Что такое шибори батик. Японская техника шибори. Виды узоров в стеганой технике шибори

Гадания

Шибори (сибори, японский батик) - это работа с тканью перед окрашиванием. От японского глагола «сибору» - скручивать, сжимать, сдавливать. В Японии эта техника насчитывает многовековую историю и нашла отклик по всему миру: в Африке, Китае, Европе, Индии, Индонезии и многих других.

Изначально для работы древние японцы использовали колышки. На них натягивали ткань, плотно обматывали нитью, после чего окрашивали.

Шибори в древней Японии

В древней Японии, техника шибори украшала императорские одеяния и костюмы его подданных. Позже одежда, выполненная в этой технике, стала доступна и другим слоям населения, но изготавливали её из хлопка и конопли, а шелк так и остался привилегией высшего сословия.

Шибори – это окрашивание

Говоря о шибори, нужно подчеркнуть, что здесь речь пойдет об окрашивании. При окрашивании, в отличие от росписи по эскизу, конечный результат часто остается загадкой до последнего момента. При окрашивании можно получить рисунок, напоминающий скорее орнамент, чем четко выраженные формы как при росписи.

Виды шибори

Шибори имеет огромное количество разновидностей и сейчас мы поговорим о том как сделать работу в технике шибори.

Узелковая техника

Эта техника получила широкое распространение и о ней мы поговорим в отдельной статье, посвященной узелковому батику.

Стеганая техника (Нуй сибори)

Принцип этой техники: проложить наметочные швы (вперед иголку), а после стянуть эти швы до образования плотных складок. Швы могут пересекаться и образовывать сложные узоры, а материал может быть прошит в одно-два сложения или же заложен в одинаковые складки. Кроме того, стежки влияют на узор - чем они короче и плотнее (например, машинная строчка), тем ровнее и четче будет неокрашенная линия на готовой работе.

После прокладывания стежков и стягивания, начинается работа с красителем. Заготовку погружают в краску, но она не проникает на те участки, где проходят швы и образовались плотные складки.

Виды узоров в стеганой технике шибори

Так, параллельно проложенные стежки дают рисунок, напоминающий кору дерева (мокумэ сибори).

Использование шаблонов также помогает создавать узоры. Например, при помощи полукруглых шаблонов можно создать рисунок «японский жаворонок» (курамацу сибори). Этот орнамент состоит из кругов, расположенных в шахматном порядке, либо из волнистых линий, которые получаются при сдвигании полукруга на одной стороне сложенной ткани.

Узор ори нуй сибори образуют наметочные стежки, проложенные на небольшом расстоянии от сгиба при двойном сложении.

Узор маки нуй сибори образуется по такому же принципу, как и предыдущий, но шов используется петельный (через край).

Все стеганые техники могут сочетаться с узелковой. Примеры этой техники вы можете увидеть на следующих фото:







Араси сибори

В этой технике материя оборачивается вокруг цилиндрической трубки. Она может быть обернута произвольно с неравномерными складками, и основным принципом здесь будет импровизация. После чего жгутом или нитками она фиксируется, а затем окрашивается. Жгут или нитки также могут быть обмотаны в любом направлении.

Араси сибори с диагональными полосками

Также можно создавать узор с диагональными полосками. Для этого узкие полоски примерно 20 см шириной наматываются на трубку по спирали без нахлеста, а жгут наматывают горизонтально с одинаковым интервалом в противоположном направлении.

Между направлением долевой нити отреза материала и жгутом образуется острый угол, из-за чего и получаются диагональные полоски. Ширина складок будет равна расстоянию между витками. После того как жгут намотан на высоту 10 см полотно стягивают вниз, как бы прессуя, чтобы зафиксировать складки. При необходимости жгут подтягивают чтобы натяжение не ослабевало. Жгут наматывают таким образом по всей длине.








