الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

МУЛЬТФИЛЬМЫ

СКАЗКИ

УРОКИ

 

Ученые Ислама

 

  Абу Ханифа












 

 

 

 

Детская

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда начинать учить детей богобоязненности


Лучший подарок, который родители могут сделать не только ребенку, но и самому себе – это воспитанный в рамках Ислама, богобоязненный ребенок. Радость этого блага не вмещается только в пространство этого мира, поэтому трудно переоценить достоинство и значимость такого воспитания.

Если давать глубинный ответ на вопрос «когда начинать воспитывать в детях богобоязненность», то можно ответить - «еще с периода беременности». Не забывая при этом, что поведение родителей, свидетелем которого становится их чадо является не менее важной, невербальной частью воспитания. Если же говорить о конкретных действиях, которые могут предпринять родители, то мы постараемся дать полезные рекомендации, основываясь на психологических знаниях по теме, которая становится неожиданной и в то же время имеет место быть в душевной жизни ребенка – на теме смерти.

Поминание смерти для верующего

Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Я удивляюсь тому человеку, который убежден в том, что он смертен, но радуется, удивляюсь тому, кто убежден, что будет отчет, но собирает богатство, удивляюсь человеку, который убежден в том, что его ожидает могила, но смеется».

Осознание смерти всегда служило сдерживающим фактором верующего – она напоминает о главном, о необходимости возвращения к Создателю, о неизбежности отчета, о возможном наказании за грехи неповиновения, беззаботности.

Однажды к супруге Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, пришла за советом женщина, обеспокоенная черствостью своего сердца. Аиша, да будет доволен ею Аллах, посоветовала ей почаще вспоминать смерть. Через некоторое время женщина вернулась снова, чтобы поблагодарить Аишу, потому что поминание смерти действительно сделало ее сердце мягким и милосердным.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, также призывал:

«Почаще вспоминайте о разрушительнице всех удовольствий – смерти».

Поминание смерти действует отрезвляюще на наш разум, возвращая к реальности и побуждая к праведности.

«Смерть в жизни ребенка»

С точки зрения психологии (например, экзистенциальной) смерть, а вернее, тревога, вызываемая ею, является одной из базовых проблем человека. Но если в исследовании темы смерти у взрослых можно добиться более-менее точных гипотез, то с детьми дело обстоит гораздо сложнее.

Западные психологи до сих пор не имеют точных данных о том, какое место занимает тревога смерти в развитии ребенка, как он относится к ней, как с ним можно говорить об этом, не травмируя его и т.д. Что касается родителей, то каждый из них предоставлен самому себе в решении говорить или не говорить детям о смерти. Но чаще тему смерти избегают, игнорируют, рассказывают детям небылицы, связанные с загадочным «исчезновением» человека…

По моему мнению, правда не может травмировать ребенка. Его гораздо сильнее могут запутать ложь и недоверие взрослых. В подтверждение можно привести выводы одного из психологов, Эрмы Фруман, исследовавшей детей, которые потеряли своих родителей. Она пришла к выводу, что «конкретная информация о смерти была в определенных отношениях полезна им, а когда окружающие взрослые искажали или затуманивали факты, намеренно или бессознательно, ситуация ребенка дополнительно осложнялась»

Можно утверждать, что у каждого ребенка имеется интуитивное знание о смерти, которое он не может выразить словами или логически объяснить. Поэтому дополнительный взрослый правдивый разговор на эту тему только поможет ребенку более четко осознавать эту неизбежность и принимать ее.

Психолог Грегори Рохлин, проводивший сессии с детьми от трех до пяти лет, пришел к выводу, что дети очень рано начинают понимать: жизнь имеет конец, и всем людям (в том числе и ему самому) предстоит смерть. «На трехлетнего ребенка смерть оказывает значительное воздействие – как источник страха и как возможность».

К подобным же выводам приходят и другие психологи, занимающиеся детьми: смерть занимает большое место во внутренней жизни детей. Дети боятся смерти, думают о ней, интересуются ею и на всю жизнь сохраняет впечатления, связанные с ней.

Несмотря на тревожность, связанную с этой темой, дети все же хотят знать о ней больше. Их естественная природа располагает к тому, чтобы мы им помогали в этом, чтобы мы давали им исламские знания, которые объясняют те или иные явления, приводящие в замешательство, например, то же западное общество.

Воспитание богобоязненности

Ребенок должен расти в атмосфере веры и поклонения. Пусть он растет под звучание аятов Корана; видя родителей, склонившихся в поклонах или читающих Коран, в среде взаимоуважения, милосердия друг к другу.

Когда же ребенок научится говорить в той мере, в какой он способен правильно понять смысл ваших слов, следует объяснять о неизбежности смерти, о том, что смерть – это не конец всей жизни, а только переход в новую, качество которой зависит от поведения человека: если он будет хорошим, праведным, то Аллах может смилостивиться и даровать ему еще более лучшую жизнь (можно подкрепить еще и описанием райских благ), а если он будет плохим (обманывать, обижать, воровать, не повиноваться Аллаху), то Всевышний может его наказать еще более худшей жизнью. Помимо рассказов о будущей жизни, можно рассказать о том, что смерть приходит к хорошему умирающему в благом виде, что праведник радуется ей, а плохой человек, наоборот, пугается и не хочет умирать.

Пользуясь детской впечатлительностью и чистотой детской души, с ранних лет можно воспитать в нем богобоязненность: рассказывая о наказании, постигающих неверных, а также о милости Аллаха к тем, кто был верен Ему и стремился к Его довольству.

Закрепить результат просветительских бесед можно приучением ребенка к намазу. Согласно хадису, в котором Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Приказывайте своим детям совершение молитвы, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их за оставление ее, когда им исполнится десять».

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда умирает сын Адама, все его дела прекращаются, кроме трех вещей: милостыня, продолжающая приносить людям пользу; приносящее пользу знание и праведный ребенок, делающий за него дуа»

.

Богобоязненный сын или дочь – это радость обоих миров. Радость, которой можно себя обеспечить благодаря воспитанию ребенка согласно нормам высокой нравственности и духовности. Ведь сама природа ребенка, как мы могли видеть на примере исследований психологов, стремится к познанию, добру и истине. Поможем же своим детям в благочестии!

Ася Гагиева

Источник islam-today.ru

 
 
 

| О НАС | КОНТАКТЫ |

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"