الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

  ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО   ЖЕНСКАЯ ДЕТИ  МОЗАИКА   ВИДЕО ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

Ученые Ислама

Имам Бухари – основатель хадисоведения

Имам Бухари – имя, которое вызывает чувство благоговейного уважения в душе каждого мусульманина. Он был одним из величайших ученых и создателем науки о хадисах. Его авторитетный сборник хадисов «Джами ас-Сахих» считается второй достоверной книгой Ислама после священного Корана.

Ко второму веку хиджры большинство сахабов (сподвижников), которых учил Исламу непосредственно Посланник (САС), уже умерли. Последний из сподвижников Пророка (САС) ушел из жизни в 110 году хиджры. Таким образом, с каждым годом увеличивалась вероятность того, что некоторые люди в своих личных интересах начнут искажать слова Пророка (САС). Поэтому было крайне важно собрать и определить достоверность имеющихся хадисов, причем необходимо, чтобы это происходило безотносительно к интересам существующей власти. Собрать все известные высказывания, классифицировать их по категориям как достоверные, хорошие, слабые и ошибочные – это было колоссальной работой.

И эту великую задачу взял на себя имам Бухари, персидский исламский ученый из Хорасана. Он провел 16 лет, изучая, собирая и систематизируя материал хадисов. Кроме того, он выработал самые строгие правила оценки и определения подлинности того или иного хадиса. Таким образом, он известен как основатель хадисоведения. Остаток жизни он провел, передавая свои знания хадисов и пропагандируя литературу о хадисах. Его ученик имам Муслим стал вторым в мире мухаддисом после своего учителя.

Имам Бухари (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Барадзбей) родился в Бухаре (современный Узбекистан) в 196 году хиджры (810 год). Лишился отца в раннем детстве, в малолетстве ослеп, но благодаря горячим молитвам матери ему было возвращено зрение, а также дарована острая память, которые позволяли ему читать и писать при свете луны, при этом, все прочитанное или услышанное запечатлевалось в его памяти навсегда.

В возрасте 9 лет он знал наизусть весь священный Коран. После этого он приступил к изучению хадисов, занимаясь с различными учеными в своем городе. В возрасте 18 лет он отправился в Мекку, где прожил 16 лет, собирая хадисы. Он дважды побывал в Египте и Сирии, четыре раза – в Басре, провел много лет в Хиджазе, множество раз приезжал в Куфу и Багдад. Сообщают, что он запомнил около 600 тысяч хадисов, которые собрал у более, чем тысячи ученых.

Спустя 16 лет он вернулся в Бухару и начал составлять сборник «Джами ас-Сахих». Из всего своего огромного собрания он отобрал 7275 хадисов и скомпоновал их в 93 раздела. Хотя имаму Бухари принадлежит авторство многих книг, наибольшую известность ему принесли «Тарих аль-кабир», «Адаб аль-муфрад», «Сахих аль-Бухари». Первую он писал лунными ночами в мечети Пророка в Медине.

Имам Бухари обладал исключительной памятью. Уже в молодые годы он помнил наизусть 70 тысяч хадисов, а с возрастом их число достигло 300 тысяч, 100 тысяч из них были сахих (достоверные), 200 тысяч – хасан (хорошие), да’иф (слабые) и другие .

Передают, что известный ученый ханбалитского мазхаба, Абу Бакр Кальуазани рассказывал: «Я никогда не встречал человека с такой великолепной способностью запоминать, как Мухаммад ибн Исмаил (т.е. Бухари). Он брал у ученых книги, прочитывал очень быстро, и запоминал все их содержание».

В 250 году имам Бухари поселился в Нешапуре, где встретил Муслима ибн аль-Хаджаджа, который стал его учеником, составил «Сахих аль-Муслим», считается вторым в мире хадисоведом после Бухари .

Книга хадисов имама Бухари является первой из шести канонических сборников хадисов, объединенных названием «Сихах-ситта», которые составлялись в 200-300 годах хиджры и включают:

- Сахих Бухари (имам Бухари, умер в 256 году хиджры);

- Сахих Муслим (Муслим ибн аль-Хаджжадж, умер в 261 году хиджры);

- Сунан аль-Сугра (аль-Наса’и, умер в 302 году хиджры);

- Сунан Абу Дауд (Абу Дауд, умер в 274 году хиджры);

- Джами аль-Тирмизи (аль-Тирмизи, умер в 278 году хиджры);

- Сунан ибн Маджа (ибн Маджа, умер в 273 году хиджры).

Хафиз Ахмад бин Ади рассказывал, что однажды имам Бухари приехал в Багдад, где признанные знатоки хадисов устроили ему испытание: они взяли сто хадисов, подставили цепочки передачи одних к текстам других и предложили имаму Бухари восстановить истинные хадисы. Имам не только смог повторить перепутанные хадисы, но и указал, какие цепочки передачи на самом деле относятся к приведенным текстам. Его удивительные знания потрясли людей, и они стали уважать его еще больше.