Араси сибори с горизонтальными полосками

Горизонтальные полоски можно создать таким же образом, главное отличие будет в способе наматывания жгута. Для горизонтальных полосок направление долевой либо уточной нити должно быть параллельно трубке, а жгут будет проходить перпендикулярно. Отрез может быть даже сшит по длинной стороне. Батик шибори араси может сочетаться со стеганой техникой.

Складывание и закрепление зажимами (Итадзимэ сибори)

Изначально окрашиваемое сукно или шелк складывали в несколько слоев определенным образом. Например, по форме квадрата, треугольника либо прямоугольника. Затем зажимали между двумя деревянными брусками со специальными зарубками для закрепляющей нитки, а затем окрашивали.

Формы досок определяли узор, а сила сжатия влияла на степень проникновения краски.

В наши дни вместо деревянных досок используют шаблоны и зажимы для бумаги.






Гофрирование и обвязывания (Тэсудзи сибори)

Это еще одна японская техника шибори, особый способ окрашивания. Складки закладывают так, чтобы получить гармошку. Затем ее обматывают шнуром или ниткой, сохраняя интервал между витками и натяжение. После обматывания заготовку окрашивают.






Одноцветное и многоцветное окрашивание

Искусство шибори это окрашивание особым методом, который чаще всего предполагает погружение в раствор красителя. При таком способе окрашивание может быть одноцветным или многоцветным.

Конечно, способ завязывания влияет на то, каким образом будет производиться многоцветное окрашивание. Так, например, в технике узелкового батика можно покрасить в разные цвета каждый узелок, а в технике араси и тэсудзи сибори окрашивание будет более равномерным, так как окрашиваемые участки не изолированы друг от друга.

Что касается цветовой гаммы, то ее лучше подбирать гармоничную, так как техника шибори предполагает, что краски могут смешиваться. Также нужно учитывать, что большое количество цветов может привести к образованию «грязных» цветовых пятен.

Экспериментальные приемы шибори

Работая в технике шибори, можно использовать не только известные приемы, но и экспериментировать. Очень интересные результаты можно получить используя полипропиленовую сетку, которую обычно применяют для упаковки фруктов или овощей.

Для получения мраморного эффекта внутрь сетки кладут отрез шелка, плотно его затягивают, а затем окрашивают. Главное следить, чтобы сетка действительно стягивала шелк, иначе окрашивание будет сплошным.

Где шибори используется

Сегодня стиль шибори широко используется в производстве одежды. Ведущие дизайнеры часто применяют в своих коллекциях либо ткани, окрашенные в технике шибори, либо принт, напоминающий характерный для этой техники узор. Часто японский батик используется в интерьере для настенных панно, штор, скатертей и салфеток. Также можно встретить примеры лоскутного шитья, где активно используется эта техника.

Она прекрасно подходит и для начинающих, т.к. сделать шибори своими руками совсем не сложно. Для этого не нужно уметь рисовать, достаточно лишь несколько раз потренироваться и можно получить превосходный результат.

Узелковый батик - это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. А в Индии горячий батик широко распространен и по сей день. Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Европе пик известности узелкового украшения приходиться на 70-е года XX века. Узелковый батик использовался в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей, а так же широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Суть метода состоит в том, что перед окрашиванием ткань складывается и перевязывается, по предварительно намеченной схеме. После этого ткань окрашивается. Таким способом можно получить рисунок с растяжкой от светлого к темному оттенку, многоцветный рисунок (при повторении крашения 2-3 раза красками других цветов). Многоразовое крашение делается от светлого тона к темному.

Для узелкового батика вам понадобятся хлопчатобумажные веревки и нитки №10. Веревки используются не только для фиксации ткани, но и для создания узора. Веревки должны быть обязательно изготовлены из натуральных волокон, поскольку искусственные волокна пропускают краски под себя. При узелковом батике используется складывание ткани и фиксация складок при помощи утюга, не лишним будет и использование горошин, бусин, камешков, пуговиц и т.д. Существуют различные способы выполнения узлов при узелковом батике: по долевой нити, по косой нити, обматывание ткани при помощи нити или веревки (широкое или узкое) и др. При помощи узелковой техники на ткани можно получить концентрические круги, маленькие кружочки (затягивая петлю на ткани при помощи нитки и иголки), мраморный узор (комкая ткань в клубок и обматывая веревкой), округлые звездчатые рисунки (при обматывании тканью горошин, бусин, камешков и т.д.).

