الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

 

ЭКОНОМИКА

В поисках исламской экономики















21.03.2016

Хотелось бы напомнить немного об истории исламской экономики.

Как бы неприятно это ни звучало, исторически исламский глобальный проект – Османский Халифат – проиграл цивилизационное соревнование экономически.

Если вкратце: основу средневековой экономики составляло сельское хозяйство. Марксисты-экономисты говорят о «натуральном хозяйстве», когда всё необходимое производилось внутри одного феода – земельного владения – и товарно-денежные отношения были ограничены как недостатком средств у владельца феода, так и неразвитостью производительных сил в лице ремесленников и производственных технологий, которые зачастую сдерживались цеховыми организациями.

В этой системе отношений сельское хозяйство халифата находилось в более выгодных условиях – благоприятный климат субтропиков и тропиков позволял при орошении земель снимать два урожая в год в отличие от Европы, которая почти вся была зоной рискованного земледелия и где были нередки неурожайные годы.

К тому же на помощь мусульманским феллахам приходили более совершенные агротехнологии, также позволявшие повышать урожайность. Огромным подспорьем в экономике был тот факт, что торговые пути с Востока (как Ближнего, так и Дальнего) проходили через территорию халифата.

Ситуация изменилась в конце XV – начале XVI века. С одной стороны, эпоха Великих географических открытий дала европейцам альтернативные торговые маршруты с Запада на Восток, с другой – в Европу хлынул поток дешёвого серебра из Южной Америки, и стоимость серебряной монеты резко упала.

А самое главное, религиозная Реформация в Европе в начале XVI века сняла запрет на использование ссудного процента, и в Европе (прежде всего в Голландии, куда переехали евреи, изгнанные из Испании) начался кредитный бум, так как процентные ставки по кредитам упали вследствие удешевления денег, снижения стоимости товара и стоимости рабочей силы.

«Революция цен», таким образом, подтолкнула в Европе промышленную революцию, коренной причиной которой стало именно использование банковского капитала, основанного на взимании ссудного процента по кредитам, что повышало и ускоряло денежный оборот, который стимулировал развитие производительных сил и производственных отношений путем вкладывания денег и последующего получения прибыли от лучшей организации производства и внедрения передовых технологий.

Промышленная революция позволила Западу перейти от экономики, основанной на продаже того, «что Господь послал» и что выросло в поле, к организации товарного и денежного оборота, основанного на том, что произвело человеческое сообщество без явного вмешательства высших сил.

Крестьянин был суеверен, но хотя бы немного верил в Бога и боялся его прогневить, чтобы не лишиться урожая. Заморозки, ливни, ураганы могли уничтожить и хозяйство крестьянина, и его самого вместе с семьёй. Отметим, что человек до сих пор не научился нивелировать последствия стихийных бедствий для сельского хозяйства.

Рабочий же всё делал сам, капиталист сам продавал, и чем немилосердней и жадней он был, тем лучше шли его дела, а банкир обогащался только в том случае, если без всякой жалости драл шкуры с тех, кто задолжал ему по кредитам. В таком мире мыслям о Боге просто не было места.

А что же мусульманский Восток?

Он благополучно «проспал» и революцию цен, и промышленную революцию. Огромный дефицит бюджета, возникший вследствие удешевления денег и удорожания товаров, покрывали порчей монеты, т.е. добавлением в серебро меди и увеличением налогов с крестьян. Неурожаи, поражавшие сельское хозяйство Халифата несколько лет подряд, окончательно подкосили экономику и поставили точку в завоевательных походах Османской империи. Для них попросту не было денег.

Если говорить коротко, то ни султаны, ни их государственные чиновники не поняли, откуда берут начало успехи европейцев, которые до этого уступали османам буквально во всём.

Был сделан ошибочный вывод, что надо просто перенять технические новинки неверных и кое-что из их организационных структур и можно будет дальше одерживать победы.

