят Корана:

«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро» (Коран, 2:195).

Об этом также свидетельствует достоверный хадис из сборника «Сахих аль-Бухари» от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах):

«Посланник Аллаха сказал: "Верующие подобны единому строению, разные части которого укрепляют друг друга", и при этом сцепил свои руки так, что пальцы одной руки прошли между пальцами другой».

Таким образом, исламская экономическая модель отличается от всех существующих хозяйственных систем следующими нормами:

o важностью соответствия экономической деятельности стандарту «халяль» во всех ее сферах;

o отсутствием традиционной биржевой торговли и банковского процента;

o подчинение экономики интересам общества и уммы в целом при сохранении классовой системы, классовое сотрудничество без приоритета интересов государства и нации интересам каждого отдельного человека;

o торговля и использование только имеющихся (или производящихся) активов, без торговли «мыльными» пузырями и «возможными» товарами.

Источник islam.com.ua

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"