В комплексе с приемами складывания, обматывания ткани нитями и веревками, используется техника прошивания. для этого нужно выполнить наметку будущего рисунка при помощи простого карандаша, а затем уже прометать ткань нитью №10. Рисунки, которые получаются при применении техники прошивания, очень разнообразны. Можно создать рисунки в виде кривых линий, овалов, зигзагов, квадратов и многих других фигур.

Для окрашивания ткани необходимо развести краситель и процедить его. Затем вылейте его в емкость, в которой вы будете производить окраску ткани, и добавьте туда горячей воды, затем краситель, разведенный водой, необходимо нагреть до температуры 40-45 °С. После этого можно опустить в краску ткань и продолжать кипятить уже на малом огне. При покраске хлопчатобумажной ткани, ее необходимо кипятить в растворе в течение 20-ти минут. После чего вытянуть, и добавить в воду с красителем поваренную солью (2-5 л. воды и 2 ст. ложки соли). Затем еще в течение 30-ти минут кипятить ткань в полученном растворе на малом огне. При окрашивании шелковой или шерстяной ткани проделывают все то же самое, но в раствор добавляют не соль, а 1 ст. ложку уксусной эссенции. После окраски ткань необходимо оставить на некоторое время в растворе, а затем прополоскать в теплой, и после в холодной воде. Перед повторным полосканием уже нужно развязать узлы и снять обметки. А при заключительном полоскании, нужно добавить немного уксуса в воду, в которой вы будете полоскать ткань (1-3 ст. ложки уксуса на 10 л. воды). При узелковом батике может использоваться частичное, многоцветное и многократное окрашивание.

Помимо завязывания узлов, в узелковой технике батика также используется складывание ткани. Эта техника создает геометрические узоры на ткани. Тип узора зависит от того, во сколько раз вы сложите ткань и как ее заплиссируете. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Варианты сложения ткани и завязывания узлов представлены на рисунках ниже.

Японский узелковый батик - шибори

ШИБОРИ - слово японское, оно происходит от глагола Shiboru, который обозначает связывать, прессовать. Это понятие обозначается английским словом, так как ему нет аналога, оно обозначает множество различных методов, способствующих защите запланированных участков ткани от окрашивания с помощью завязывания узелков, прошивания и стягивания нитями, складывания по типу оригами, плиссирования, скручивания, плетения и т. д. Известно около 15 видов техник «шибори» и некоторые из них настолько трудоёмки, что овладеть ими очень сложно.

«Прошивной батик» или «стёжка-стягивание» (по японски ори-нуи или маки-нуи шибори). С помощью этой техники можно получить очень разнообразные по структуре и живописные геометрические рисунки на ткани.

Для урока необходимо иметь:

  1. Кусочек ткани (белая или светлоокрашенная бязь) размером около 30-40 см по стороне квадрата. Можно взять ткань от старого постельного белья (она мягкая и хорошо впитывает красители и краски).
  2. Простой, мягкий карандаш.
  3. Прочные нитки для прошивания (лучше хб № 30-10).
  4. Красители. В данном уроке можно любые(порошковые анилиновые, жидкие анилиновые, «Гамма» под запаривание или "Гамма" акриловая, проционовые или любые универсальные акриловые краски серии «хобби», например «Jacquard»).
  5. Кальцинированная сода (необходима только для «Гаммы» под запаривание или проционовых красителей).
  6. Швейная игла.
  7. Шприц для инъекций без иглы.