Имам Бухари занимался помимо науки также и торговлей. Все, кто его знали, отзывались о нем, как о честном и порядочном торговце. Рассказывают, что однажды, услышав о поступлении новой партии товара, к имаму приехали купцы и предложили продать весь полученный товар за прибыль в пять тысяч дирхемов. Абу Абдуллах согласился и велел им прийти на следующее утро. На следующее утро к нему пришла группа других купцов, которые предложили купить весь товар за прибыль в десять тысяч дирхемов. Аль Бухари ответил, что он уже вознамерился продать свой товар купцам, которые приходили к нему вчера.

Несмотря на то, что имам Бухари был богатым человеком, он вел очень простую жизнь, раздавая большинство своего дохода бедным. Один из его учеников Мохаммед Хатим Варрак рассказывает, что как-то имам, когда жил в гостинице близ Бухары, собственноручно занимался кладкой кирпичей. Когда Варрак предложил ему оставить эту работу для него, он ответил: «В Судный день эта работа мне пригодится».

Рассказывают, что у имама Бухари была земля, которую он сдавал в аренду одному крестьянину за пять тысяч дирхемов каждый год. Крестьянин этот иногда угощал имама свежими огурцами, потому что он очень любил свежие огурцы. В знак благодарности за угощение Бухари, отказывался брать арендную плату за один год. Он всегда материально помогал нуждающимся среди своих учеников, и делал это так, что ни один из них не чувствовал свою бедность и не знал никогда, что помощь поступает от самого учителя. Сам Бухари ходил в таком одеянии, что вряд ли кто-либо мог его отличить от остальных. Абдуллах ибн Мухаммад ас-Сарифи (известный мухаддис, ученик Бухари) рассказывал: «Однажды когда я находился в гостях у Абу Абдуллах аль Бухари, вошла его рабыня и споткнулась об чернильницу, которая стояла возле имама и опрокинула ее. Бухари воскликнул: «Как ты ходишь?» «Если нет свободного места для прохода, как мне ходить?!» - ответила та. Имам Бухари улыбнулся и сказал: «Ступай я освободил тебя! (отныне ты свободная женщина)». На вопрос, почему он так поступил, ведь она разозлила его, он ответил: « Она меня разозлила, но я успокоил себя своим поступком».

В 250 году хиджры имам Бухари приехал в Нешапур, где его очень хорошо приняли. По словам имама Муслима из Нешапура, ему никогда не доводилось видеть, чтобы кому-нибудь из ученых или правителей оказывали столь пышный прием. На лекции имама Бухари собирались тысячи людей. Его популярность злила местного правителя, и имам Бухари решил уехать из Нешапура в Бухару, где его тоже приняли с большим почетом. Здесь он начал преподавать и открыл школу для регулярных занятий. Но спустя некоторое время из-за сложных отношений с местным правителем он также уехал - на этот раз, надеясь вернуться в родной Самарканд.

Но когда ему оставалось всего несколько километров пути, он узнал, что ему нельзя войти в город. Ему больше некуда было идти, и он взмолился Всемогущему Аллаху, говоря, что земля стала для него мала, и попросил скорее забрать его. Его мольбы были услышаны, и накануне Ид аль-Фитра, в первую ночь Шавваля 256 года хиджры имам Бухари закончил свой жизненный путь.

Его похоронили в селении Хартанг, недалеко от Самарканда.

Абд аль-Вахид ибн Адам Авайси рассказывал: «Я увидел во сне Пророка (САС), который стоял в окружении сахабов, и спросил его «Кого вы ждете?», он ответил: «Бухари». Через несколько дней я услышал о том, что имам Бухари умер. Он умер в тот момент, когда я увидел Пророка (САС) в своем сне».

Абу Джаафар рассказывал, что слышал как Йахйа бен Джафар говорил: «Если бы я смог продлить жизнь имама Бухари за счет своей собственной, то сделал бы это. Моя смерть – это смерть одного человека, смерть Бухари - смерть целой науки». Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил, что равного аль-Бухари, земля Хорасана не видывала. Саид ибн Джаафар говорил: «Ученые Басры подчеркивали, что на свете не было ученого, более знающего и более благочестивого».

«Сахих аль-Бухари» является наиболее достоверным собранием хадисов, которые охватывают все аспекты жизни человека и обеспечивают праведное руководство Пророка (САС). Известно, что имам аль-Бухари не записывал ни одного хадиса, не совершив полного омовения и молитвы в два ракята, чтобы получить благословение Всевышнего.

Имам Бухари прожил 62 года и посвятил свою жизнь грандиозной работе, благодаря которой вот уже 1200 лет Умма имеет надежное руководство. К его труду написаны десятки комментариев, с его помощью сотни ученых обучают тысячи учеников по всему миру. Да вознаградит его Всемогущий Аллах наилучшим!

Абу Тарик Хиджази. Подготовлен по материалам «Ислам для всех».


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"