Глубокое непонимание смысла и сути промышленной революции и кардинальной перемены экономического уклада в Европе повлекло за собой гибельное отставание исламского мира в плане техники и способов её использования как в экономике в целом, так и в военном деле в частности. Отсюда череда военных поражений, которые преследовали Османскую империю с конца XVII века вплоть до её гибели в ходе Первой мировой войны.

Вопрос состоит в следующем: что мог противопоставить Дар аль-Ислам, будучи ещё единым целым, экономике ссудного процента? Какова была бы модель альтернативного экономического развития?

Ответа на этот вопрос не прослеживается в истории Османского Халифата, хотя профессионалы-экономисты, может быть, и могли бы предложить приемлемое решение в рамках Шариата.

Современный «исламский мир», во-первых, не надо путать с Дар аль-Ислам с той точки зрения, что он не представляет собой единого экономического и политического пространства. Современные мусульманские государственные образования – прямой результат колониальной политики европейских держав. То же самое верно и для их экономик. Во-первых, они не едины. Во-вторых, у них разная основа. Если, скажем, в Индонезии вроде удалось наладить высокотехнологическое производство, то это сделано прежде всего в интересах транснациональных компаний, которые его и контролируют, и пусть кто-то попробует переориентировать его на интересы мусульман – он сразу получит «гуманитарные бомбардировщики» у своего порога. Право частной собственности священно и неприкосновенно, особенно если это собственность какой-нибудь «Apple».

Страны же вроде Саудовской Аравии основывают свою экономику на продаже сырья. «Международным разделением труда» им даже запрещено заниматься нефтепереработкой, что могло бы в разы увеличить их прибыль. Только продажа сырой нефти, и только через американские банки, и только за доллары.

Для устойчивого технологического развития необходимы крупные денежные вложения как в науку, так и в производство.

СССР показал альтернативный путь строительства экономики, когда контроль за экономическим развитием принадлежал даже не государству, а по сути одной-единственной легальной политической партии в стране. Только она решала, куда и сколько денег направить и потратить. В результате СССР выпускал хорошие баллистические ракеты, не очень хорошие ядерные реакторы, славился за границей чёрной икрой и балетом Большого театра, но не смог наладить выпуск «Жигулей», джинсов и колбасы в достаточном количестве, и население этого не простило.

Ислам признаёт частную собственность, и это роднит его с капитализмом. В то же время религия ставит моральный заслон на пути бесчеловечного стяжательства, которым так «славятся» акулы капитализма. Он не позволяет обирать человека до нитки, не оставляя ему шансов на выживание.

Но, с другой стороны, так называемый исламский мир не обладает контролем над мировой финансовой системой и вынужден всё покупать, по сути, у тех, кто настроен к нему явно негативно.

Попытки некоторых мусульманских стран идти альтернативным путём СССР результатов не дали.

Вместо заключения

Сегодня исламская экономика не способна профинансировать развитие такой, например, высокотехнологической отрасли, как космонавтика (или любой другой отрасли в сфере высоких технологий). Развитие космонавтики требует наличия или построения развитой научно-технической и производственной базы. Если вы, конечно, хотите летать в космос на своём космическом корабле, а не на американском, и со своего космодрома.

Дело в том, что эта отрасль народного хозяйства никогда не будет приносить прибыль. Она существует для других целей, одной из которых является развитие высоких технологий (хай-тек).

Для этого требуются вложения в промышленность и образование на государственном уровне и соответствующая статья государственного бюджета.

О состоянии современной экономики мусульманских стран уже говорилось выше. Некоторые мусульманские страны (например, Пакистан) ещё в состоянии, что называется, «на коленке» создать что-то типа атомной бомбы, но уже на производство её носителей не хватает ни технологической базы, ни промышленного потенциала, и за этим приходится обращаться в «мастерскую мира» – Китай.

Какова же должна быть работающая модель исламской экономики в современных условиях – ответа пока нет, несмотря на наличие сотен и тысяч исламских экономистов с докторскими степенями.

Вопрос остаётся открытым… Ау, где вы, исламские экономические светила?

Ильдар Мухамеджанов

Источник islam.ru

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"