В этом мастер-классе я использовала красители «Гамма» под запаривание. Но, проделав опыт окрашивания хб ткани, предварительно пропитанной раствором соды, убедилась, что закрепление прошло замечательно и запаривать паром нет необходимости. Поэтому рассказываю все свои шаги, относительно «Гаммы».

Предварительно приготовим раствор кальцинированной соды в горячей или тёплой воде из расчёта четверть стакана соды на 1 литр воды. Размешиваем раствор до исчезновения в нём порошка.

Берём приготовленный кусочек ткани и произвольно на нём рисуем простым карандашом три разных геометрических линии.

По первой линии прокладываем самый простейший стежок «вперёд иглой», предварительно завязав на конце нитки узелок (и далее на всех стежках).

По второй линии прокладываем стежок «вперёд иглой», но ткань складываем по карандашной линии вдвое и отступаем от края 2-4 мм.

По третьей линии прокладываем так называемый стежок «через край», также сложив ткань вдвое.

Получили вот такую «картину»

Все три прошитых строчки аккуратно стягиваем до предела, как можно плотнее. Вдеваем конец нитки в иглу и, придерживая пальцами туго стянутую ткань, каждую строчку закрепляем «узелком» во избежание распускания.

Получится вот такая "кукла"))).

Погружаем ткань в заранее приготовленный раствор кальцинированной соды и выдерживаем 20-30 минут.

Отжимаем излишки раствора и раскладываем на полиэтилен.

Поливаем из шприца красителем тёмного цвета. В моём случае фиолетовой «Гаммой».

Основная работа проделана. Помещаем окрашенный свёрток в полиэтиленовый пакет и оставляем на сутки. Если поместить пакет в тёплое место (в слабо прогреваемую духовку 40-50 градусов Цельсия с открытой дверцей или на батарею), то достаточно подержать 5-6 часов.

Вынимаем ткань из полиэтиленового пакета и промываем вначале в холодной, затем в тёплой воде. Аккуратно распускаем строчки, простригнув в нескольких местах нитки вспарывателем или тонкими ножницами, выдёргиваем их. Окончательно стираем туалетным мылом или шампунем.

После высыхания наш образец проглаживаем утюгом. Работа закончена.

Вот такие красивые узоры мы сегодня научились окрашивать. Они могут быть дополнительным украшением и отделкой к основному рисунку, но могут быть самостоятельным узором. Из таких геометрических строк можно формировать очень сложные композиции.орнаментов.

PS: Если для окрашивания применять краски на основе акрила, то предварительно замачивать в растворе соды не нужно. Достаточно окрасить сухую ткань красителем, положить на полиэтилен, спустя 2 часа, подсушить феном и закрепить утюгом, соблюдая инструкцию к краске. Стирать изделие после закрепления утюгом.

Применяя порошковые красители, производить окрашивание строго по приложенной инструкции.

А может быть и так:

Itajime Для начала, сложите ткань гармошкой.

Сложите ее снова в другом направлении - опять же, как гармошку. Поместите его между двумя кусками дерева или любого объекта плоской формы , и привязать его вместе с нитками или резинками.

Араши Она начинается с обматывания ткани вокруг пластиковой трубы ПВХ по диагонали. После того, как ткань обернута, связать кусок шпагата в двойной узел в основании трубы.

Оберните бечевку вокруг ткани. Через 6-7 обертывания вокруг трубы, сдвиньте ткань вниз. Дайте Шпагат сильно затянуть.

Продолжить обертывание и сдавливание...

Кумо Shibori

Сделайте то же самое с противоположной стороны, в шахматном порядке.

Можно д обавить дополнительные резинки, чтобы сделать большой паучок.

Будьте изобретательны - используйте хомут, скрепки и зажимы, необычной формы деревянные предметы, консервные банки, крышки и т.д. Нет правильного или неправильного способа Shibori!

Краску развести в соответствии с инструкцией

Намочить ткань в истой воде. отжать и погрузить в емкость с краской. Все делать очень аккуратно - не дергать, не смещать.

Приблизительно после 5 минут, достать ткань из красителя. Заглянуть во внутрь.

После окрашивания оставить узелки кани на ночь в пакете. Затем хорошую промыть в воде, а затем тщательно освободить от резинки и шпагат.

Как только все части развернули, стирать их в стиральной машине в холодной воде без моющих средств.

по материалам

Шибори - это техника росписи ткани, пришедшая к нам из Японии. Увлекательный процесс росписи ткани в технике шибори позволяет создать удивительные фактуры на ткани порой совершенно непредсказуемые. Техника шибори проста и может быть выполнена без предварительной подготовки и художественных навыков, это одна из техник узелкового батика.

Сегодня мы будем создавать вот такой шибори платок на шелке с помощью пластиковой трубы.

Материалы для работы:

Я решила сделать на одной трубе сразу два платочка на атласном шелке и на полупрозрачном эксельсиоре.

Ход работы:

1 этап - складываем платок косынкой и наматываем на трубу, при этом старайтесь, чтобы намотка была очень тугой. В тех местах где будет намотка останутся не прокрашенные участки ткани, что создаст тот самый рисунок, который нам нужен на батик платке.


2 этап - делаем сборку ткани гармошкой на трубе, очень плотную.


Важно, чтобы труба была с гладкой поверхностью, иначе сборка не получится. Нужно приложить некоторые усилия, чтобы плотно сжать шелк. Все эти манипуляции делаем для того, чтобы в местах сборки платка ткань не прокрасилась.

3 этап - приступаем к окрашиванию. Когда все готово для росписи платка, в тарелочке наводим раствор краски, разбавляя краситель водой при необходимости.



Окрашивание также можно проводить путем погружения трубы в краску, но при этом имеет место большой расход краски, кроме того, такой платок будет долго сохнуть и может слишком сильно окраситься. При таком способе рискуем не получить должного рисунка на платке, поэтому я предпочитаю метод окрашивания кистью.

4 этап - Оставляем ткань просохнуть на сутки. Важно, чтобы наш шибори платок хорошо просох, так как при размотке сырого платка можно безобразно перепачкаться в краске и испачкать ткань в местах, где она не прокрасилась.


5 этап - самый волнующий этап - что же у нас получилось в итоге? Можно снимать платочек с трубы, аккуратно разматывая веревку. Далее необходимо закрепить краситель на ткани паром и простирать платок в щадящем мыльном растворе, чтобы смыть излишки краски с ткани.

Вот какой рисунок получится на одном из платков. Я решила дополнительно задекорировать его серебристым контуром.


А второй платочек подвергся еще многократному окрашиваю в технике узелкового батика и выглядит теперь так:


На этом позвольте завершить мастер-класс, удачных Вам экспериментов и творческих неординарных успехов в технике батик!

Шибори (сибори) – это древняя японская техника окрашивания ткани. Её характерная особенность – особый способ прошивания, заматывания или завязывания участков полотна перед покраской. С этим связано другое называние рукоделия – узелковый батик. Подобные способы крашения существовали и в Индии и африканских странах. Научиться выполнять шибори сможет каждый своими руками, благодаря подробным мастер классам и видео урокам.

Чтобы добиться желаемого результата, рисунок будущей работы и схемы узелков тщательно продумывают заранее. После нанесения краски ткань расправляют, получая замысловатые орнаменты и оригинальные цветовые переходы.

Мастер-класс по окрашиванию ткани в технике шибори своими руками

Вариантов этой техники и разновидностей рисунков довольно много. Одна из разновидностей – комасу, которая позволяет создавать оригинальные геометрические узоры на шелковом полотне.

Материалы, необходимые для окрашивания:
  • Белая шелковая материя.
  • Шаблон для контуров рисунка квадратной формы.
  • Простой карандаш.
  • Иголка с ниткой.
  • Красители для ткани желаемых цветов.

Описание этапов работы:
Отрезок шелка нужно сложить вдвое. Квадратный шаблон можно сделать из подручных материалов, например, упаковки из-под компакт-диска. На ней нужно прочертить линию по диагонали.

Рисунок в виде треугольников размечаем карандашом и прошиваем по контуру. От частоты стежков зависит четкость узора. Для более резких очертаний стежки делают частыми, а для размытого контура – редкими. Завязывать и обрезать нить не нужно. Должно получиться как на фото:

Нитки туго затягиваем, собирая прошитые треугольники. Полученные «ушки» обматывают концами нитей. Частота обмотки и размер не перетянутой части так же влияют на количество краски, которое попадет внутрь узора.

Материалы, которые понадобятся для ленты: деревянная палочка; утюг; краска; шелковая ткань; средства окраски ткани.

Ткань смачиваем и выкладываем лентой, пропуская нить по складкам. Наматываем её на деревянную палочку. Красим по изгибу ленты кистью или губкой. После высыхания нужно прогладить ленту утюгом.

Для закрепления краски заворачиваем все в пленку и нагреваем на паровой бане. Для высвечивания можно использовать перекись водорода.

Валяние шерсти в технике шибори.

В этом мастер классе разберем процесс применения техники шибори в валянии на примере зеркала. Для работы понадобятся: шерсть, зеркальце, москитная сетка, пленка, полотенце и мыло, а так же игла.

Раскладываем квадрат на два плотных слоя шерсти размером как две стороны нашего зеркала. Начинаем валяние, но не доводим процесс до готовности.

Вышиваем рисунок, собирая шерсть в складки. Можно сделать лабиринт, спираль, насекомое и т. п.В центр можно поместить небольшую пуговицу или камешек, от которого будут отходить линии. В желобки так же можно поместить шерсть. Продолжаем валяние.

С изнаночной стороны вкладываем зеркало и оборачиваем заготовкой. Обшиваем периметр на расстоянии 1 см от края. Затягиваем нить и закрепляем ее. Срезаем неровные края на расстоянии около 5 мм.

Заваливаем края иглой. Небольшие кусочки шести рвем, смешивая волокна, закладываем их за край зеркала и заваливаем по-сухому.

Готовый комочек прикладываем, загибаем и приваливаем иголочкой.

Когда это проделано, можно немного завалять по-мокрому - чтобы следов от иглы не осталось.

Технику шибори можно использовать в беретах, шарфах, сумках и т.д. На сколько фантазии хватит.

Платки в технике шибори

Для этого мастер класса понадобится натуральный шелк или тонкий хлопок. Кроме этого будут нужны: краски для шелка, ватный тампон, шприц или кисть, резинки, емкости для краски и воды. Пластиковые бутылки, разрезанные вдоль, прекрасно подойдут для окрашивания и сушки.

Описание работы над платками
Отрезки ткани для платков нужно свернуть или связать. Первый платок сложен пополам дважды.
Второй связываем узлами. Третий обмотан вокруг банки, обернутой целлофаном, и стянут резинками (можно стянуть нитками).
Четвертый платок связан узлами по углам и посередине.

Заготовки смачиваем в воде и отжимаем. Можно приступать к окрашиванию. Какие бы схемы окрашивания вы не выбрали, последовательность нанесения цветов всегда будет одинаковой - от более светлых красок к темным тонам.

  • Для первого платка краска трех цветов наносится послойно – желтая, оранжевая, коричневая.
  • Для второго платка – желтый и зеленый цвета.
  • Для третьего – желто-зеленый, бирюзовый и синий.
  • Для четвертого платка – бежевый и коричневый.

Окрашенный батик посыпаем солью. Оставляем сушиться, не разворачивая (около суток).
Проглаживаем готовые изделия утюгом. Для закрепления некоторых красок этого достаточно, другие нужно закреплять паром.

Видео по теме статьи

Для тех, кто хочет разобрать процесс окрашивания более подробно и почерпнуть новые идеи для творчества, мы подготовили подборку видео уроков: